Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте

Наталия Зайцева
Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте

Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития произвольности поведения.

Произвольность — это сознательная саморегуляция поведения, опосредствование своей деятельности (внешней и внутренней). Необходимым условием для этого является осознание своих действий.

Начиная с трехлетнего возраста начинает формироваться сложная внутренняя организация поведения. Мотивы деятельности сменяются и вступают в конфликт. В результате этой борьбы возникает соподчинение. Соподчинение мотивов сформируется поначалу в общении со взрослыми в зависимости от ситуации. В дальнейшем появляется возможность для выбора собственной модели поведения, которое не зависит уже от ситуации и теряет непосредственность.

Все этапы становления произвольности связаны между собой. При переходе от одного этапа к другому происходит насыщение процесса новыми признаками.

-Начальный этап связан с развитием произвольности движений. Сюда включено развитие моторики. В движениях появляется ориентировка, подчинение цели и мотиву

-Второй этап предполагает произвольность регуляции действий. в своих действиях ребенок уже ориентируется не только на образец, показанный взрослым, но и на собственный замысел. Постепенно зымысел (внутренний образ) начинает преобладать.

-Третий этап характеризуется включением психологических функций. Воображение, мышление, речь и внимание становятся преднамеренными. Поставленную цель ребенок запоминает и выполняет.

Занятия по развитию произвольности определены задачами:

-развитие зрительно-мотрной координации,

-развитие активности личности,

-развитие умения действовать и работать по алгоритму в соответствии с поставленными задачами,

-стимулирование осмысления своих действий, поиска смысла, анализа действий,

-обучению навыкам самоконтроля и самооценки через контроль и оценку воспитателя.

В работу по развитию произвольности включены упражнения на развитие произвольности движений, становление произвольного внимания произвольно выполнять действия. Упражнения должны усложняться постепенно.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Игровая деятельность в дошкольном возрасте «Игровая деятельность в дошкольном возрасте» Выполнила: Соловьева Марина Владимировна – воспитатель МБДОУ Неклюдовский детский сад «Рукавичка».

Дежурство в старшем дошкольном возрастеДежурство в старшем дошкольном возрасте В этом возрасте дети могут самостоятельно под присмотром взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок столы и пространство,.

Развитие воображения в дошкольном возрасте Развитие воображения в дошкольном возрасте Ранний возраст-замечательное время для развития воображения. Ребенок уже в 1,5 года узнает изображение.

Компьютерная зависимость в дошкольном возрасте Аннотация: В статье рассматриваются причины и способы предотвращения формирования компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста.

Основные закономерности развития личности в дошкольном возрасте С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту.

Предпосылки дисграфии в дошкольном возрасте Письмо – сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: зрительный, речеслуховой,.

Опыт работы «Психологические особенности взаимодействия семьи и ДОУ в раннем возрасте» Приоритетным направлением в развитии современного образования является его непрерывность. Важным условием является обеспечение эффективного.

Развитие самосознания в дошкольном возрасте Интенсивное развитие самосознания у детей происходит в дошкольном возрасте. Ребенок задумывается об отношении к нему, анализирует себя и.

Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте Театрализованная деятельность в дошкольном возрастеЗанятие театрализованной деятельностью в дошкольном возрасте способствует развитию творческого.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте
Опубликовано: 12 января 2018 в 23:41
+166Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детская развивающая игра своими руками «Вязаная грядка с овощами»
Ирина Баринова Детская развивающая игра своими руками "Вязаная грядка с овощами". Сейчас в современном мире мы покупаем своим детям различные развивающие...
Фотоотчет о занятии аппликацией в подготовительной группе «Ваза с фруктами»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Разрешите представить Вам фотоотчет с занятия аппликацией на тему: "Ваза с фруктами"....
Система работы по выявлению и развитию способностей детей
Цель: выявление и развитие способностей воспитанников. Планируемые результаты:  создание базы данных детей с разными способностями; ...
«Собери флаг». Дидактическая игра
22 августа наша страна отмечает знаменательную торжественную дату – День Российского флага. Государственный флаг России - это символ Родины: единства и...
Игровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма...
Безопасность детей на дороге… Как важно научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге. Это главная задача взрослых. И в первую очередь...