МААМ-картинки

Педагогическое общение — особый вид творчества педагога-воспитателя

Галина Саранцева
Педагогическое общение — особый вид творчества педагога-воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическое общение – особый вид творчества

педагога-воспитателя дошкольного учреждения.

Дошкольный возраст – период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми и через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Публикация «Педагогическое общение — особый вид творчества педагога-воспитателя» размещена в разделах

Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения: осваивая мир постоянных явлений и вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению, испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, ребенок, вместе с тем, начинает осознавать некоторую относительность постоянства вещей.

В изменяющихся отношениях с взрослыми и сверстниками дошкольник постепенно приобретает свойство рефлексии на другого человека. Именно в дошкольном возрасте через отношения с взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, со сказочными и воображаемыми персонажами, игрушками и т. д.

Дошкольный период развития ребенка характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, развиваются воображение и память, проявляется способность к символическим действиям, укрепляется опорно-двигательный аппарат.

Дошкольный возраст – это время активной любознательности детей. Ребенок начинает осмысливать связь между событиями и явлениями, может делать простейшие обобщения.

Дошкольный возраст отличается тем, что обеспечивает общее развитие, которое служит фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, освоения различных видов деятельности, формирования мировоззренческих основ.

Несомненно, что именно в данный период становления личности ребенка основным фактором его развития является личность взрослого – родителя, педагога-

воспитателя в дошкольном учреждении.

Многообразие и сложность задач формирования личности ребенка делает проблему педагогического мастерства особенно актуальной для современной теории и практики дошкольного воспитания и образования.

Проблема личности учителя и качеств, необходимых ему в практической деятельности, исследовалась с момента выделения в обществе людей, отвечающих за воспитание и обучение подрастающего поколения. Об этом говорят нам многочисленные труды деятелей античности: Квинтилиана, Гарация. Много внимания проблеме «идеального учителя» уделяли Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, И. Гете, А. Дистервег. Также русские просветители: М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, педагоги-новаторы : А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и другие.

Одним из основных компонентов педагогического мастерства является педагогическое общение, которое понимается как профессиональное общение педагога-воспитателя с дошкольниками на занятии и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, а так же на другого рода психологическую оптимизацию учебной и воспитательной деятельности, отношений между воспитателем и воспитанником, и внутри детского коллектива. Речь педагога-воспитателя в ДОУ должна привлекать своей естественностью, разговорным мелодическим рисунком, выразительностью.

Немаловажным компонентом педагогического мастерства является педагогическая техника, включающая в себя два вида умений. Это умение управлять собой: внешним видом, эмоциями, настроением, техникой речи, социально-перцептивными способностями. А так же умения воздействовать на других: диалектические, организаторские, конструктивные и коммуникативные, артистизм.

Очень часто педагогическую деятельность приравнивают к актёрской деятельности, так как они обе сродни искусству. Педагогическое искусство называют «театром одного актёра» [7].

Педагогическая деятельность тесно связана с театральным творчеством. «Представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель - возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры; тот и другой труд подвижен, изменчив; только в актёрской и педагогической профессиях мы встречаемся с уникальным совпадением личности творца и инструмента творчества» [4].

Есть и общие моменты в педагогической технике и технике актёрского искусства. Во-первых - общие принципы деятельности, которая неразрывно связана с духовным назначением, с нравственностью, с бережным отношением к своей душе и душам детей, с постоянной работой над своей техникой, развитием и совершенствованием. То есть также сочетает в себе эстетику - этику - технику.

Во-вторых - употребление в педагогике терминов заимствованных из области театрального искусства, такие, как: «экспозиция», «завязка», «кульминация», «интрига». Это составляющие драматургии урока, в сущности которого заложены законы сцены. Отсутствие одного из составляющих, приводит к спаду напряжения на занятии, интереса к занятию, и в итоге - ко всему процессу учения.

В-третьих - использование терминологии театральной педагогики, например, сверхзадача - та конечная цель воспитывающего обучения, которую ставит педагог, проектируя развитие детей: обозначение средней и дальней перспективы обучения, разработка педагогического и воспитательного стратегического плана [4]. В работе педагога-воспитателя большое внимание уделяется выбору, определению цели занятия или отдельного его этапа. Для возникновения «рабочего» самочувствия нужно сосредоточиться на ведущей задаче занятия, его познавательном и воспитательном замыслах, на сверхзадаче обучения и воспитания.

Сотворчество, взаимодействие с детской аудиторией играет важную роль в педагогической деятельности. Ш. А. Амонашвили писал: «. педагог должен владеть способностью перевоплощаться, умением входить в роль. На сцене артист забывает обо всём, кроме жизни своего героя, в которого он перевоплощается и делает это так искусно, что зритель происходящее на сцене воспринимает как действительное. Профессия учителя в этом смысле более сложная. Он тоже принадлежит, но не тем людям, которые для него имеют общее имя «зритель», а детям, которые для него обозначены конкретными характерами» [2]. Занятие не состоится, если не будет совместной «игры» педагога с дошкольниками.

Рамки творчества. Актёр исполняет чужой замысел. Несомненно, что воспитатель обладает большей свободой на занятии, чем актёр. Так как, а педагог в нужный момент может изменить ход, темп занятия, наполнить его иным содержанием (если этого требует ситуация, реакция ребят, то есть, можно сказать, что педагог сам себе и режиссер и актёр. А актёр лишён этого, он может только исполнять, следовательно, рамки педагогического творчества гораздо шире.

Перевоплощение в педагогической профессии не совпадает с актёрским самовыражением. Актёрское перевоплощение понимается как способность к внутренним и внешним перестройкам, создание характерности. В то время, как педагогическое перевоплощение представляет собой способность давно известный учебный материал представить как бы впервые и «заразить» учеников впечатлением новизны и неожиданности, способность достоверно «вжиться» в ученика и вместе с ним пройти путь от незнания к знанию» [4].

Словесное оформление занятия. Продумывая замысел занятия, педагог-воспитатель моделирует своё изложение: ищет верное соотношение целого и его частей, где слово должно выражать содержание занятия, его композицию и возможности восприятия детей. Слово педагога должно повлиять на ребенка, организуя его целесообразное поведение, изменять это поведение в зависимости от различных социальных ситуаций. Речь педагога-воспитателя призвана включать дошкольников в живой процесс сознательного творческого освоения знаний, вызывать ответное сопереживание.

Темпоритм ( входят: скорость речи в целом, длительность звучания отдельных слов, слогов, паузы в сочетании с ритмической речью, её размерность). Прежде чем начать свою речь, в первые минуты общения, очень важна пауза: именно в эти секунды детский коллектив привыкает к появлению педагога, формируется первое впечатление, устанавливается зрительный контакт с детьми.

Известно, что оптимальный темп речи русских, составляет около 120 слов в минуту. Но экспериментальные данные показывают, что в 10-11 классах - не более 60 слов, а для дошкольников темпоритм должен быть намного медленнее, что связано с возрастными особенностями детей дошкольного возраста: рассеянность внимания, малый объем производного внимания, производной памяти и т. п. Длительность звучания отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значимости в данный момент. Вместе с тем, темп учебной деятельности должен быть высоким. Но важно учитывать возможности детей и особенности усвоения ими учебного материала.

Партитура произведения. Это понятие употребляется, как в искусстве, так и в педагогике. Имеется в виду выстраивание всех партий, всех голосов произведения (занятия) в единое целое, их организация, что является заботой режиссера: согласованность работы всех участвующих в действии лиц, определение плана работы, постановка сверхзадачи. Как писал В. И. Загвязинский: «. каждый урок - оригинальное педагогическое произведение» [8].

Пристройки - «это система приёмов, избираемая для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации» [4]. Педагогический процесс - это движущаяся коммуникативная система и эффективность управления ею во многом зависит от усилия педагога находить и искусно «прилаживать» приспособления для общения.

В настоящее время существуют различные мнения о том, нужен или не нужен артистизм педагогу, как профессиональное качество. Определяя наиболее важные качества в профессионально-педагогической деятельности, на первое место ставят - знание педагогом материала своего предмета, владение методикой педагогического воздействия, развитое психолого-педагогическое мышление. А артистизм часто не входит в перечень необходимых педагогу качеств. Аргументом против педагогического артистизма выступает мнение, что дети сразу «раскусывают» подыгрывание. Амонашвилли Ш. А. по этому поводу пишет о том, чтобы дети, сидящие за партами, смотрящие в глаза, ожидающие от учителя чего-то важного, действительно радовались каждому школьному дню, воспитывались и обучались, не думая о том, что воспитываются и обучаются, учитель должен заботиться о том, чтобы нить деловых отношений была непрерывной и прочной. Учитель должен набраться смелости и сыграть неповторимую роль педагога-актёра. А суть этой роли заключается в том, что деловые отношения между учителем и детьми не должны терять для них своей правдивости, лишать их чувства свободного выбора, чувства исключительности своего участия в деятельности на уроке [1].

Важно разграничивать также понятия «артистизм» и «актёрствование», «педагогическое мастерство» и «педагогическая техника». Если речь идёт об артистизме, то в игре есть элемент мастерства и психологической гибкости воспитателя, актёрствование же ребята легко разгадывают. Словарь современного русского литературного языка определяет артистизм с двух точек зрения:

1. «Выдающиеся способности, художественная одарённость, свобода перевоплощений, с помощью которой человек легко, непринуждённо «входит в образ». Особое умение держать себя, изящество манер, грациозность движений, обычно свойственные артистам.

2. Высокое мастерство, достигнутое кем-либо в области искусства. Высокое мастерство в каком-либо деле, в выполнении чего-либо» [9].

Задача артистичного педагога - оказать эмоциональное воздействие на дошкольников, вызвать в душах отклик, определённые переживания, вызвать впечатление своим отношением, чувствами, заставить играть воображение. Нельзя забывать, что целью педагога является формирование у ребенка личностной позиции на основе системы убеждений, которые не сводятся к сумме знаний; определённого отношения к объектам окружающего мира; положительного отношения детей к учебному процессу и ко всем воздействиям, организуемым в дошкольном учреждении [4].

Педагогический артистизм предполагает открытость и непосредственность педагога, умение говорить и действовать напрямую, делиться тем, что есть внутри. Перевоплощение требует умения «сыграть роль», способности стать другим, оставаясь самим собой. Также важно наличие у учителя внешней привлекательности. И дело не в красивости черт лица, а в умении учителя следить за собой, обаяние и естественность.

Вызывая эмоционально-чувствительный отклик у ребят, в деятельности педагога не маловажную роль играет и речевой артистизм.

Речевой артистизм - состоит из компонентов таких, как: энергетика речи, интенсивность, ассоциативность, выразительность, экспрессивность, тонкое и уместное использование невербального языка [4]. Рассмотрим компоненты речевого артистизма.

Энергетика речи выражается в единстве манеры поведения и произнесения речи. Важно, чтобы педагог не суетился, а эмоционально произносил фразы, был уверен в своих словах, в правильности аргументов. На этой основе чаще складывается доверие к педагогу. Чем ярче личность педагога по уму и культуре, тем сильнее у ребят ощущение, испытываемое от соприкосновения с педагогом. Известен тот факт, что эмоционально дети чувствуют исходящие от педагога токи добра, незаурядности, духовности.

Интенсивность речи характеризуется изменением темпа подачи информации. Медленный темп речи, с одной стороны, облегчает восприятие, с другой - не даёт стимула к непроизвольному вниманию. Быстрый темп речи - тормозит процесс постижения смысла сказанного, утомляет и разрушает внимание ребят, поэтому необходимо найти «золотую середину».

Ассоциативность речи предполагает стимуляцию душевных и интеллектуальных резервов детей - это сопереживание и размышление слушателей, основанные на эмоциональной и рациональной памяти. Для ассоциации используются такие приёмы, как: аналогия, примеры (музыки, живописи, видео клипов).

Выразительность речи - повышение эмоциональной окрашенности содержания достигается за счёт интонационного разнообразия речи педагога. Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем информация выразительнее и доступнее. Нужно учиться говорить одну и ту же фразу с разными интонационными оттенками в голосе. Также нельзя забывать и о логическом ударении, которое играет важную роль в процессе работы над интонацией, над диапазоном речи. Логическое ударение может в корне изменить смысл одной и той же фразы. Особое внимание нужно уделить и голосовой тональности. Известно, что психологическое доверие к низким голосам гораздо больше, чем к высоким. Учитывая этот факт, следует позаботиться педагогу о постановке своего голоса, с помощью специальных упражнений по актёрской и педагогической технике.

Экспрессивность речи выражается в эмоционально-напряжённой речи педагога, его мимике, жестах и позе: это страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание - всё это вовлекает ребят в беседу.

В стремлении к артистической речи важно уметь пользоваться «риторическим инструментарием» [4]. Этот риторический инструментарий выступает в виде ряда коммуникативных эффектов: эффекта визуального имиджа, первых фраз, аргументации, квантового выброса информации, паузы, релаксации, дисперсии, воображения, дискуссии, эллипса. Остановимся на некоторых из них.

Эффект визуального имиджа основан на впечатлении о внешнем виде педагога : привлекательный внешний вид, хорошая манера общения, открытый доброжелательный взгляд - всё это оказывает положительное воздействие на дошкольников ещё до момента общения.

Эффект первых фраз закрепляет или корректирует первое впечатление детей о педагоге. Главным критерием эффекта первых фраз является заключённая в них интересная информация. Она может быть и не абсолютно новой, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными приёмами.

Эффект квантового выброса информации направлен на поддержание внимания аудитории, заставляет ребят активизировать внимание. Вследствие этого детям приходится прилагать больше усилий для концентрации внимания. И в этом случае на помощь приходит эффект релаксации, в центре которого находится юмор. Благодаря юмору происходит естественная пауза для отдыха интеллекта.

Эффект дискуссии имеет цель поставки проблемы, интересной для ребят, вовлечения их в обмен мнениями, вследствие чего создаё тся два образа: образ сотрудничества и образ собеседования. Но эффект дискуссии требует, чтобы речь педагога была обращена к ребенку, как партнёру по общению, то есть любое высказывание воспитателя, как ведущего партнёра, учитывает реакцию дошкольника (детского коллектива) и стимулирует своей поддержкой того, кто вносит наибольший вклад в поиск истины.

Эффект воображения: педагог, активизируя мыслительную деятельность воспитанников, активизирует и их воображение, то есть побуждает детей к потребности интеллектуальной деятельности.

Эффект эллипса. «Эллипс» - это пропуск структурно необходимого элемента высказывания, который в данном контексте легко восстанавливается [6]. Такой эффект придаёт речевому общению игровую форму и вызывает эмоциональное оживление.

В заключение отметим, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, поскольку ориентирована на стимулирование, организацию, коррекцию работы всех участников воспитательного процесса. Воздействие педагога-воспитателя в дошкольном образовательном учреждении должно строиться по следующей схеме: цель – средство – результат, на основе творческого начала, поскольку в содержании учебно-воспитательного процесса, в подборе средств и методов воздействия на детей дошкольного возраста не может быть привычных схем, однообразных рекомендаций и готовых рецептов.

Список используемой литературы

1. Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония. - Екатеринбург, 1993. – 140с.

2. Амонашвили, Ш. А Как живете, дети? - Екатеринбург, 1986. - 176с.

3. Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте, дети! - М. Просвещение 1988.- 208с.

4. Булатова, О. С. Педагогический артистизм. – М. : Академия, 2001. – 240с.

5. Галигузова, Л. Н., Смирнова, Е. О. Ступени общения : от года до семи лет. – М. : Просвещение, 1992. - 143с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Тема: «Формирование основ правильных взаимоотношений с окружающими» Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные,.

Портфолио воспитателя для аттестации на первую категорию Мое портфолио -это результат работы в дошкольном учреждении. В портфолио представлены достижения педагога и воспитанников. На фотографиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое общение — особый вид творчества педагога-воспитателя
Опубликовано: 24 сентября 2013 в 22:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическое общение — особый вид творчества педагога-воспитателя» (включая файлы) размещена пользователем Галина Саранцева (УИ 134543) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД