светлана крылова
Сборник дидактических заданий для воспитанников подготовительной группы ДОУ по теме «Состав числа»
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник дидактических заданий для воспитанников подготовительной группы ДОУ по теме «Состав числа»
Составитель
Крылова Светлана Витальевна, воспитатель
Введение
Каждое занятие предлагается как первоначальное, ознакомительное.
Публикация «Сборник дидактических заданий для воспитанников подготовительной группы ДОУ по теме „Состав числа“» размещена в разделах
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Подготовительная группа
- Состав числа. Игры, дидактические пособия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Сначала число представляется детям в виде единиц, а затем с помощью графического изображения кружков. По словесному руководству воспитателя, ребенок выделяет составные части числа.
Занятия на закрепление требуют индивидуального творческого подхода и воображения воспитателя.
Это составление и решение задач, математических выражений на основе кружков и запись их в тетрадях. Можно считать кружки с лева на право, а потом справа налево, и коснуться правила перемена мест слагаемых. Также на последующих занятиях на закрепление можно считать все кружки в ряду, а потом отнимать красные или синие и на этой основе составлять и решать задачи и математические выражения со знаком минус.
На основании того, что не во всех числах кружки делятся на равные части, объяснить детям понятие «четного» и «нечетного» числа.
Так же можно закреплять понятия верхний нижний средний и т. д. ряд. Счет слева, справа, пересчет кружков.
Благодаря «волшебным» кружкам воспитатель может проявить свою фантазию и разработать много различных упражнений, которые будут способствовать закреплению знаний о составе числа у детей.
Число 2
Воспитатель выставляет утят по одному.
-Ребята, однажды на пруду за уточкой плыл один утенок и еще один.
1 и 1. Всего два
Значит один и один будет два
В тетрадях у детей два кружка.
- Дети возьмите красный карандаш и закрасьте первый кружок.
- А теперь, другой кружок закрасьте синим карандашом.
- Сколько красных кружков? (1)
Сколько синих? (1)
- Сколько всего? (2). Один и один всего два.
Вывод:
Число 2 состоит из 1 и 1.
Число3
Воспитатель выставляет утят по одному.
-На пруду плавал утенок, к нему пришёл еще один, а потом еще один.
А сколько их всего(3)
1и1и1, а всего - 3
А теперь давайте поиграем в тетрадях с кружками.
Закрасьте первый кружок красным карандашом,
остальные синим.
- Сколько красных кружков? (1)
- Сколько синих? (2)
- Сколько всего? (3)
1 и 2, всего 3.
Вывод
Число 3 состоит из трех единиц
Из 1 и 2
Число 4
Воспитатель выставляет утят по одному.
-Теперь на пруду стало весело, потому что как-то плавал там утенок, и ещё утенок, и ещё утенок, и еще утенок.
А сколько всего на пруду утят? 4
1и1и1и1 а всего - 4.
А теперь в тетрадях мы посмотрим, что у нас два ряда кружков
- Закрасьте в первом ряду первый кружок красным цветом, а остальные синим.
- Сколько красных кружков? (1)
- Сколько синих? (3) Сколько всего? (4)
1 и 3 будет 4.
Во втором ряду закрасьте первых 2 кружка красным цветом, остальные синим.
- Сколько красных кружков? (2) Синих? (2) всего (4).
Вывод: число 4 состоит из четырех единиц.
Из 1 и 3
Из 2 и 2
Число 5
Воспитатель выставляет ромашки по одной.
-Однажды утром в саду, когда светило солнышко, распустилась ромашка, потом еще одна ромашка, и еще одна ромашка, а потом еще ромашка, и еще ромашка.
Сколько всего ромашек в саду? 5.
Значит 1 и 1 и 1 и 1 и 1, а всего 5.
Давайте откроем тетради и поиграем с кружочками.
Ребята, закрасьте в первом ряду первый кружок синим цветом, остальные красным. Сколько синих? 1, а красных? 4. Всего 5. Значит 1 и 4, будет 5.
Во втором ряду два кружка синим цветом, остальные красным.
Сколько синих? 2. Сколько красных? 3. А всего в ряду? 5.
Значит 2 и 3 будет 5.
Сделаем вывод. Число 5 состоит из пяти единиц.
Из 1 и 4.
Из 2 и 3.
ЧИСЛО 6
Воспитатель выставляет птиц по одному.
-На ветку рябины прилетел снегирь, и ещё снегирь, прилетел потом еще один, и ещё один прилетел, еще прилетел и еще один снегирь увидел ягодку, прилетел.
Сколько всего снегирей на ветке? 6, а как их получилось 6? 1 и 1 и1 и 1 и1 и 1 а всего 6
А теперь откроем тетради и поиграем с нашими кружочками.
1 и 5=6 2 и 4=6 3 и 3=6
Рассмотрим верхний ряд кружков, и первый из них закрасим красным цветом, остальные синим.
Сколько красных? 1. Сколько синих? 5. А всего 6.
1 и 5 вместе будет 6.
Во втором ряду 2 первых кружка закрасим красным цветом, остальные синим.
Сколько красных? 2. Сколько синих? 4. А всего 6.
Значит 2 и 4 будет 6.
А в третьем ряду закрасим 3 первых кружка красным, а остальные синим.
Сколько синих? 3, а всего 6. Значит 3 и 3 вместе будет 6.
Сделаем вывод, из чего состоит число 6.
Из 6 единиц.
Из 1 и 5 Из 2 и 4 Из 3 и 3
ЧИСЛО 7
Воспитатель выставляет гномиков по одному.
Ребята, к нам в гости пришел гномик, ой еще 1, еще 1, еще 1, еще 1, еще 1, еще 1. Сколько же всего гномиков? 7.
Число 7 состоит из семи единиц. Поиграем с кружками.
1+6=7 2+5=7 3+4=7
В первом ряду закрасим первый кружок красным цветом, а остальные синим.
Сколько красных? 1. Сколько синих? 6. А всего 7.
1 и 6 всего 7.
Теперь во втором ряду закрасим два красных кружка, а остальные синим.
Сколько красных? 2, синих? 5. А всего 7.
2 и 5, будет 7.
В третьем ряду закрасим первых 3 кружка красным, а остальные синим.
Сколько красных? 3, синих? 4. А всего 7.
Значит число 7 состоит из 3 и 4.
Сделаем вывод. Число 7 состоит из семи единиц.
Из 1 и 6. Из 2 и 5. Из 3 и 4.
ЧИСЛО 8
Воспитатель выставляет грибки по одному.
Однажды в лесу после дождика, когда выглянуло солнышко, вырос грибок, и еще грибок, и еще, еще, еще, и еще, еще и опять грибок. Ну и ну, сколько грибов? 8.
1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1, а всего 8 грибов.
Откроем тетради и поиграем с кружочками.
1 и 7, 2 и 6, 3 и 5, 4 и 4.
Кружочки расположены по рядам. Сколько рядов? 4.
Считать будем с верхнего ряда.
В первом ряду, первый кружок закрасьте красным цветом, а остальные синим.
Сколько красных кружков? 1. А синих? 7. А всего в ряду? 8. Значит 7 и 1 будет 8.
Во втором ряду 2 первых кружка закрасьте красным, остальные синим. Сколько красных? 2. Синих? 6. Всего 8. Значит 2 и 6 будет 8.
В третьем ряду 3 кружка закрасьте красным, остальные синим. Считаем: Сколько красных? 3. Синих? 5. Всего в ряду 8.
В четвертом ряду первых 4 кружочка закрасьте красным, остальные синим.
Сколько красных? 4. Синих? 4. Всего 8. Значит 4 и 4 будет 8.
Сделаем вывод. Число 8 состоит из восьми единиц.
Из 1 и 7 Из 2 и 6 Из 3 и 5 Из 4 и 4
ЧИСЛО 9
Воспитатель выставляет яблоки по одному.
Однажды по лесу бежал ёжик и нашел яблоко. Потом еще одно яблоко, и еще одно, и еще, еще, еще, и еще, еще, одно яблоко.
Ну и ну. Сколько яблок? 9
1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1, а всего 9 яблок.
Откроем тетради и поиграем с кружочками.
1 и 8, 2 и 7, 3 и 6, 4 и 5.
Кружочки расположены по рядам. Сколько рядов? 4
Считать будем с верхнего ряда.
В первом ряду, первый кружок закрасьте красным цветом, а остальные синим.
Сколько красных кружков? 1. А синих? 8. А всего 9. Значит 1 и 8 будет 9.
Во втором ряду 2 первых кружка закрасьте красным, остальные синим.
Сколько красных? 2. Сколько синих? 7. Всего 9. А значит 2 и 7 будет 9.
В третьем ряду 3 кружка закрасьте красным, остальные синим.
Сколько Красных? 3. Сколько синих? 6. Всего 9. А значит 3 и 6 будет 9.
В четвертом ряду 4 кружка закрасьте красным, остальные синим.
Сколько красных? 4. Сколько синих? 5. Всего 9. А значит 4 и 5 будет 9.
Сделаем вывод. Число 9 состоит из девяти единиц.
Из 1 и 8 Из 2 и 7 Из 3 и 6 Из 4 и 5
ЧИСЛО 10
Воспитатель выставляет конфеты по одной.
Однажды гуляя по лесу, мишка нашел конфету, и еще, еще и еще, и еще, еще и еще, и еще, и еще конфету. Ну и ну. Сколько же всего конфет? 10.
1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1, а всего 10 конфет.
Откроем тетради и поиграем с кружками.
1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5.
Кружочки расположены по рядам. Сколько рядов? 5. Считать будем с верхнего ряда.
В первом ряду, первый кружок закрасьте красным цветом, а остальные синим. Сколько красных кружков? 1. Синих? 9. А значит всего 10. 1 и 9, будет 10.
Во втором ряду, первые два кружочка закрасьте красным цветом, а остальные синим. Сколько красных? 2. А Синих? 8. Всего? 10. А значит 2 и 8 будет 10.
В третьем ряду, первые три кружочка закрасьте красным, а остальные синим. Сколько красных? 3. Сколько синих? 7. Всего 10. А значит 3 и 7 будет 10.
В четвертом ряду, первые четыре кружочка закрасьте красным, а остальные синим. Сколько красных? 4. А синих? 6. А всего? 10. Значит 4 и 6 будет 10.
В пятом ряду, первые пять кружков закрасьте красным, а остальные синим. Сколько красных? 5. А синих? Тоже 5. А всего? 10. Значит 5 и 5 будет 10.
Сделаем вывод. Число 10 состоит из десяти единиц.
Из 1 и 9 Из 2 и 8 Из 3 и 7 Из 4 и 6 Из 5 и 5
Список литературы
1 Дидактические игры в детском саду[текст] А. И. Сорокина c- 29-35.
2. Математика для дошкольников 1998г. [текст]с113. Т. И. Ерофеев
3. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
[электронный ресурс] З. А. Михайлова