Папки-передвижки

Сборник тренинговых упражнений

Ирина Колчанова
Сборник тренинговых упражнений

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж»

Сборник тренинговых упражнений

Красноуфимск

2011

Сборник тренинговых упражнений для детей младшего школьного возраста/ Красноуфимский педагогический колледж. Красноуфимск, 2011. 34 с.

Составитель: Колчанова И. Н., студентка 42 группы, специальность: 050709 «Преподавание в начальных классах».

Руководитель: Екимова Е. В., преподаватель кафедры психолого - педагогических дисциплин.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Сборник тренинговых упражнений» размещена в разделах

Сегодня всем очевидна проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы, поэтому использование тренинговых упражнений имеет особое значение. Они помогут формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, акцентировать внимание на ценности каждого члена группы, способствовать сплочению класса, отработки коммуникативных навыков, формированию атмосферы толерантности в коллективе. Таким образом, тренинговые упражнения будут способствовать ускорению и облегчению социальной адаптации младших школьников.

Цель создания сборника – организация целенаправленной работы по преодолению трудностей у обучающихся 1 класса в процессе социальной адаптации через использование тренинговых упражнений.

В сборнике каждый раздел упражнений соответствует определенной стадии социальной адаптации. Педагогу рекомендуется соблюдать последовательность использования упражнений.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

I раздел. Упражнения на коррекцию и преодоление страхов

Смешной страх…. ….…. 7

Этюд «Гроза»….…. …. 7

II раздел. Упражнения на развитие толерантности

Комплименты….…8

Угадай, о ком идёт речь….…9

Правда или ложь….9

На какого сказочного героя я похож. 10

Чем мы похожи….11

Печатная машинка…. 11

III раздел. Упражнения на развитие коммуникативных навыков у обучающихся

Семь богатырей…12

Леопольд…. …14

Попроси шоколадку….15

IV раздел. Упражнения на сплочение коллектива и создание положительной атмосферы в коллективе

Зеркало…. 16

Я люблю, конечно, всех…. …. …18

Имя…. ….…. 18

Космос моего класса. ….…. 19

Все, у кого. …. …. ….24

Царевна Несмеяна …. ….…26

Потерялся ребёнок…. …. 26

Назови ласковым именем…. ….27

Поворот в прыжках….….28

Вавилонская башня….….29

Поиск сходства….…30

Говорящие руки….…. 31

Змея…. 32

Список информационных источников…. ….34

I раздел. Упражнения на выявление ребенком его способностей, возможностей, развитие стремления к цели, способности творчески мыслить, видеть взаимосвязи между событиями, строить гипотезы и составлять суждения.

Упражнения из данного раздела целесообразно использовать на начальной стадии, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей

Упражнение "Сходство и различие"

Название. Упражнение "Сходство и различие"

Цель: развитие интеллектуальный качеств младших школьников

Чем более разноплановые понятия задействованы в упражнении, тем с большей вероятностью в последующем в реальных жизненных ситуациях ребенок будет использовать для понимания операцию сравнения.

Содержание. Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, — при этом можно использовать и их изображение. Для более старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правильных ответов, количество ошибок (сравнение по разным основаниям, соотношение отмеченных признаков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классо-родовые отношения и проч.). Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.

Упражнение "Тахистоскоп"

Цель: развитие восприятия и внимания у детей.

Группа рассаживается в круг. Один или двое участников становятся в центр круга. Гасят свет, и стоящие внутри круга участники принимают любые позы, неподвижно застывая в них. По сигналу готовности на короткое время включают и тут же выключают свет. В момент вспышки сидящие в кругу стараются как можно точнее запомнить положение позирующих. После вспышки в темноте позировавшие в центре участники возвращаются на свои места. Затем включают свет, и члены группы, за исключением позировавших, совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели. Натурщиков возвращают в круг и «лепят» из них те же позы, в которых, по мнению группы, они находились во время вспышки света. После того, как споры улягутся и группа придет к какому-то общему решению или к нескольким альтернативным, участники в центре круга демонстрируют свои действительные позы.

Упражнение "Термометр"

Цель: развитие воображения и самоконтроля у младших школьников.

Участники разбиваются на пары. Один партнер закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке, представляя себе, что он держит в ней какой-то нагретый предмет. По истечении некоторого времени второй партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, которая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнера.

Упражнение группового тренинга "Что было бы, если. "

Цель: развитие интеллектуальной раскрепощенности.

Содержание. Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения. К примеру: — «Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле?»

— «Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т. е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то.»

«Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то.»

Упражнение "Чудеса техники"

Цель: развитие воображения

Ведущий предлагает участникам вообразить, будто группа находится на выставке последних новинок техники. Здесь демонстрируются замечательные предметы быта — осязаемые, но почти невидимые. Ведущий демонстративно роется в карманах и «находит» коробок спичек. Затем он делает несколько выразительных движений, перекладывая невидимый коробок из одной руки в другую, открывая и закрывая его. Ведущий зажигает несуществующую спичку, передает ее кому-нибудь из группы. Затем просит кого-нибудь, чтобы он зажег сверхсовременную спичку сам. Постепенно в игру вовлекаются все участники: кто-то пришивает несуществующую пуговицу к прозрачной рубашке, кто-то точит невидимый карандаш и т. д. Участники угадывают, кто, что делает.

Упражнение "Что нового?"

Цель: развитие у обучающихся интеллектуального раскрепощения.

Для выявления скрытых, необычных свойств предметов необходимо преодолеть привычный взгляд на предмет, стереотип действия. К примеру, спичка не только горит и светится, но и уменьшается при этом в размере и весе, вода жидкая, но может при замерзании служить строительным материалом.

Учащимся предлагается открыть необычные свойства самых обычных предметов: полиэтиленовых крышек, использованных стержней от шариковых ручек, гвоздей, пенопласта, мороженого и т. п. Отмечают наиболее оригинальные, немалочисленные и разнообразные ответы. В конце можно устроить дискуссию о правильности сделанных предложений.

Упражнение "Существенные признаки"

Цель: развитие вербального интеллекта у детей.

Нужно определить понятия, т. е. указать их существенные признаки (родовой и видовой) :

1. Икона.

2. Микроскоп.

3. Поэт.

4. Материк.

5. Цифра.

6. Холодостойкое растение.

7. Раб.

8. Имя существительное.

9. Уральские горы.

10. Белок.

11. Кольчуга.

12. Сказка.

13. Квадрат.

14. Волгоград.

Упражнение "Сверхвнимание"

Цель: развитие внимания.

Участники разбиваются на две группы: «мешающие» и «внимательные». «Внимательные» расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, галстуки и пр.). Им дается инструкция:

«Ваша задача — изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внутренней работе и не замечающего окружающего (ведущий показывает выражение лица человека с пустым, отсутствующим взглядом). Вы должны вжиться в эту роль и, стоя с открытыми глазами и не закрывая ушей, не замечать того, что делают другие. Чтобы вам было легче справиться с заданием, попытайтесь ярко представить себе, будто вы смотрите увлекательный кинофильм или участвуете в опасном путешествии. Будьте последовательны в своей роли: когда закончится упражнение (по команде "стоп") и вас будут расспрашивать, утверждайте и убеждайте других в том, что вы действительно были поглощены своими мыслями и ничего не видели и не слышали. Ясно? "Мешающие" получат задание во время упражнения. Готовы? Начали!»

Упражнение длится 5—15 минут. За это время ведущий вместе с «мешающими» организуют серию провокационных действий. Они скандируют лозунги, призывы, разыгрывают сценки, рассказывают анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход из зала, изображают животных, просят у «внимательных» милостыню и прочее. При этом ведущий следит за тем, чтобы действия «мешающих» не оказались слишком эффективными. Он запрещает касаться «внимательных» и в критические моменты помогает им удержаться в своей роли. Затем следует команда «Стоп» и начинается обсуждение. Упражнение следует использовать в уже сложившихся группах, где царит атмосфера творческой увлеченности.

https://azps.ru/training/cogn/

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. 1. Порутченков А. С. «Свет мой зеркальце скажи…» : Методические разработки социально-психологических тренингов. – М. : Новая школа, 1996. – 144 с.

2. https://azps.ru/training/indexlo.html

3. https://my-training.ru/

4. https:// psy-files.ru/upr

5. https://your-mind.ru/category/training/uprazhneniya/

Публикации по теме:

Презентация «Портфолио воспитателя» Презентация "Мои достижения". В данной презентации представлены награды, грамоты,благодарности. Педагогическая копилка:глоссарий, педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сборник тренинговых упражнений
Опубликовано: 28 октября 2013 в 19:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД