Ирина Колчанова
Сборник тренинговых упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж»
Сборник тренинговых упражнений
Красноуфимск
2011
Сборник тренинговых упражнений для детей младшего школьного возраста/ Красноуфимский педагогический колледж. Красноуфимск, 2011. 34 с.
Составитель: Колчанова И. Н., студентка 42 группы, специальность: 050709 «Преподавание в начальных классах».
Руководитель: Екимова Е. В., преподаватель кафедры психолого - педагогических дисциплин.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Сборник тренинговых упражнений» размещена в разделах
Сегодня всем очевидна проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы, поэтому использование тренинговых упражнений имеет особое значение. Они помогут формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, акцентировать внимание на ценности каждого члена группы, способствовать сплочению класса, отработки коммуникативных навыков, формированию атмосферы толерантности в коллективе. Таким образом, тренинговые упражнения будут способствовать ускорению и облегчению социальной адаптации младших школьников.
Цель создания сборника – организация целенаправленной работы по преодолению трудностей у обучающихся 1 класса в процессе социальной адаптации через использование тренинговых упражнений.
В сборнике каждый раздел упражнений соответствует определенной стадии социальной адаптации. Педагогу рекомендуется соблюдать последовательность использования упражнений.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
I раздел. Упражнения на коррекцию и преодоление страхов
Смешной страх…. ….…. 7
Этюд «Гроза»….…. …. 7
II раздел. Упражнения на развитие толерантности
Комплименты….…8
Угадай, о ком идёт речь….…9
Правда или ложь….9
На какого сказочного героя я похож. 10
Чем мы похожи….11
Печатная машинка…. 11
III раздел. Упражнения на развитие коммуникативных навыков у обучающихся
Семь богатырей…12
Леопольд…. …14
Попроси шоколадку….15
IV раздел. Упражнения на сплочение коллектива и создание положительной атмосферы в коллективе
Зеркало…. 16
Я люблю, конечно, всех…. …. …18
Имя…. ….…. 18
Космос моего класса. ….…. 19
Все, у кого. …. …. ….24
Царевна Несмеяна …. ….…26
Потерялся ребёнок…. …. 26
Назови ласковым именем…. ….27
Поворот в прыжках….….28
Вавилонская башня….….29
Поиск сходства….…30
Говорящие руки….…. 31
Змея…. 32
Список информационных источников…. ….34
I раздел. Упражнения на выявление ребенком его способностей, возможностей, развитие стремления к цели, способности творчески мыслить, видеть взаимосвязи между событиями, строить гипотезы и составлять суждения.
Упражнения из данного раздела целесообразно использовать на начальной стадии, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей
Упражнение "Сходство и различие"
Название. Упражнение "Сходство и различие"
Цель: развитие интеллектуальный качеств младших школьников
Чем более разноплановые понятия задействованы в упражнении, тем с большей вероятностью в последующем в реальных жизненных ситуациях ребенок будет использовать для понимания операцию сравнения.
Содержание. Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, — при этом можно использовать и их изображение. Для более старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правильных ответов, количество ошибок (сравнение по разным основаниям, соотношение отмеченных признаков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классо-родовые отношения и проч.). Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.
Упражнение "Тахистоскоп"
Цель: развитие восприятия и внимания у детей.
Группа рассаживается в круг. Один или двое участников становятся в центр круга. Гасят свет, и стоящие внутри круга участники принимают любые позы, неподвижно застывая в них. По сигналу готовности на короткое время включают и тут же выключают свет. В момент вспышки сидящие в кругу стараются как можно точнее запомнить положение позирующих. После вспышки в темноте позировавшие в центре участники возвращаются на свои места. Затем включают свет, и члены группы, за исключением позировавших, совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели. Натурщиков возвращают в круг и «лепят» из них те же позы, в которых, по мнению группы, они находились во время вспышки света. После того, как споры улягутся и группа придет к какому-то общему решению или к нескольким альтернативным, участники в центре круга демонстрируют свои действительные позы.
Упражнение "Термометр"
Цель: развитие воображения и самоконтроля у младших школьников.
Участники разбиваются на пары. Один партнер закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке, представляя себе, что он держит в ней какой-то нагретый предмет. По истечении некоторого времени второй партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, которая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнера.
Упражнение группового тренинга "Что было бы, если. "
Цель: развитие интеллектуальной раскрепощенности.
Содержание. Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения. К примеру: — «Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле?»
— «Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т. е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то.»
— «Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то.»
Упражнение "Чудеса техники"
Цель: развитие воображения
Ведущий предлагает участникам вообразить, будто группа находится на выставке последних новинок техники. Здесь демонстрируются замечательные предметы быта — осязаемые, но почти невидимые. Ведущий демонстративно роется в карманах и «находит» коробок спичек. Затем он делает несколько выразительных движений, перекладывая невидимый коробок из одной руки в другую, открывая и закрывая его. Ведущий зажигает несуществующую спичку, передает ее кому-нибудь из группы. Затем просит кого-нибудь, чтобы он зажег сверхсовременную спичку сам. Постепенно в игру вовлекаются все участники: кто-то пришивает несуществующую пуговицу к прозрачной рубашке, кто-то точит невидимый карандаш и т. д. Участники угадывают, кто, что делает.
Упражнение "Что нового?"
Цель: развитие у обучающихся интеллектуального раскрепощения.
Для выявления скрытых, необычных свойств предметов необходимо преодолеть привычный взгляд на предмет, стереотип действия. К примеру, спичка не только горит и светится, но и уменьшается при этом в размере и весе, вода жидкая, но может при замерзании служить строительным материалом.
Учащимся предлагается открыть необычные свойства самых обычных предметов: полиэтиленовых крышек, использованных стержней от шариковых ручек, гвоздей, пенопласта, мороженого и т. п. Отмечают наиболее оригинальные, немалочисленные и разнообразные ответы. В конце можно устроить дискуссию о правильности сделанных предложений.
Упражнение "Существенные признаки"
Цель: развитие вербального интеллекта у детей.
Нужно определить понятия, т. е. указать их существенные признаки (родовой и видовой) :
1. Икона.
2. Микроскоп.
3. Поэт.
4. Материк.
5. Цифра.
6. Холодостойкое растение.
7. Раб.
8. Имя существительное.
9. Уральские горы.
10. Белок.
11. Кольчуга.
12. Сказка.
13. Квадрат.
14. Волгоград.
Упражнение "Сверхвнимание"
Цель: развитие внимания.
Участники разбиваются на две группы: «мешающие» и «внимательные». «Внимательные» расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, галстуки и пр.). Им дается инструкция:
«Ваша задача — изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внутренней работе и не замечающего окружающего (ведущий показывает выражение лица человека с пустым, отсутствующим взглядом). Вы должны вжиться в эту роль и, стоя с открытыми глазами и не закрывая ушей, не замечать того, что делают другие. Чтобы вам было легче справиться с заданием, попытайтесь ярко представить себе, будто вы смотрите увлекательный кинофильм или участвуете в опасном путешествии. Будьте последовательны в своей роли: когда закончится упражнение (по команде "стоп") и вас будут расспрашивать, утверждайте и убеждайте других в том, что вы действительно были поглощены своими мыслями и ничего не видели и не слышали. Ясно? "Мешающие" получат задание во время упражнения. Готовы? Начали!»
Упражнение длится 5—15 минут. За это время ведущий вместе с «мешающими» организуют серию провокационных действий. Они скандируют лозунги, призывы, разыгрывают сценки, рассказывают анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход из зала, изображают животных, просят у «внимательных» милостыню и прочее. При этом ведущий следит за тем, чтобы действия «мешающих» не оказались слишком эффективными. Он запрещает касаться «внимательных» и в критические моменты помогает им удержаться в своей роли. Затем следует команда «Стоп» и начинается обсуждение. Упражнение следует использовать в уже сложившихся группах, где царит атмосфера творческой увлеченности.
https://azps.ru/training/cogn/
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. 1. Порутченков А. С. «Свет мой зеркальце скажи…» : Методические разработки социально-психологических тренингов. – М. : Новая школа, 1996. – 144 с.
2. https://azps.ru/training/indexlo.html
3. https://my-training.ru/
4. https:// psy-files.ru/upr
5. https://your-mind.ru/category/training/uprazhneniya/