Федосеева Валентина
Сборник упражнений с использованием индексных карточек для формирования произносительных навыков у детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретико-методологическое обоснование возможностей индексных карточек, направленных на формирование произносительных навыков у детей 4-6 лет на занятиях кружка по раннему изучению английского языка
В течение последних нескольких лет, изучение иностранного языка стало не столько способом саморазвития, сколько необходимостью. Если еще 20 лет назад знание языка требовалось лишь в работе некоторых сфер, то сейчас владение хотя бы одним иностранным языком является обязательным. Главной проблемой обучения иностранному языку являет-ся возраст обучаемого. Известно, что дети лучше подаются обучению. До недавнего времени методика обучения была направлена на детей школьно-го возраста, то теперь родители стремятся начать обучение иностранному языку как можно раньше. Тем более, что дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для этого вида деятель-ности. [38]
Публикация «Сборник упражнений с использованием индексных карточек для формирования произносительных навыков у детей 4–6 лет» размещена в разделах
- Индейцы. Все на тему индейцев для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Существует мнение, что раннее обучение иностранному языку «ли-шает детства» и усложняет жизнь детям, которые ещё не вступили в тот возраст, когда их отдают в школу. Однако, опыт отечественных и зару-бежных учёных, доказывает, что изучение иностранного языка развивает ребёнка и закладывает хорошую основу для будущего изучения не только иностранного языка и других предметов, но также и помогает при форми-ровании личности дошкольника, согласно позиции Л. С. Выготского (2005, Е. Н. Пассов (1989, Л. Г. Почебут (2016, С. Роберт (2015, А. Б. Ви-толь (2002).
Иностранный язык, согласно А. Н. Леонтьеву (1981) и Е. Ю. Бахтали-ной (2000, благотворно влияет на общее психическое развитие детей (внимание, память, воображение и мышление, на формирование у до-школьников правильных моделей поведения, на лучшее овладение родным языком, а также на развитие речи у детей в целом. Именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным к изучению языков, в связи с тем, что дети гораздо легче и быстрее запоминают языковой материал, благо-даря особенностям работы памяти, а также отсутствию психологических барьеров. С точки зрения С. Л. Рубенштейна (2006) и В. Пенфильд (1994).
Как отмечал Ф. А. Сохин [27], одной из главных среди многих важ-ных задач воспитания и обучения детей-дошкольников является задача развития речи и речевого общения. В системе непрерывного образования эта задача не может быть решена односторонне — только на основе род-ного языка. В связи с этим актуальной является проблема формирования иноязычных устно-речевых навыков и умений у детей дошкольного воз-раста.
Практическая цель обучения иностранным языкам предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации — устной речью и чтением. Но чтобы научиться понимать иноязычную речь, говорить и чи-тать на английском языке, необходимо овладеть звуковой стороной ан-глийского языка. Обеспечить данное условие может целенаправленная ра-бота по формированию у дошкольников произносительных навыков. [10]
Изучение иностранных языков в дошкольном возрасте характеризу-ется, рядом важных преимуществ, связанных с различными возможностя-ми организации обучения. В первую очередь следует отметить, что в про-цессе обучения речевые навыки и умения формируются на "устной осно-ве", т. е. значительное количество информации усваивается детьми с опо-рой на слуховое восприятие и воображение, и лишь незначительная ее часть подкрепляется воздействием на зрительный канал с помощью средств наглядности.
Актуальность темы подчеркивается тем, что современный мир требу-ет от индивида все больших знаний из разных областей, в том числе и зна-ний иностранного языка. Популярность изучения иностранного языка в обществе с одной стороны является не только фактором образованности современного человека, но и основой его социального и материального благополучия в обществе. Многие ученые, педагоги считают самым благо-приятным возрастом для изучения второго языка является дошкольный. Уже доказано, что дети лучше поддаются обучению в силу небольших знаний. Разногласия по поводу столь раннего приобщения детей к ино-странным языкам идут уже столетие. Уже в XIX веке начала зарождаться методика раннего обучения детей иностранному языку.
Обучение — специально организованный, управляемый процесс вза-имодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, уме-ний и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навы-ков самообразования в соответствии с поставленными целями. [12]
Дошкольный возраст является самым благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенно-стей, опираясь на современный исследования, можно сказать что к 3-х лет-нему возрасту клетки головного мозга завершают развитие на 80%. Как раз-таки в этом возрасте у ребенка формируется произносительные навы-ки, что благоприятно для усвоения иностранного языка, его изучению и восприятию языков. Формирование произносительных навыков у до-школьников на занятиях английского языка частая проблема образова-тельных учреждений. На помощь приходит, такой метод индексных кар-точки.
На основании статьи 43 Конституции РФ каждый человек имеет пра-во на образование, ему гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образова-ния в государственных или муниципальных образовательных учреждени-ях и на предприятиях.
Согласно Федеральному закону об образовании в Российской Феде-рации № 273: от 29.12.2012 г. [34] дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способно-стей. Удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуаль-ном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование куль-туры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а так-же на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдаю-щиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Из положений нового Закона об образовании следует вывод, что в дошкольном обучении коммуникативная деятельность детей с использова-нием элементарных средств английского языка является не целью обуче-ния, а средством развития личности дошкольника. При этом объем усваи-ваемых дошкольниками знаний иностранного языка регламентируется лишь частично и в значительной мере определяется участниками отноше-ний в сфере образования ребенка с учетом педагогической целесообразно-сти.
Обучение английскому языку в дошкольном возрасте в соответствии с Законом об образовании направлено на формирование личности обуча-ющегося дошкольника, развитие его индивидуальных способностей, по-ложительной мотивации и начальных умений учиться. Дошкольники могут овладеть доступным лексическим запасом и набором речевых структур. Они способны усвоить простые числительные. В зависимости от способно-стей и достигнутого уровня языкового развития, дети могут научиться узнавать и называть буквы алфавита. Некоторые дети пытаются узнавать написанное короткое слово с опорой на изображение. Дошкольники спо-собны усвоить начальные учебные умения. Они могут пользоваться эле-ментами логического мышления. Им доступны простейшие формы само-оценки в выполнении занимательных заданий путем сравнения с образцом. Дети дошкольного возраста могут овладеть элементами культуры поведе-ния в учебной ситуации, основами личной гигиены, здорового и безопас-ного образа жизни в образовательном курсе английского языка. [34]
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) обучение де-тей английскому языку в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться либо в рамках основной образовательной программы — в ее части, формируемой участниками образовательных отношений, либо в рамках оказания дополнительных образовательных услуг. [33]
Согласно ФГОС ДО содержания программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представля-ющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области) :
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, а также формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. О свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и по-кое, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об оте-чественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей и особенностях ее природы, а также о многообразии стран и народов мира.
Так как познавательное развитие - это прежде всего развитие интересов детей дошкольного возраста, то речевое развитие важный аспект становления личности ребёнка. Для успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей, необходимо создание определенных условий.
Таким образом, обучение английскому языку дошкольников преследует цели целостного и всестороннего развития личности ребенка, не ограничиваясь формированием у детей коммуникативной компетенции и не выделяя обучение иностранному языку в качестве ведущей цели или доминирующей задачи.
Новизна данного исследования заключается в создании методической разработки – сборника упражнений – с учетом требований научности и практической направленности, способствующей формированию произносительных навыков с использованием индексных карточек у детей 4-6 лет на занятиях кружка по раннему изучению английского языка.
За последние годы возрастной порог начала обучения английскому языку все больше снижается. Как правило, ребенок четырех лет считается уже вполне подготовленным к занятиям, некоторые родители стремятся отдать в группы английского языка трехлетних детей. [38]
Данные, которыми располагают психологи, свидетельствуют о том, что чем раньше ребёнок начинает обучаться иностранному языку, тем более лёгким и более прочным оказывается его усвоение. К тому же раннее обучение иностранному языку имеет свои преимущества:
- у детей в этом возрасте есть коммуникативные способности, которые хорошо развиваются в дошкольном возрасте;
- изучение иностранного языка оказывает положительное влияние на владение родным языком;
- иностранный язык способствует раннему приобщению детей к другой культуре;
- дает возможность изучения второго (третьего) иностранного языка;
- с помощью иностранного языка развиваются умения (внимание, усидчивость);
- у детей также развиваются специальные умения (умение работать со словарём, с техническими средствами).
Обучение иностранному языку на раннем этапе основывается на та-ких психологических особенностях дошкольников, как пластичность при-родных механизмов усвоения речи, интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, способность анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера (страха) и др.
Изучение иностранного языка в дошкольном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Познание окружающего мира че-рез родной и иностранный языки, через сопоставление родной культуры и культуры второго языка поможет ребенку уже на раннем этапе сформировать положительную мотивацию к изучению иностранного языка на по-следующих этапах школьного обучения и создать надежную базу для дальнейшего овладения умениями иноязычного общения.
Теоретические и методические аспекты проблемы всегда были в центре внимания для педагогов, исследователей и практиков. Во второй половине XX века было проведено около тридцати исследований, которые раскрыли вопросы раннего обучения иностранным языкам. Что касается именно английского языка, то сюда входят исследования: К. Ф. Колиевой "Особенности обучения детей дошкольного возраста английскому языку" (1967 г., Е. И. Матецкой "Речевая игра на занятиях английским языком в детском саду" (1971 г., С. А. Катальиной "Содержание обучения 10 английскому языку детей дошкольного возраста" (1982 г., Е. И. Негневицкой "Психологические условия формирования у дошкольников речевых навы-ков и умений на втором языке" (1986 г., А. П. Пониматко "Обучение до-школьников иностранному языку на основе игрового моделирования ино-язычного общения (на материале автора)" (1991 г., С. В. Снеговой "Ис-пользование английской сказки в обучении английскому языку на начальной ступени обучения" (1994 г., К. А. Малкиной "Методика использования сказки в обучении дошкольников устной речи на английском языке" (1996 г.) и другие.