Получи документы

Сборник упражнений с использованием индексных карточек для формирования произносительных навыков у детей 4–6 лет

Федосеева Валентина
Сборник упражнений с использованием индексных карточек для формирования произносительных навыков у детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Теоретико-методологическое обоснование возможностей индексных карточек, направленных на формирование произносительных навыков у детей 4-6 лет на занятиях кружка по раннему изучению английского языка

В течение последних нескольких лет, изучение иностранного языка стало не столько способом саморазвития, сколько необходимостью. Если еще 20 лет назад знание языка требовалось лишь в работе некоторых сфер, то сейчас владение хотя бы одним иностранным языком является обязательным. Главной проблемой обучения иностранному языку являет-ся возраст обучаемого. Известно, что дети лучше подаются обучению. До недавнего времени методика обучения была направлена на детей школьно-го возраста, то теперь родители стремятся начать обучение иностранному языку как можно раньше. Тем более, что дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для этого вида деятель-ности. [38]

Публикация «Сборник упражнений с использованием индексных карточек для формирования произносительных навыков у детей 4–6 лет» размещена в разделах

Существует мнение, что раннее обучение иностранному языку «ли-шает детства» и усложняет жизнь детям, которые ещё не вступили в тот возраст, когда их отдают в школу. Однако, опыт отечественных и зару-бежных учёных, доказывает, что изучение иностранного языка развивает ребёнка и закладывает хорошую основу для будущего изучения не только иностранного языка и других предметов, но также и помогает при форми-ровании личности дошкольника, согласно позиции Л. С. Выготского (2005, Е. Н. Пассов (1989, Л. Г. Почебут (2016, С. Роберт (2015, А. Б. Ви-толь (2002).

Иностранный язык, согласно А. Н. Леонтьеву (1981) и Е. Ю. Бахтали-ной (2000, благотворно влияет на общее психическое развитие детей (внимание, память, воображение и мышление, на формирование у до-школьников правильных моделей поведения, на лучшее овладение родным языком, а также на развитие речи у детей в целом. Именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным к изучению языков, в связи с тем, что дети гораздо легче и быстрее запоминают языковой материал, благо-даря особенностям работы памяти, а также отсутствию психологических барьеров. С точки зрения С. Л. Рубенштейна (2006) и В. Пенфильд (1994).

Как отмечал Ф. А. Сохин [27], одной из главных среди многих важ-ных задач воспитания и обучения детей-дошкольников является задача развития речи и речевого общения. В системе непрерывного образования эта задача не может быть решена односторонне — только на основе род-ного языка. В связи с этим актуальной является проблема формирования иноязычных устно-речевых навыков и умений у детей дошкольного воз-раста.

Практическая цель обучения иностранным языкам предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации — устной речью и чтением. Но чтобы научиться понимать иноязычную речь, говорить и чи-тать на английском языке, необходимо овладеть звуковой стороной ан-глийского языка. Обеспечить данное условие может целенаправленная ра-бота по формированию у дошкольников произносительных навыков. [10]

Изучение иностранных языков в дошкольном возрасте характеризу-ется, рядом важных преимуществ, связанных с различными возможностя-ми организации обучения. В первую очередь следует отметить, что в про-цессе обучения речевые навыки и умения формируются на "устной осно-ве", т. е. значительное количество информации усваивается детьми с опо-рой на слуховое восприятие и воображение, и лишь незначительная ее часть подкрепляется воздействием на зрительный канал с помощью средств наглядности.

Актуальность темы подчеркивается тем, что современный мир требу-ет от индивида все больших знаний из разных областей, в том числе и зна-ний иностранного языка. Популярность изучения иностранного языка в обществе с одной стороны является не только фактором образованности современного человека, но и основой его социального и материального благополучия в обществе. Многие ученые, педагоги считают самым благо-приятным возрастом для изучения второго языка является дошкольный. Уже доказано, что дети лучше поддаются обучению в силу небольших знаний. Разногласия по поводу столь раннего приобщения детей к ино-странным языкам идут уже столетие. Уже в XIX веке начала зарождаться методика раннего обучения детей иностранному языку.

Обучение — специально организованный, управляемый процесс вза-имодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, уме-ний и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навы-ков самообразования в соответствии с поставленными целями. [12]

Дошкольный возраст является самым благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенно-стей, опираясь на современный исследования, можно сказать что к 3-х лет-нему возрасту клетки головного мозга завершают развитие на 80%. Как раз-таки в этом возрасте у ребенка формируется произносительные навы-ки, что благоприятно для усвоения иностранного языка, его изучению и восприятию языков. Формирование произносительных навыков у до-школьников на занятиях английского языка частая проблема образова-тельных учреждений. На помощь приходит, такой метод индексных кар-точки.

На основании статьи 43 Конституции РФ каждый человек имеет пра-во на образование, ему гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образова-ния в государственных или муниципальных образовательных учреждени-ях и на предприятиях.

Согласно Федеральному закону об образовании в Российской Феде-рации № 273: от 29.12.2012 г. [34] дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способно-стей. Удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуаль-ном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование куль-туры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а так-же на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдаю-щиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Из положений нового Закона об образовании следует вывод, что в дошкольном обучении коммуникативная деятельность детей с использова-нием элементарных средств английского языка является не целью обуче-ния, а средством развития личности дошкольника. При этом объем усваи-ваемых дошкольниками знаний иностранного языка регламентируется лишь частично и в значительной мере определяется участниками отноше-ний в сфере образования ребенка с учетом педагогической целесообразно-сти.

Обучение английскому языку в дошкольном возрасте в соответствии с Законом об образовании направлено на формирование личности обуча-ющегося дошкольника, развитие его индивидуальных способностей, по-ложительной мотивации и начальных умений учиться. Дошкольники могут овладеть доступным лексическим запасом и набором речевых структур. Они способны усвоить простые числительные. В зависимости от способно-стей и достигнутого уровня языкового развития, дети могут научиться узнавать и называть буквы алфавита. Некоторые дети пытаются узнавать написанное короткое слово с опорой на изображение. Дошкольники спо-собны усвоить начальные учебные умения. Они могут пользоваться эле-ментами логического мышления. Им доступны простейшие формы само-оценки в выполнении занимательных заданий путем сравнения с образцом. Дети дошкольного возраста могут овладеть элементами культуры поведе-ния в учебной ситуации, основами личной гигиены, здорового и безопас-ного образа жизни в образовательном курсе английского языка. [34]

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) обучение де-тей английскому языку в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться либо в рамках основной образовательной программы — в ее части, формируемой участниками образовательных отношений, либо в рамках оказания дополнительных образовательных услуг. [33]

Согласно ФГОС ДО содержания программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представля-ющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области) :

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, а также формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. О свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и по-кое, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об оте-чественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей и особенностях ее природы, а также о многообразии стран и народов мира.

Так как познавательное развитие - это прежде всего развитие интересов детей дошкольного возраста, то речевое развитие важный аспект становления личности ребёнка. Для успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей, необходимо создание определенных условий.

Таким образом, обучение английскому языку дошкольников преследует цели целостного и всестороннего развития личности ребенка, не ограничиваясь формированием у детей коммуникативной компетенции и не выделяя обучение иностранному языку в качестве ведущей цели или доминирующей задачи.

Новизна данного исследования заключается в создании методической разработки – сборника упражнений – с учетом требований научности и практической направленности, способствующей формированию произносительных навыков с использованием индексных карточек у детей 4-6 лет на занятиях кружка по раннему изучению английского языка.

За последние годы возрастной порог начала обучения английскому языку все больше снижается. Как правило, ребенок четырех лет считается уже вполне подготовленным к занятиям, некоторые родители стремятся отдать в группы английского языка трехлетних детей. [38]

Данные, которыми располагают психологи, свидетельствуют о том, что чем раньше ребёнок начинает обучаться иностранному языку, тем более лёгким и более прочным оказывается его усвоение. К тому же раннее обучение иностранному языку имеет свои преимущества:

- у детей в этом возрасте есть коммуникативные способности, которые хорошо развиваются в дошкольном возрасте;

- изучение иностранного языка оказывает положительное влияние на владение родным языком;

- иностранный язык способствует раннему приобщению детей к другой культуре;

- дает возможность изучения второго (третьего) иностранного языка;

- с помощью иностранного языка развиваются умения (внимание, усидчивость);

- у детей также развиваются специальные умения (умение работать со словарём, с техническими средствами).

Обучение иностранному языку на раннем этапе основывается на та-ких психологических особенностях дошкольников, как пластичность при-родных механизмов усвоения речи, интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, способность анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера (страха) и др.

Изучение иностранного языка в дошкольном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Познание окружающего мира че-рез родной и иностранный языки, через сопоставление родной культуры и культуры второго языка поможет ребенку уже на раннем этапе сформировать положительную мотивацию к изучению иностранного языка на по-следующих этапах школьного обучения и создать надежную базу для дальнейшего овладения умениями иноязычного общения.

Теоретические и методические аспекты проблемы всегда были в центре внимания для педагогов, исследователей и практиков. Во второй половине XX века было проведено около тридцати исследований, которые раскрыли вопросы раннего обучения иностранным языкам. Что касается именно английского языка, то сюда входят исследования: К. Ф. Колиевой "Особенности обучения детей дошкольного возраста английскому языку" (1967 г., Е. И. Матецкой "Речевая игра на занятиях английским языком в детском саду" (1971 г., С. А. Катальиной "Содержание обучения 10 английскому языку детей дошкольного возраста" (1982 г., Е. И. Негневицкой "Психологические условия формирования у дошкольников речевых навы-ков и умений на втором языке" (1986 г., А. П. Пониматко "Обучение до-школьников иностранному языку на основе игрового моделирования ино-язычного общения (на материале автора)" (1991 г., С. В. Снеговой "Ис-пользование английской сказки в обучении английскому языку на начальной ступени обучения" (1994 г., К. А. Малкиной "Методика использования сказки в обучении дошкольников устной речи на английском языке" (1996 г.) и другие.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Дидактическая игра для формирования навыков смыслового чтения слов «Домино с буквой Ж» для детей 5–7 летДидактическая игра для формирования навыков смыслового чтения слов «Домино с буквой Ж» для детей 5–7 лет Рабочие материалы пособия «Домино с буквой Ж» помогут в игровой форме отработать и закрепить навык слогового чтения двусложных слов с буквой.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «На катке» с использованием моделей-карточекКонспект ООД по рисованию в старшей группе «На катке» с использованием моделей-карточек Цель: учить детей рисовать фигуристов при выполнении элементов фигурного катания с помощью схематических моделей-карточек. Задачи: Учить.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Набор карточек по технике выполнения физических упражненийНабор карточек по технике выполнения физических упражнений Разработала: Сайфуллина Л. Х., МБДОУ ДС 53, г. Миасс Я разработала наглядное пособие «На зарядку становись» из 15 карточек. Пособие предназначено.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗРечедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги, позвольте представить вам мое авторское пособие: речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Тренажер «Little Better» для формирования навыков самообслуживвания у детей раннего возрастаТренажер «Little Better» для формирования навыков самообслуживвания у детей раннего возраста Цель. Формирование элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста Задачи. 1. Формировать у детей самостоятельность при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сборник упражнений с использованием индексных карточек для формирования произносительных навыков у детей 4–6 лет
Опубликовано: 12 июня 2022 в 12:53
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сборник упражнений с использованием индексных карточек для формирования произносительных навыков у детей 4–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Федосеева Валентина (УИ 2249818) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД