Папки-передвижки

Сценарий «Дочь хозяина Огня» по удмуртской народной сказке «Дочь хозяина мира» (1 фото)

Вахрушева Ольга Ануфриевна
Сценарий «Дочь хозяина Огня» по удмуртской народной сказке «Дочь хозяина мира»

Сценарий «Дочь хозяина огня»

(по мотивам удмуртской народной сказки «Дочь хозяина мира»).

(подготовительная группа).

Действующие лица:

Крестьянин – тятя

Его жена – нэнэ

Старший сын Кузи

Средний сын Степи

Младший сын Петыр

Птица Зорька

Хозяин леса – яг кузе.

Волк

Медведь

Хозяин воздуха – омыр кузе

Хозяин Земли – музъем кузе

Публикация «Сценарий „Дочь хозяина Огня“ по удмуртской народной сказке „Дочь хозяина мира“» размещена в разделах

Хозяин воды – ву кузе

Дочь хозяина огня – Искорка

Ее свита-подружки

Водоросли

Декорации: дом крестьянина, деревья, гора, подводное царство, облако со дворцом, речка.

Сцена 1.

Играет спокойная удмуртская мелодия.

Из дома выходит крестьянин, начинает колоть дрова. Хозяйка берет ведра, коромысло, идет за водой на речку. Приносить воду домой, подает мужу воду попить. Муж благодарит жену, будит сыновей.

- Эй, пиосы, пора вставать. Надо в поле идти – самое время горох собирать.

Друг за другом выходят трое сыновей: умываются, вытираются об полотенце, собираются в поле.

Мать: Погодите, погодите, я вам табаней напекла. Покушаете в поле.

Кузи: Спасибо, нэнэ, мы пошли.

Сцена 2.

Играет веселая мелодия. Сыновья идут в поле. Деревья стоят по обе стороны поля. Сыновья «собирают» горох.

Степи: Ничего не понимаю, где же горох? Все стручки пустые.

Кузи: Видать воришко к нам повадился.

Петыр: Надо скорее тяте сказать. Айда домой.

Бегут в обратном направлении.

Все вместе: Тятя, тятя, нет гороха. Все стручки пустые.

Хозяин начал ходить, почесывая затылок. Думает.

Тятя: Вот что, пиосы, я решил: будете по очереди караулить поле. Сегодня твоя очередь, Кузи.

Старший сын приходит в поле, ходит вдоль него, ложится на борозду и засыпает. В это время прилетает птица, танцует, клюет горох. Улетает. Кричит петух. Кузи просыпается, идет домой под удмуртскую мелодию.

Тятя: Ну что, пие, видел кого?

Кузи: нет, тятя, всю ночь глаз не смыкал, но никого не видел.

Отправляется средний сын, повторятся та же сцена.

На третью ночь идет младший сын. Петыр ходит вдоль поля, затем садится под елкой.

Под музыку «вылетает» птица – зорька. Снова танцует. Приближается е Петыру, тот пытается схватить ее, но не получается. На поле остаются два пера. Петыр прячет их за пазухой. Идет домой.

Тятя: Ну что, пие, видал кого?

Кузи: Проспал, небось, всю ночь! Вишь, заспанный какой.

Степи: А то мы не знаем, как горох ночью стерегут! (нахлобучивает Петыру шапку на глаза).

Петыр: А это вы видали! (достает из-за пазухи перья).

Все стоят удивленные.

Тятя: Вот что я решил: кто из вас мне птицу-зорьку доставит, тому все добро передам – будет он хозяином в доме.

Братья собираются в путь. Нэнэ обнимает детей, плачет.

Нэнэ: доброго вам пути, пиосы. Я вам положила в дорогу перепечи и сюкась.

Братья: Спасибо, нэнэ. До свидания, тятя. (по очереди обнимают родителей, берут пестери и уходят.

Сцена 3.

Лес. Звучит музыка. Братья идут по лесу. Останавливаются.

Кузи: Ну, здесь мы распрощаемся. Теперь каждый пойдет своей дорогой.

Младшие братья уходят. Кузи идет один. Навстречу ему выходит старичок – яг кузе.

Яг кузе: Куда, пие, путь держишь?

Кузи: А тебе какое дело?

Яг кузе: Знаю, куда ты идешь: птицу – зорьку искать. Иди-ка по той дороге, найдешь ты свою судьбу.

Кузи пошел в ту сторону, куда указал старик. Навстречу идет медведь. Он схватил Кузи и увел его вберлогу.

Выходит средний брат Степи. Встречает старика.

Яг кузе: Куда собрался, пие?

Степи: А тебе все знать нужно?

Яг кузе: А я и так знаю: идешь ты птицу – зорьку искать. Иди-ка вон по той дороге, там найдешь то, что заслуживаешь.

Степи пошел туда, куда указал старик. Встречает волка. Тот уводит парня в логово.

Идет младший брат. Встречает старика.

Яг кузе: Весь ты пропылился, пие. Видать издалече идешь?

Петыр: Иду птицу – зорьку искать. Наказал нам тятя во что бы то ни стало найти птицу дивную. Вот уж третий день без роздыху топаю, маковой росинки во рту не держал.

Яг кузе: Вижу, уважаешь ты седые волосы, пие. Вот тебе за это мои подарки: мочальная метла, что воды не боится, доставит тебя куда захочешь. И ковер – самолет. Стоит тебе сказать «Пришла пора послужить», и они перенесут тебя, куда пожелаешь. Иди прямой дорогой, и она приведет тебя к птице – зорьке.

Петыр: Спасибо тебе, дедушка, век не забуду твоей доброты.

Сцена 4.

Петыр идет. Появляется облако со дворцом.

Петыр: А не в этом ли дворце живет птица – зорька? Сяду-ка я на ковер-самолет и проверю. (расправляет ковер-самолет, встает на него). Пришла пора послужить.

Играет удмуртская мелодия. Петыр стоит на ковре, размахивает руками как от ветра. Облако со дворцом спускается на ниточках, там прячется птица.

Петыр: Вот где живешь ты, птица-зорька! Только как же тебя освободить? Надо ключ найти (осматривает облако). А вот и ключ (начинает «открывать» клетку. Звучит громкая музыка, появляется омыркузе).

Омыр кузе: Как ты посмел тронуть мою птицу-зорьку!

Петыр: Отдай мне ее. Почему ты ее в клетке неволишь?

Омыр кузе: Отдам, коли добудешь для меня златогривого коня. А находится он у хозяина Земли – музъем кузе.

Петыр снова садится на ковер-самолет. Облако поднимается кверху.

Сцена 5.

Появляется златогривый конь, подбегает к речке, пьет воду. Танец коня. Петыр хватает его. Раздается колокольный перезвон. Появляется музъем кузе.

Музъем кузе: Как ты посмел моего коня красть! Если нужен тебе конь, достань мне золотого окуня, который находится во власти хозяина вод – ву кузе.

Петыр кланяется ему, уходит. Идет к подводному царству. Достает метлу мочальную, держит над головой и говорит слова: «Пришла пора послужить».

Сцена 6.

Подводное царство. Клетка с окунем. Вокруг сидят «водоросли». Петыр пытается распутать водоросли. Они по очереди встают, бегут на середину зала, встают на танец. Танец водорослей.

В конце танца, подбегают к хозяину ву кузе, будят его. Ву кузе просыпается, с удивлением смотрит на водоросли.

Ву кузе: Что случилось? (увидев Петыра). Как ты смеешь к моим сокровищам подбираться! Коли хочешь золотого окуня, приведи мне дочь хозяина огня!

Петыр кланяется и возвращается с помощью метлы мочальной на землю.

Сцена 7.

Звучит веселая мелодия. На сцене начинается игра – танец дочери огня с подружками-искорками.

Петыр прячется за деревом. Когда дочь огня приближается к Петыру, он хватает ее и садит на ковер-самолет. Подружки ищут хозяйку.

-Где же она? Ее нигде нет. Надо хозяину огня – тыл кузе срочно сказать! (искорки убегают).

Сцена 8.

Петыр с дочерью огня сидят на ковре – самолете.

Дочь огня : Не отдавай меня ву кузе. Ведь отец мой обещал выдать за того, кто сумеет выкрасть меня из дворца.

Петыр: Как же нам быть? Ведь тятя послал меня за птицей-зорькой, что у омыр кузе. А тот взамен попросил златогривого коня, который живет у музъем кузе. А музъем кузе потребовал золотого окуня, что живет у ву кузе.

Дочь хозяина огня : Не беда: будет у тебя и птица-зорька, золотой окунь, и златогривый конь. Ты мой платок не отдавай ву кузе и я вернусь к тебе. У окуня не отдавай клетку, у коня уздечку.

«Прилетев» к воде, Петыр зовет ву кузе. Появляется ву кузе. Петыр передает девушку, получает клетку с золотым окунем. Идет на ковер-самолет. Ждет девушку. Прибегает девушка, садится на ковер-самолет.

Подходят к музъем кузе.

Петыр (достает из клетки окуня) : Вот тебе окунь. Давай мне коня. (музъем кузе отдает коня).

Все вместе едут к омыр кузе. Происходит обмен.

Сцена 9.

Дом крестьянина. Нэнэ и тятя сидят перед домом на лавке.

Вдали появились впереди конь, за ним девушка и Петыр с окунем в клетке и птица-зорька. Поют песню «Мемие гурзе эстэм дыр но»

Мемие гурзе эстэм дыр но,

Мурьетиз чыныз потэ дыр.

Корказь выжыяз потэм дыр но

«Пие бертэ» - шуэ дыр.

Петыр: Тятя, нэнэ, вот я и вернулся! Вот, тятя, птица-зорька тебе, а тебе, нэнэ, золотой окунь. Златогривый конь в хозяйстве всегда пригодится. А это -моя невеста, дочь хозяина огня – тыл кузе.

Нэнэ: Добро пожаловать, нылы.

Тятя: Молодец, пие! Совсем взрослый стал. А где же твои братья?

Петыр: Не знаю, тятя. Мы разошлись вскоре, как ушли из дома.

Тятя: Видать ты один уму-разуму научился: ведь добро добром возвращается.

Под удмуртскую мелодию выходят все участники.

Сценарий «Дочь хозяина Огня» по удмуртской народной сказке «Дочь хозяина мира»
Публикации по теме:

Фотоотчет «Кукольный театр по русской народной сказке «Колобок» для малышей»Фотоотчет «Кукольный театр по русской народной сказке «Колобок» для малышей» . Мы с нетерпеньем ждали, И вот он, час настал! Настало время показа нашего представления для малышей. Как мы готовились, можно посмотреть.

Фотоотчет о спектакле по русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк»Фотоотчет о спектакле по русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк» Наши дети с удовольствием посмотрели русскую народную сказку "Лисичка-сестричка и серый волк". Жили-были дед и баба. Дед говорит бабе:.

Математическая игра по русской народной сказке «Снегурочка»Математическая игра по русской народной сказке «Снегурочка» Приближается Новый Год, и я хочу предложить вам новую математическую игру, как раз по зимней теме. Жили – были старик со старухой. Всего.

Моя дочь познаёт мирМоя дочь познаёт мир хочу поделиться эмоциями, которые получила от. С чего же начать? У нас в городе есть замечательное место, где можно провести целый.

Презентация к венгерской народной сказке «Два жадных медвежонка» Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в.

Сценарий игры-инсценировки по русской народной сказке «Репка» для детей младшего дошкольного возрастаСценарий игры-инсценировки по русской народной сказке «Репка» для детей младшего дошкольного возраста Программное содержание. Приобщать детей к театральной деятельности. Способствовать расширению у детей эмоциональных и речевых контактов.

Сценарий развлечения «Путешествие по русской народной сказке «Царевна — лягушка» в старшей группе Задачи. • Формировать умение правильно выполнять задания. • Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки,.

Театрализованная игра по русской народной сказке «Теремок»Театрализованная игра по русской народной сказке «Теремок» Программное содержание: 1. Развивать навыки театрализации русской народной сказки «Теремок» у детей младшего дошкольного возраста:.

Театрализованное представление по русской народной сказке «Теремок»Театрализованное представление по русской народной сказке «Теремок» Театрализованное представление по русской народной сказке «Теремок» в младшей группе. Цель: Формировать у детей интерес к играм - драматизациям.

Викторина по украинской народной сказке «Рукавичка»Викторина по украинской народной сказке «Рукавичка» Цели: - продолжать воспитывать у детей интерес к народному творчеству – сказкам; - учить детей узнавать знакомые сказки, называть их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий «Дочь хозяина Огня» по удмуртской народной сказке «Дочь хозяина мира»
Опубликовано: 23 января 2021 в 15:55
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД