Ирина Клестова
«Длинная коса — девичья краса». Сценарий фольклорного праздника, посвящённого Дню матери
▼ Скачать + Заказать документы
Зал оформлен под старинную деревенскую избу. На столе стоит самовар. На полу лежит самотканый половик. На стене развешены старинные вышитые полотенца. На праздник приглашены бабушки и мамы.
Ведущий: От чистого сердца
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Дети читают стихи.
й ребё нок:
Маму любят все на свете,
Мама – первый друг!
Любят мам не только дети,
Любят все вокруг.
2-й: Если что – нибудь случится,
Если вдруг беда,
Мамочка придёт на помощь,
Выручит всегда.
Публикация «„Длинная коса — девичья краса“, Сценарий фольклорного праздника, посвящённого Дню матери» размещена в разделах
- День Матери, ноябрь
- День Матери. Сценарии развлечений
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2013
Ведущий: Сегодня - День матери, самого родного и любимого человека. Сегодня в честь этого дня мы проводим праздник - русские посиделки, а называется он «Длинная коса – девичья краса»
Под музыку входит в зал Варвара, которая одета в русский сарафан, у неё длинная коса.
Варвара: Наконец – то, вы появились.
Я уж думала, вы заблудились?
Добро пожаловать! Будьте, как дома.
Знакомьтесь со всеми, с кем ещё не знакомы.
Очень рада, дети, что вы ко мне зашли.
Для этих посиделок времечко нашли.
Дети читают перекличку.
1 Пришли сюда мы скуку разогнать,
Мы пришли повеселиться, поиграть.
2 Чтоб всем вместе песенки попеть
На забавы разные, потехи посмотреть
3 Мы привели с собою тех
Веселье любит кто и смех!
4 Ввалились к вам весёлою гурьбой
И даже воспитателя мы привели с собой.
Варвара: Вы поспели вовремя как раз.
Начинаем посиделки мы сейчас.
Ну что ж, давайте знакомиться.
Зовут меня, ребята, Варварушка - краса.
А главная примета – длинная коса.
Для этих посиделок есть важная причина
И пусть не обижаются малышки и мужчины.
С давних пор краса девицы
Не румяна, не ресницы,
Всюду русская краса –
С лентой длинная коса.
Исполняется инсценирование песни «Аннушка» Филиппенко
Варвара: Издавна у всех народов ценилась женская коса. Русские
женщины, по обычаю имели длинные волосы. Поэтому было придумано
много различных способов их заплетать.
До замужества девушка могла ходить с распущенными волосами или
заплетёнными в одну косу волосами. Для красоты в косы вплетались
яркие ленты или золотые нити. Перед свадьбой девушке заплетали две
косы. Часто к концам кос подвешивался косник или накосник - это
треугольник из бересты или кожи, богато украшенный шёлком, бусами,
жемчугом.
Сейчас мы посмотрим на мастерство наших девочек.
В детском саду у нас девицы на все руки мастерицы.
Девочки садятся за столы и украшают аппликацией косник, вырезанный из бумаги.
Варвара: Пока наши девочки делом заняты, чтобы мальчикам не скучать, в игру можно поиграть.
Проводится игра «Бантики»
Бантик на пол положи, себя в пляске покажи,
Кончит музыка играть, надо быстро бантик взять.
Варвара: А теперь оценим рукоделие наших девочек.
Да, недаром говорится – дело мастера боится.
Ведь у наших девочек руки не простые, руки золотые.
А что это значит – руки золотые. Они, что из золота сделаны?
Хотите узнать?
Дети: Да, хотим.
Ребёнок читает стихотворение.
Золотые руки – руки не из золота,
Золотые руки не боятся холода.
В ссадинах, мозолях руки эти –
Самые нужные руки на свете,
Самые хорошие, самые простые,
А ну – ка, друзья, у кого такие?
Дети исполняют песню о маме (по выбору)
Ребёнок читает стихотворение
И у бабушки моей руки не простые.
И у бабушки моей руки золотые.
Всё умеют делать – штопать и латать,
Обед приготовить, в доме всё убрать.
С бабушкой прожили они жизнь большую,
Отдохнуть прилягут – я их поцелую.
Дети исполняют песню о бабушке (по выбору)
Варвара: Правильно, ребятки, мастеровые руки – это значит умелые.
Дети читают пословицы.
1 В умелых руках и дело спорится.
2 Умелые руки не знают скуки.
3 На все руки мастер.
4 Дело мастера боится.
5 От скуки на все руки.
Варвара: Стихи да пословицы рассказывать вы и на самом дела мастера.
Хочу сейчас посмотреть,
Умеете ли песни петь.
Пускай мальчишки – озорнишки,
Девчушки – хохотушки
Для нас свои споют частушки.
Дети исполняют частушки. (По выбору)
Варвара: Хорошо частушки пели милые девицы,
Не пора ли обсудить нам длину косицы.
Проводится конкурс «Кто из мам быстрее и длиннее заплетёт косичку своей дочери».
Варвара: В старину девушки и женщины не ходили простоволосые, т. е. с
непокрытой головою. Выставлять волосы на показ считалось очень
неприличным. Волосы прикрывались платком, который завязывали
различными способами.
1способ: «Рогатая кичка»- как солохи.
2 способ: на посиделках и гулянье девушки носили платок, просто накинув его на плечи.
3 способ: платок – на кокошник, концы на спину – от сглаза людского.
Проводится конкурс «Завяжи платок» ( Дети делятся на две команды: мальчики завязывают платки своим девочкам)
Варвара: Старалась рассказать вам увлекательно,
И слушали меня вы все внимательно,
И делали вы все старательно.
Мне осталось лишь узнать:
Вы умеете плясать?
Дети исполняют танец «Тополь – тополёк» Кадышевой
Варвара: Ещё хочу рассказать вам, ребята, чем пользовались в старину девушки
для ухода за своими волосами. С раннего детства мама, расчёсывая
волосы своей ненаглядной доченьке приговаривала: «Расти коса до
пояса, не вырони ни волоса»
Чтобы волосы были здоровыми наши бабушки использовали сыворотку,
простоквашу, отвары трав, мыли волосы хлебом и яицом, о шампунях в то
время и понятия не имели. Для мытья брали 2- 3 яйца, растирали хорошенько в
чашке и равномерно наносили на волосы. Затем массировали голову мягкими
движениями, втирая смесь и смывали тёплойводой. Волосы становились
шелковистыми и блестящими.
Хлеб использовали только чёрный. Куски замачивали, а потом клали на
голову. Укутывали хорошенько полотенцем и полчаса ждали. Потом смывали
тёплой водой, споласкивали отваром трав.
Кстати, не забывайте, что волосы заплетать вкосички очень туго нельзя.
Волосы начинают сечься и выпадать.
Теперь опять хочу заданье дать:
На волосы надо быстро бантик завязать.
Проводится конкурс: «Кто быстрее завяжет бант» (Можно пригласить мам или мальчиков)
Варвара: Вот ещё одна игра,
Вам понравится она.
Я вопрос хочу задать – ваше дело отвечать:
«Это я, это я, это все мои друзья!»
Коль со мной вы не согласны, то молчите,
Ничего в ответ не говорите.
- Кто проснулся очень рано,
Водой умылся из под крана?
- Носит кто из вас косицу
Длиной почти до поясницы?
- Отвечайте хором вмиг:
Кто здесь главный баловник?
- Кто из вас скажите, братцы
Не забывает расчесаться?
- Кто из вас свою сестричку
Часто дёргал за косичку?
- Кто из вас, ребятки,
Держит волосы в порядке?
Варвара: Очень дружно отвечали
Станцевать нам не пора ли?
Приглашаю всех сейчас
На весёлый перепляс.
Пусть никто не устоит,
Хоть немного подробит.
Дети вместе с мамами пляшут под русскую народную музыку.
Варвара: Ребята, а какие вы знаете народные поговорки о косе – девичьей красе?
Поговорки:
1 Чем больше коса, тем краше девица.
2 Хорош соловей голосом, а девица волосом.
3 Коса до пояса – язык до колен.
Варвара: Вот те на! Вот это поговорочка! Это что же значит все женщины и
девочки – болтушки? Что ж, этим обстоятельством мы обязательно
воспользуемся. Сейчас мы проведём бой скороговорок с мамами и
бабушками.
Проводится соревнование «Кто лучше произнесёт скороговорку».
Маленькая болтунья молоко болтала,
Болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала.
Да не выболтала.
Варвара: Хорошо тароторили мои тароторочки.
Как говориться: «Соловья баснями не кормят»
Не хотите ли подкрепиться, чаю сладкого напиться,
С сухарями, с сушками, с вкусными ватрушками?
На этом наши посиделки заканчиваем.
Пусть ваши улыбки, как солнце
Нас радуют в жизни опять.
И в ясный денёк из оконца
Пусть будут лучами сиять.
Приглашаем всех на чай.
Дети вместе с гостями пьют чай.