Джемма Малахаткина
Сценарий классного часа «Былинные герои»
▼ Скачать + Заказать документы
Вечерняя тает заря,
Клубятся над степью тучи.
Три сказочных богатыря
Коней оседлали могучих.
От силы жестокой вражьей
Народ берегут они
И грозно стоят на страже
Нашей родной земли!
Героическое прошлое нашей Родины находило отражение в устном народном творчестве. Лучшие былины народ сложил о своих легендарных героях-богатырях. Литературоведам известно около 100 сюжетов былинного эпоса, 26 из которых связано с этой легендарной троицей.
Публикация «Сценарий классного часа „Былинные герои“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2022
Ребята на экране вы видите картину известного художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря», на ней изображена эта троица. Вы конечно без труда можете назвать имена богатырей. (Дети называют былинных героев)
Вопросы к аудитории:
№ 1. «Можете назвать, кто изображён посередине?» (Илья Муромец).
В самом центре картины на могучем коне – богатырь Илья Муромец. Он широк в плечах, в нём чувствуются громадная мощь и отвага. Приложив руку к глазам, он зорко всматривается в даль: не идет ли на Русь войско вражеское?
№ 2. «Кто стоит слева на коне?» (Добрыня Никитич).
По левую руку от Ильи – самый юный из богатырей Алеша Попович.
№ 3. «Кто изображён справа?».
Справа от Ильи Муромца на мохнатом белом коне другой богатырь – Добрыня Никитич.
Чем же прославились эти супермены старых времён? сейчас разберёмся.
Богатырь Илья Муромец. «сын Иванович», крестьянин. Илья Муромец – самыи популярныи персонаж русских былин. Уже в ХII веке о нем пели бродячие скоморохи и сказители-гусляры по всеи Руси. В народе о нё м говорили: «Как одно на небе красно-солнышко, один на Руси Илья-Муромец». Родина Ильи – город Муром, село Карачарово. Это самый сильный и мудрый богатырь, разрешающий конфликты между другими богатырями.
Просмотр кадров кинофильма «Илья Муромец» реж. А. Птушко, 1956 г.
Добрыня Никитич. Никитич – отчество по имени отца.
Согласно былинам, Добрыня родился в Рязани в те времена, когда Рязань «селом слыла». Он сподвижник, правая рука Ильи Муромца. Он наделен не только силой великой, но и многими талантами: лучше всех стреляет из лука. Добрыня «артист в душе: мастер петь играть на гуслях.
В лице Добрыни народ воплотил те качества, которые он в совокупности обозначил словом «вежество». В понятие «вежества» входит знание внешних форм вежливости и культуры в обращении людей друг с другом. Добрыня всегда знает, как войти в палату, как закрыть за собой дверь, знает, как и кого надо приветствовать, кому надо поклониться «в особину». Он умеет держать себя за столом; Добрыня владеет искусством не только письма, но разумной речи, беседы».
Вопрос к аудитории: «А знаете ли вы, как называется былина про этого богатыря?»
Самая популярная былина «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» повествует о трёхдневной битве богатыря с огнедышащим созданием.
Дети (3 человека) читают былину «Добрыня Никитич». (по очереди)
Алеша Попович – весёлый, жизнерадостный и храбрый богатырь. Самый юный из богатырей. Алёша Попович, сын священника из Ростова Великого.
Врагов Алёша поражал не только силой, но и умом, хитростью и отвагой. Он беззаветно любит Родину, беспощаден к её врагам и готов пожертвовать жизнью во спасение Руси.
Алеша Попович и Тугарин Змей наиболее известный всем сюжет из тех, где упоминается славный богатырь. Этот бой происходит то ли в Киеве, то ли по дороге туда. Победа над Тугарином стала главным подвигом Алеши.
А кто ответит на вопрос: «Какому князю служили эти богатыри и в каком городе он правил?».
(Князю Владимиру, в городе Киеве).
Любопытные факты:
Про Илью Муромца: Традиционно былинного Илью соотносят с преподобным Илией Печерским, иноком Киево-Печерской лавры. Достоверных сведении о житии этого святого сохранилось до нашего времени краи не мало. Происходил он из простои крестьянскои семьи. С детства и до 33 лет Илья Муромец был парализован из-за поразившеи его немощи ног. Годы болезни воспитали в нем великое терпение, смирение, кротость и удивительныи по силе характер. Однажды ему явились святые старцы в образе нищих странников, сказавшие: «Поди и принеси нам напиться». Он встал, принес воды и выпил её по требованию старцев, получив при этом «силу великую». Вещие старцы предсказали также, что «смерть ему на бою не писана».
Получив исцеление от болезни, Илья Муромец посвятил свою жизнь служению народу и государству. Он много лет состоял в дружине князя Владимира Мономаха – был «первыи богатырь во Киеве», не знавшии поражении.
До принятия пострига он прославился как воин по прозвищу Чоботок, то есть Сапожок. Однажды на богатыря внезапно напали враги – как раз в тот момент, когда он обувался. Не имея под рукои оружия, он стал отбиваться чоботом (сапогом, еще не надетым на ногу,— и положил замертво всех супостатов. А еще во многих былинах называют его «казаком» и «атаманом».
Илия Печёрский умер в 1188 году и был канонизирован в 1643 году. Его мощи по сей день хранятся в пещерах лавры.
Про Алё шу Поповичу: Считается, что образ богатыря Алеши восходит к реальному ростовскому воину Александру Поповичу, погибшему в 1223 году в битве с монголо-татарами на реке Калке. Академик Дмитрий Лихачев отнёс первое упоминание об Александре Поповиче в летописи к 1423 году, то есть через 200 лет после предполагаемой смерти героя. Лихачев установил, что не богатырь попал в былины из летописи, а, наоборот, летопись зафиксировала персонажа из эпоса как историческое лицо.
Про Добрыню Никитича: Был в истории и настоящий Добрыня. Он жил в X веке и приходился дядей князю Владимиру I Святославичу. Воевода Добрыня сопровождал племянника, когда тот в 970 году отправился княжить в Новгороде.
Прототипом богатыря называют Добрыню, родного дядю по материнской линии и наставника князя Владимира Красное Солнышко. Правда, Никитич – отчество видоизмененное: исследователи предполагают, что раньше к имени добавлялось название села Низкиничи, родины персонажа. А его отца звали Малко.
Вопросы к аудитории: «У каждого богатыря было снаряжение. А знаете ли вы, из чего оно состояло?»
1) Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Зачем кольчуга нужна богатырям? (Кольчуга защищала от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.)
2) Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
3) Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… (Меч)
Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
4) Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
5) Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, копьё, топор, меч – булава.
Вопрос к аудитории: «Ребята, а как вы думаете, были на Руси ещё богатыри? Как их звали?»
Смотревшие мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей», возможно, помнят такого персонажа, как богатырь Святогор.
Например, Святогор был человеком-великаном. О нем говорится, что ростом он «выше леса стоячего, головой упирается в облако ходячее».
Никита Кожемяка. В русских сказках – один из главных героев-змееборцев.
Микула Селянинович – древний русский богатырь, связанный с землей-матушкой. Он крестьянин-труженик, пахарь, созидатель.
Многих богатырей породила земля русская – и мифический Вольга Святославич, и кентавр Полкан из повести о «Бове-Королевиче» совершали свои подвиги не ради славы, а для горячо любимого Отечества. В их образах находят своё отражение чаяния простого русского народа, готового при необходимости отдать жизнь за родину.
Были даже женщины-воительницы, которых называли поленицами: Василиса Микулишна, Настасья Микулишна, Настасья-королевишна и другие. Они считались ровней богатырям-мужчинам, а иногда и превосходили их.
Вопросы к аудитории:
«Ребята, напомните, пожалуйста, откуда мы с вами узнали про богатырей?» (Из былин, песен, сказаний)
«Что такое Былина?» (Былины – русские народные песни-сказания о том, что было. У былин нет автора, а у других произведений есть)
«Кто сочинял Былины?» (Народ)
Первые русские былины передавались исключительно в устной форме
«А кто рассказывал Былины?» (Сказители, которые странствовали из селения в селение. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.)
Говорили мы про дела старые
Про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушали,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!
Что лучше того дела нету,
Чем родную землю от врагов защищать!