Лучший педагог года

Сценарий летнего фольклорного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купалы»

Татьяна Беспалова
Сценарий летнего фольклорного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купалы»

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально- коммуникативное развитие.

Познавательное развитие : познакомить детей с праздником Ивана Купалы, с обычаями, традициями, обрядами русского народа.

Речевое развитие : учить детей отгадывать загадки, отчётливо произносить слова текста песен, народных игр.

Физическое развитие : обогащать двигательный опыт детей, развивать физические качества детей.

Публикация «Сценарий летнего фольклорного развлечения для детей старшего дошкольного возраста „Праздник Ивана Купалы“» размещена в разделах

Художественно- эстетическое развитие : побуждать детей к инсценированию содержания русских - народных песен, развивать танцевальное творчество.

Социально- коммуникативное развитие : приобщать детей к истокам русской народной культуры через развитие эмоциональной сферы путём включения их в народные праздники, воспитывать любовь к обычаям и традициям русского народа.

Предшествующая работа: плетение венков с родителями накануне празднования, разучивание русской - народной песни «Из – под дуба, из – под вяза», разучивание танцевальных движений с музыкальным руководителем, подготовка костюмов для инсценирования русской – народной песни «Ой, вставала я ранёшенько».

Праздник проводится на берегу водоёма, дети одеты в народные костюмы, на головах девочек венки.

Сценарий праздника.

Ведущая одетая в русский сарафан: «Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут тётушка Арина, пригласила я вас сюда неслучайно. Сегодня, 7 июля, отмечается главный летний праздник, называется он днём Ивана Купалы.

На Иванов день проводятся различные обряды, связанные с водой. Именно с этого дня в старину можно было начинать купания в прудах, озёрах, реках, так как считалось, что в ночь с 6 на 7 июля вода обретала целебную силу. В этот день народ ходил к родникам умыться для здоровья, попить ключевой воды.

После утреннего молебна в церкви празднование продолжалось на улицах. Леса вокруг селений и берега водоёмов наполнялись весёлым шумом».

Выходят девочки с платочками в руке, исполняется русская – народная песня «Из-под дуба, из-под вяза».

Тё тушка Арина продолжает: «У праздника есть и другое название – Иван –травник. Люди верили, что травы, собранные в ночь перед празднованием, обладают целебной силой. Вот и собирали девушки различные растения, приносили к разведённому костру и раскладывали вокруг него. Полежат у костра травки и могут стать лекарством.

Отгадайте, дети, загадки про травки полевые. (Ведущая загадывает)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает,

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё – беда:

Она их главная еда. (Трава)

Сама холодная, а людей обжигает. (Крапива)

Он и мачеха, и мать,

Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха)

В белой шапке стоит дед,

Если дунешь – шапки нет! (Одуванчик)

Вдоль дороги у межи

В золотистой спелой ржи,

Словно синий глазок,

Смотрит в небо (василёк).

Зелёный плот

По реке плывёт,

На плоту - красавица,

Солнцу улыбается. (Кувшинка).

Стоят в поле сестрички –

Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки).

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик).

Путник часто ранит ногу

Вот и лекарь у дороги. (Подорожник).

Ведущая продолжает свой рассказ: «Некоторые девушки мечтали найти траву счастья – Иван-да-Марья. В старину рассказывали, что как-то встретились парень и девушка, Иван и Мария, полюбили друг друга и поженились. Да вскоре узнали, что они брат и сестра родные, но разлученные в детстве. От горя превратились они в траву с цветами разного цвета на одном стебле : Иван – синий, Марья – розовый.

С Иванова дня начинался сенокос, крестьяне заготавливали сено для домашних животных, старались накосить как можно больше ещё до восхода солнца и говорили: «Пройди до солнышка два покоса, ходить не будешь босо».

Инсценировка русской - народной песни «Ой, вставала я ранёшенько».

Ведущая: «Девушки накануне празднования плели венки из разных трав и цветов, вплетали полынь и крапиву, чтобы сберечь себя от «нечистой силы», которая особенно любила «пошалить» в ночь на Ивана Купалы. Потом пускали венки по воде, считалось, что, девушка, чей венок уплывёт дальше других, раньше всех выйдет замуж. Давайте, девочки, и мы пустим свои венки по воде и понаблюдаем, чей уплывёт дальше всех. (Девочки бросают венки в реку).

Вечером в этот день люди устраивали шуточные состязания: перетягивали канат, бегали в мешках, скакали на одной ноге и обязательно проводились игры с водой. Сейчас мы проведём эстафеты с водой».

(Ведущая предлагает построиться в две команды).

1. Эстафета «Достань камень из таза с водой». Бег до таза (7-8 метров, достать рукой один камень из воды, вернуться назад и положить камень в ведро).

2. Эстафета «Бег с ведром, наполненным водой».(Добежать с наполненным ведром до ориентира, обежать его и вернуться на место. Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету и сохранившая большее количество воды).

3. Эстафета «Перенеси воду в стакане». (Стаканом перенести воду от линии старта до ведёрка, вылить воду и вернуться назад, передать стакан следующему игроку).

Ведущая: «Костёр в этот день тоже считался целебным и люди, как только пламя немного опадало, через него начинали перепрыгивать. Давайте тоже попрыгаем. Через настоящий костёр прыгать опасно, поэтому мы устроим необычный костёр на нашей поляне (используем красные флажки, воткнув палочки в пнсок).

(Прыжки через «костёр»).

Ведущая: «Ну, а теперь становитесь в круг скорее, поиграем в любимую русским народом игру «Горелки».

Ребёнок- водящий с платочком в руке идёт внутри круга, остальные дети идут взявшись за руки со словами: Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Динь – дон, динь – дон!

Убегай скорее вон!

Водящий останавливается, поднимает платочек и после слов: «Раз, два, три, беги!» опускает платочек между парой детей, которые бегут в разные стороны вокруг стоящих в кругу детей.

Кто из детей первым коснётся платочка водящего, становится в круг, опоздавший становится водящим, то есть «горит», как говорили в старину.

Ведущая: «Самым главным растением в этот день считался волшебный цветок – папоротник, который якобы расцветал в ночь Ивана Купалы. По народному поверью, цветок папоротника обладает способностью творить чудеса: с его помощью можно стать богатым и счастливым. Но на самом деле цветок папоротника искать не стоит – это всего лишь легенда, это растение никогда не цветёт. Говорили, что в ночь на Ивана Купалу нельзя спать, так как вся нечистая сила: ведьмы, лешие, водяные, русалки становились особенно сильными в колдовских чарах и могли утащить в своё царство. Поэтому люди собирались группами, отправлялись на берег водоёма, разжигали костры, возле которых затевали игры, с одной из них мы познакомимся, называется игра «Ручейки и озёра». (Игроки стоят в пяти- семи колоннах с одинаковым количеством игроков в разных частях площадки – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озёра. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг).

Ведущая продолжает: «С Ивановым днём связано много примет и поговорок, в них отражается весёлый и почитаемый в народе праздник».

Дядя Иван пришёл к людям и к нам.

После Ивана не надо жупана.

С Ивановой ночи появляются светляки.

На Ивана ночь звёздная – много грибов будет.

«Вот и подошёл к концу наш весёлый праздник.

С днём Купалы поздравляю,

Только лучшее желаю:

Веселитесь, отдыхайте,

О друзьях не забывайте.

И купайтесь неустанно –

В море, в речке, даже в ванной!

Чтобы смыть болезни, беды

И испытывать победы!»

Ведущая – тётушка Арина, раздаёт детям праздничное угощение.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования Деловая игра для педагогов МБДОУ по изучению ФГОС ДО «Правильный ответ» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании.

Сетка ООД интегрированного эстетически-оздоровительного цикла в летний период Примерная сетка организованной образовательной деятельности интегрированного эстетически – оздоровительного цикла в летний период Группа.

Автор публикации:
Сценарий летнего фольклорного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купалы»
Опубликовано: 10 июля 2014 в 13:31
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД