Папки-передвижки

Сценарий литературно-музыкального развлечения «Культура народов Поволжья»

Ольга Васильева
Сценарий литературно-музыкального развлечения «Культура народов Поволжья»

Цель: Создавать положительную основу для воспитания межкультурной толерантности.

Задачи: Вызвать познавательный интерес к культуре и творчеству народов Поволжья, расширять их социальный опыт;

Развивать и повышать творческий потенциал воспитанников, развивать их музыкальные и артистические способности;

Воспитывать уважение к национальным традициям народов, населяющих Поволжье.

Публикация «Сценарий литературно-музыкального развлечения „Культура народов Поволжья“» размещена в разделах

Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, музыкальная.

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: рассматривание предметных и сюжетных картинок, беседа, чтение стихотворений, пение, игра на ложках, прослушивание музыкальных произведений, подвижная игра.

Оборудование: национальные костюмы по количеству детей (русские, татарские, казахские, презентация, канат, тюбетейка, деревянные ложки, мультимедийная аппаратура, музыкальный центр.

Ход мероприятия:

Слайд 1

Ведущий: Ребята, вы знаете, как называется наша Родина?

Дети: Россия

А как называется главный город нашей страны, наша столица?

Дети: Москва

Слайд 2

А как же называется город, в котором мы с вами живем?

Дети: Энгельс

Слайд 3-4

Правильно. Город Энгельс – главный город для каждого из нас. Это наша малая Родина, место, где мы родились и живем. Где бы человек ни жил, он всегда вспоминает свою малую Родину, потому что это место остается в его сердце навсегда, как самое лучшее и любимое. Недаром русский народ говорит : «Всякому мила своя сторона».

Дети читают стихи

1 реб. : Пусть сотни километров нами пройдены,

И многое встречалось на пути,

Но на просторах нашей славной родины

Нам лучше мест не удалось найти.

2 реб. : О, Энгельс, край любимый и загадочный,

Часами по твоим дорожкам бродим мы,

Ты самый живописный, самый сказочный,

И нет прекрасней нашей малой родины.

3 реб. : Здесь Волги-матушки веселое журчание

Здесь каждый куст – пейзажа чудный штрих,

Здесь слышно звезд волшебное звучание,

Когда взошла луна и город стих.

Ведущий: Ребята. А вы знаете, на какой реке расположен наш город?

Дети: На Волге

Но не только Энгельс стоит на реке Волге, еще много городов расположены вдоль её берегов. Вы знаете какие это города?

Ответы детей

Ведущий: Широка и раздольна великая река Волга. Слайд 5

На берегах её долгие годы живут бок о бок многие народы и национальности. Предлагаю вам сегодня совершить путешествие по Волге и познакомится с некоторыми из них. Согласны?

Ответы детей

Слайд 6

Гудок теплохода

Тогда располагайтесь поудобнее на нашем теплоходе, мы отправляемся в путь.

Дети кладут руки на плечи друг друга имитируя движения по волнам

Звучит фонограмма песни «Течёт река Волга» муз. М. Фрадкина

Ведущий: Наша первая остановка Русский двор.

Слайд 7

Под русскую народную мелодию выходят дети в русских народных костюмах.

Слайд 8

Ведущий: Русский национальный костюм показывает особенности культуры народа и его историю.

Мужской наряд состоит из косоворотки, подпоясанной кушаком. Костюмы были как праздничные, так и на каждый день.

Женский наряд состоит из рубахи и сарафана, украшенного вышивкой, бисером, серебром и золотом. На голове красивый кокошник.

1реб. : Нёс костюм характер благочинный,

Был для всех свободным, строгим, длинным.

На Руси короткие одежды

Надевать не смели и невежды

2 реб. : Из полотен вырубали пряхи

Длинные холщовые рубахи.

Ворот и подолы украшали,

Дивные узоры вышивали.

3 реб. : На узорах – травы, кони, птицы…

Выводили тонко мастерицы

Вышивка людей оберегала –

Нечисть и болезни отгоняла.

Слайд 9

Жили русские люди в избе.

Русская изба – это дом из брёвен, с крыльцом, одной большой комнатой и печкой.

4 реб. : Что ни терем, ни изба –

Позолота, да резьба.

Терем, терем, теремок,

Он затейлив и высок,

В нем окошки слюдяные,

Все наличники резные,

А на крыше петушки

Золотые гребешки.

5 реб. : А в перилах на крылечке,

Мастер вырезал колечки,

Завитушки да цветки

И раскрасил от руки.

6 реб. : В терему резные двери,

На дверях цветы и звери,

В изразцах на печке в ряд

Птицы райские сидят.

Ведущий: Стояли такие крепкие дома веками.

Слайд 10

По праздникам здесь собиралась вся большая семья. Накрывали стол и угощали разными блюдами.

6 реб. : Ах, русская, ты кухня – щедрая душа!

Встречаешь хлебом с солью

Нас в доме не спеша!

Любым гостям ты рада,

Готова всех принять!

И скатерть-самобранку

На длинный стол постлать!

Ведущий: А после застолья не прочь и повеселиться: песни, пляски, игры, хороводы. Веселиться русский народ любит и умеет.

Слайд 11

Дети исполняют р. н. мел. «Ой, блины» на ложках

Звучит гудок теплохода

Слайд 12

Ведущий: Пора нам продолжить наше путешествие

Звучит песня «Течет река Волга»

Дети рассаживаются по местам, имитируют движение по волнам

Ведущий: Мы с вами приплыли в Казахскую деревню

Слайд 13

Под казахскую народную музыку выходят дети в казахских народных костюмах.

Слайд 14

Ведущий: У казахского народа тоже есть национальный костюм.

Традиционный национальный казахский костюм для мужчин состоит из чапана (бархатный халат с поясом) и высокого колпака, тюбетейки или шапки из лисьего меха)

1 реб. : Мужской костюм на казахском языке называется:

Айыр калпак - Головной убор

Окалы немесе зерлы шапан - жакет

Ведущий: Женский народный костюм состоит из белого или цветного платья, бархатного жилета с красивой вышивкой и высокий колпак с шелковым шарфом.

2 реб. : Женский костюм на казахском языке называется:

Йлек - национальное платье

Саулеке - головной убор

Шапан - длинный жакет

Кок суiр етiк - кожаные сапоги

Слайд 15

Ведущий: Вот так выглядит национальное казахское жилище – юрта – это переносной дом. Юрта быстро собирается и легко разбирается. Казахи называют его войлочный дом.

3 реб. : Юрта - странное жилище,

В нем хранили сбрую, пищу.

Посредине жгли очаг,

Кочевники жили так.

Если куда-то идешь

Дом с собою ты берешь.

Слайд 16

Ведущий: Казахская кухня отличается от нашей привычной русской. Но тоже очень вкусная. В этой стране любят и умеют готовить мясо, выпечку и молочные продукты. Такие блюда как бешбармак, куырдак, казы, баурсак, шельпек всё это блюда казахской кухни.

4реб. : Национальная культура

Венчает жизненный устой,

А хлебосольная натура,

Гостей прельщает добротой.

5 реб. : Пастух-акын слагает песни,

Готовит вкусный, сытный плов.

Здесь духу вольному не тесно,

Семья – основа всех основ!

Слайд 17

Ведущий: Сейчас я предлагаю поиграть в национальную казахскую подвижную игру, которая называется «Орындарынмен ауысындар», что в переводе на русский означает «Поменяйся местами»

В центре зала кладётся аркан (канат, так, что бы разделись его на две половины. Каждая из команд занимает свою половину площади. С началом музыки дети бегают в разном направлении по всей площадке. По окончании музыки и по сигналу водящего на слова: «Орындарынмен ауысындар» команды меняются местами. Та команда, которая в полном составе прибежит первой на противоположную сторону, выигрывает.

Игра проводится 2-3 раза.

Ведущий: Вот так весело проводят время казахские дети

Слайд 18

Гудок теплохода

Ведущий: А нам пришло время продолжить наше путешествие.

Звучит песня «Течет река Волга»

Дети рассаживаются по местам, имитируют движение по волнам

Слайд 19

Ведущий: Мы проплываем Татарский авыл.

Под татарскую народную музыку выходят дети в татарских народных костюмах.

Слайд 20

Ведущий: Основные элементы национального костюма это так же рубаха и платье, головной убор и сапоги.

1 реб. : Длинная рубаха для мужчины – кулмэк, шаровары - ыштан, длинная безрукавка – камзол.

2 реб. : Для девушек шились нижний нагрудник - кукрекче, тешелдрек и татарский фартук.

3 реб. : Верхняя одежда называлась по-разному: камзол, казакин, бишмет, чабулы чикмен, чабулы тун.

Ведущий: В праздничной одежде присутствовали декоративные строчки, мех, кожаные вставки, вышивка.

В основном использовали вишневый, белый, темно-бордовый, желтый, зеленый цвета.

4 реб. : Я сегодня в праздничном наряде,

Мой костюм из бархата, парчи,

И калфак пойетками играет,

Будто звёзды в сказочной ночи.

5 реб. : Сапогами я горжусь,

В них по улице пройдусь!

Всех вокруг сведёт с ума

Таких узоров красота!

Слайд 21

Ведущий: Татарский дом похож на русскую избу, он тоже срублен из дерева, но были также постройки из глины, кирпича, камня. Изба, отгороженная от улицы расписным забором.

Слайд 22

Ведущий: Татарская национальная кухня очень разнообразна. Самыми главными считаются первые блюда, например шурпа. Так же она богата изделиями из сдобного и сладкого теста: чельпек, катлама, кош теле, ляваш, паштет, которые подаются к чаю.

1 реб. : Пироги татарские уважаю очень я,

Эчпочмаки, беляши, пермячи, губадия.

Нет вкуснее пирогов, и не спорьте даже,

Кто их пробовал, тот вам точно так же скажет.

2 реб. : С курицей, картошкою, с черносливом, курагой,

С яблоком, капустою, выбирай себе любой.

Пироги татарские всех вкусней на свете,

Кушают их взрослые, старики и дети.

Ведущий: Во время праздников столы ломились от яств, каждый, кто входил в дом имел право угоститься. Также раздавали еду беднякам и бездомным. В некоторых населенных пунктах эта традиция до сих пор сохраняется.

Слайд 23

Ведущий: И какой же праздник без музыки, без песен. Ведь татарская музыка очень своеобразна и колоритна.

Сегодня мы с вами можем послушать татарскую народную песню «Ай, былбылым»

Исполнение татарской народной песни «Ай, былбылым»

Слайд 24

Гудок теплохода

Ведущий: Ребята, наше небольшой путешествие подошло к концу. Теплоход причаливает к берегам родного города, и мы снова в детском саду.

Слайд 25

Сегодня мы с вами вспомнили лишь о самых распространенных народах Поволжья, но на берегах реки Волги дружно проживают представители других народов и национальностей. Это и армяне, и лизгины, и башкиры, и узбеки и многие другие. В нашем детском саду никому не тесно, мы тоже все живем единой семьей в дружбе и согласии.

Слайд 26

Реб. : Пусть радость живет на планете,

И яркое солнце встает.

Плетут венок дружбы счастливые дети,

Заводят большой хоровод.

Дети выходят на финальную песню «Давайте дружить» музыка и слова С. Солнцевой

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Сказки народов Поволжья». Творческий проект с детьми средней группы «Сказки народов Поволжья» творческий проект с детьми средней группы №10долгосрочный срок реализации:1 год Актуальность: В современных.

«Ярмарка подвижных игр народов Поволжья». Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста Дети входят в зал с песней: Тетушка Деленка Вот такая рукоделенка Собирала возле речки ягоды, грибы На корыте выезжала из избы Шила платье.

«Культура и быт малых народов Севера». Сценарий познавательно-развлекательной программы для учащихся начальных классов "Культура и быт малых народов Севера" (40 минутная программа для учащихся начальных классов) Сегодня мы предлагаем поговорить о крайнем.

Сценарий музыкального занятия-развлечения «День рождения Снеговика»Сценарий музыкального занятия-развлечения «День рождения Снеговика» Цель: развивать интерес у детей к зимним играм. Задачи: -закреплять умение активно участвовать в играх; -развивать.

Сценарий физкультурно-музыкального развлечения «Фестиваль народных игр»Сценарий физкультурно-музыкального развлечения «Фестиваль народных игр» Сценарий физкультурно - музыкального развлечения «Фестиваль народных игр» Цель: формирование положительной мотивации для развития двигательной.

Сценарий литературно-музыкального досуга для старших дошкольников «Мы рождены не для войны»Сценарий литературно-музыкального досуга для старших дошкольников «Мы рождены не для войны» Участники: -воспитатели; -музыкальный руководитель; -воспитанники старшей группы №8. Гости: -родители группы №8 -воспитанники групп №10,.

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвящённого Дню Победы, для детей среднего дошкольного возраста (май 2018) Под фонограмму песни «День Победы» Д. Тухманова, дети маршем входят в зал, после прохода по залу и перестроений останавливаются.

Сценарий музыкального-патриотического развлечения «День России» Цель: Создать праздничное настроение, доставить радость детям. Задачи: 1. Образовательная: расширять знания детей о государственном празднике.

Сценарий музыкального развлечения «Масленица» в младшей группеСценарий музыкального развлечения «Масленица» в младшей группе Сценарий русского народного праздника "Масленица" для детей второй младшей группы. Задачи: - Приобщать детей к русским традициям, к родной.

Сценарий музыкального экологического развлечения «В гости к насекомым»Сценарий музыкального экологического развлечения «В гости к насекомым» Сценарий музыкального экологического развлечения: "В гости к насекомым" Задачи: Развивать творческое воображение, музыкальность во всех.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий литературно-музыкального развлечения «Культура народов Поволжья»
Опубликовано: 31 декабря 2020 в 07:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД