Елена Калинкина
Сценарий НОД «Время года и погода»
▼ Скачать + Заказать документы
Время года и погода
ГБДОУ Детский Сад №754 «Солнышко», Калинкина Е. В.
Различение как педагогическая технология социально-коммуникативного, речевого и познавательного развития дошкольника
Сценарий НОД «Время года и погода»
Цель: сформировать различение времени года по календарю и по погоде.
Публикация «Сценарий НОД „Время года и погода“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Занятие можно начать с игры. Дети поровну делятся на 4 группы: зима, лето, осень, весна. Кружатся в хороводе, а взрослый стоит в центре с закрытыми глазами. При остановке взрослый, не открывая глаз, выбирает какого-либо ребенка и тот должен сказать несколько предложений про свое время года, а взрослый должен угадать.
Далее взрослый спрашивает: “Какое сейчас время года?”
Занятие это нужно проводить тогда, когда погода не соответствует времени года (в марте – снег и зимний холод).
Дети дают ответ: “Весна”. Обосновывают свой ответ в данном случае, скорее всего календарем. Некоторые дети могут сказать, что сейчас зима, обосновывая ответ тем, что они видят на улице. Если в группе присутствует только одна точка зрения, например, календарное понимание, вторую точку зрения может взять на себя взрослый или приписать ее какой-либо игрушке.
Взрослый не соглашается с детьми и показывает, что на самом деле зима, указывая на снег, температуру, зимнюю одежду и др.
Дети отрицают, говоря правильное время года, взрослый упорствует, не понимая: погода ведь зимняя.
Что делать?
Тогда начинаем разбираться: почему дети считают, что весна? (Март – весенний месяц). На что смотрят дети, говоря, что весна? На календарь. А на что смотрит взрослый? На погоду. Оказывается, они говорят про разное: дети про календарь, а взрослый про погоду. Поэтому у них получилось разное время года. Погода и календарь не всегда совпадают.
Взрослый выясняет у детей: что показывает календарь? (дни недели, месяцы, праздники)
А с какой точки зрения лучше смотреть, чтобы правильно одеться? На погоду или на календарь?
Вот такой диалог произошел в ходе обсуждения.
Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года?
Женя: Весна.
Люда: Ранняя весна.
Воспитатель: Какая же это весна: на улице холодно и снег.
Аня Г. : Уже есть проталинки, а снега мало.
Люда: День стал длиннее, а ночь короче – это бывает весной, а зимой день – короткий.
Воспитатель: А разве только весной день длинный, летом тоже длинный.
Эмиль: На улице есть лужи, сосульки уже растаяли.
Аня Г. : Солнышко уже греет, птицы прилетели, делают гнезда.
Воспитатель: А почему мы тогда надевали зимнюю одежду? Наверное, еще зима!
Инна: Да, еще зима, вон снег лежит и холодно.
Женя: Нет, уже весна, потому что сегодня 16 марта.
Воспитатель: Ну и что, что 16 марта, снег то еще лежит.
Люда: Это ранняя весна, снег скоро растает и появится травка.
Аня Г. : Зимние месяцы – это февраль, январь и декабрь.
Женя: Да, а сейчас март. Значит уже весна.
Воспитатель: Значит можно идти на улицу в легкой куртке.
Женя: Да нет же, еще холодно, это на календаре 16 марта.
Воспитатель: Значит, можно узнать по календарю, что пришла весна?
Аня: Да, мы можем узнать по календарю, что пришла весна?
Аня Г. : Да, мы можем узнать по календарю какой месяц и число.
Воспитатель: А что еще можно узнать по календарю?
Люда: Когда был мамин праздник, когда будет выходной.
Воспитатель: Хорошо, я посмотрела на календарь, там весна, значит надо идти на улицу в весенней одежде.
Инна: Да нет же, в весенней одежде идти нельзя. На улице еще зима, холодно. Не надо на календарь смотреть.
Воспитатель: А куда мы будем смотреть, когда нам надо выйти на улицу, как нам одеться, легкую одежду надеть или теплую, зимнюю.
Инна: Мы будем смотреть в окно, какая на улице погода.
Люда: Можно посмотреть на градусник, он показывает температуру.
Воспитатель: Так какой же вывод, как узнать какое время года?
Эмиль: Посмотреть по календарю.
Женя: А если пойдем гулять, то будем смотреть по телевизору, какая будет погода.
Аня Г. : Мы с мамой всегда слушаем погоду.
Аня: Это называется «прогноз погоды».