пырина
Познавательно-игровая программа «Широкая Масленица» с проведением мастер-класса русской народной тряпичной куклы «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий
Познавательно-игровая программа "Широкая масленица", с проведением мастер класса русской народной тряпичной куклы «Масленица».
Действующие лица:
Музыкальное сопровождение –родитель Деева Анна Михайловна ;
Хозяюшка- педагог дополнительного образования Пырина Н. И;
Скоморох –посещающая ДТО «Благодать;
Петрушка – посещающая ДТО «Благодать;
Медведь- педагог дополнительного образования;
Баба Яга – родитель Степанова Н. Д;
Нафаня –педагог дополнительного образования Белова С. В;
Публикация «Познавательно-игровая программа „Широкая Масленица“ с проведением мастер-класса русской народной тряпичной куклы „Масленица“» размещена в разделах
- Кукла Масленица
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Масленица. ИЗО, поделки и рисование
- Масленица. Русский народный праздник
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2024
Чучело Масленицы- кукла из соломы;
Девочки в русских народных сарафанах, мальчик в рубахе – посещающие ДТО «Благодать»;
Весна - посещающая ДТО «Благодать;
Зима- посещающая ДТО «Благодать.
Реквизиты: чучело Масленицы, костюмы для действующих лиц; сковорода -2 шт и блины (макеты из картона, лошадки на палке -2 шт, метла -2шт, мешки с соломой -2 шт, лента атласная голубая, бубен, обруч -2шт, лыжи скороходы (деревянные бруски с петлями) -2 пары.
Оформление: Зал украшен в русском народном стиле (предметы русских народных промыслов, играет фоновая русская народная музыка.
Ход праздника:
Играет фоновая музыка русская народная для выхода Хозяюшки.
Хозяюшка: Добрый день, гости дорогие,
Жданные, званые и желанные.
Здравствуйте, девчонки!
Здравствуйте, мальчишки!
Гостей давно я жду-поджидаю,
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Сегодня все мы собрались, чтобы петь, плясать, играть и весёлый народный праздник отмечать. А что это за праздник, вам моя загадка подскажет.
В этот праздник все стремятся долго дома не сидеть,
Идут семьёй всей на гулянье представления смотреть.
А там их скоморохи да разные ряженые встречают:
Играют, поют, танцуют, блинами вкусными угощают.
Семь дней этот праздник продолжается.
Скажите дружно, как он называется?
Все: Масленица!
Хозяюшка: Правильно. Это Масленица : широкая, весёлая, радостная, сытная, потешная, гостеприимная. Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица-не просто встреча весны. Пожалуй, мало кто вспомнит и предположение о том, что раньше на Руси Масленица называлась Комоедицей. По сути масленица-это земледельческий Новый год. Помимо встречи весны и празднования начала Нового года, в этот день также почитали славянского Медвежьего Бога. Существует мнение, что в древности медведя славяне именовали Ком (и отсюда поговорка-«первый блин комам», т. е. медведям). Поэтому ранним утром,до завтрака, с песнями, плясками и прибаутками жители деревни несли в лес Медвежьему Богу «блинные жертвы»(испеченные к празднику блины) и раскладывали их на пеньках. Комоедицу ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катания крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. А после этого уже начинались широкие гуляния.
- Как же созывали народ на Масленицу :
Звучит музыка, в зал вбегают Скоморох и Петрушка.
Скоморох:
Здравствуй, честная публика!
Петрушка:
Наше почтение!
Скоморох:
Я — Скоморох — парень не плох!
Петрушка:
А я Петрушка — колпак на макушке.
Скоморох:
Слушай объявление! Для глухих без повторения!
Петрушка:
Всех, кто любит блины в сметане, чай горячий в большом стакане, кто в веселье влюблен без ума, всех приглашаем, всех зазываем!
Скоморох:
Вместе встретим, без промедленья, праздник старинный, весенний (вместе) — широкую масленицу!
Петрушка:
Зиму проводим, весну встретим! В хороводе с нами походим, вдоволь мы наиграемся, да друг с дружкою всласть пообщаемся.
Скоморох:
Эй, добрые люди! Смотрите сюда!
Вы такого не видели никогда!
Выходит Медведь, под музыку народную веселую.
Хозяюшка:
Ну-ка, Михайло Потапыч, поворачивайся!
Вишь, народ собрался подивиться, да твоим заморским потешкам поучиться!
С праздником, люди добрые, поздравляем! (кляняется)
Ну-ка, Мишенька, покажи, как Бабка-Ёжка в бане парится, на полке валяется?
(Медведь машет лапами).
Ой, бабка-то угорела, головушка заболела. Где заболела-то, Мишенька?
(Медведь показывает на ноги).
Да нет, Мишенька, не это! Где головушка-то? (Медведь берётся за голову, покачивается).
Ну-ка, Мишка, попляши!
У тебя ножки хороши!
Пляска Медведя (играет веселая плясовая русская народная музыка, к медведю в круг встают дети и танцуют. Музыка заканчивается, дети присаживаются на стульчики.
Хозяюшка: Приободрись, Михайло Потапыч, поклонись на все четыре стороны, благодари за почёт, за глядение, ну я продолжу наше веселье. (Кланяется и уходит).
Играет фоновая музыка русская народная для выхода Хозяюшки.
Хозяюшка: Ребята, а вы знаете, что праздник Масленица – это веселые проводы зимы, радостная встреча близкого, весеннего тепла, обновления природы. А что, встречает Масленица? (Весну)
А что провожает? (Зиму.)
Наши предки верили, что Зиму злую нужно помогать прогонять, а Весну – красавицу закликать, приманивать, «умасливать» угощениями – блинами. А чтобы Зима быстрей ушла, а Весна появилась, мы будем тоже веселиться, петь, играть от души, и блинками сладкими угощаться. Ребята, а какой зверь всю зиму спит, а весной просыпается? (Правильно, медведь.) Так вот в праздник Масленицы водили по ярмарке медведя, народ и малых ребят тешили. И у нас медведь тоже вас пришел и потешил.
Праздник Масленицы длится неделю и каждый день недели имеет свое название.
-А вы знаете, что Масленица предшествует Великому посту. Она длится всего неделю, и эту неделю можно плясать веселиться, кататься с горок, устраивать состязания и есть блины. А еще у каждого дня масленичной недели есть свое название. Давайте с вами узнаем, как называются каждый из дней масленицы.
Хозяюшка :Первый день – «Встреча».
Понедельник первый вечно
и называется он «встреча»,
В этот день Весну встречают,
И блины печь начинают!
-А кто знает, ребята, почему именно блинами принято было угощаться на Масленицу? Конечно, блинок круглый, как солнышко. А еще он сытный, можно наесться перед Великим постом. А теперь давайте немного поиграем.
Игра – Горячий блин. (на выбывание) Приложение № 1.
Играет веселая музыка «Блинчики».
-Сядем рядком да поговорим ладком. Все ли здесь смышлёные? Загадки отгадывать умеете?
Хозяюшка :
А сейчас, мои ребятки, загадаю вам загадки,
А в бочонке расписном лежат отгадки.
(Ведущая загадывает загадки. Когда получает ответ, дети по очереди вынимают из бочонка отгадку и кладут на специально приготовленный столик).
Загадки. Приложение № 2.
Хозяюшка: Что же можно приготовить из этих продуктов? (Блины)
Девочки в русских народных сарафанах вносят чучело Масленицы, играет песня «А мы масленицу дожидались».
Ставят в центр.
Подходят девочки, и встают вокруг нее.
расхваливают ее по очереди.
1-я: Дорогая наша гостья Масленица!
2-я: Дуня белая, Дуня румяная!
3-я: Коса длинная, триаршинная!
4-я: Лента алая, двуполтинная!
1-я: Платок зелененький, новомодненький!
2-я: Шуба желтая, ластки красные!
3-я: Лапти частые, головастые!
Все: Ух, красавица!
Хозяюшка: Молчит наша Масленица, не отвечает!
Лишь рукавами соломенными качает!
Видно мало мы Масленицу величали!
Песни славные распевали!
Песня-хоровод «Масленица»(приглашают всех ребят)
В домике раздается грохот. Выходит Баба-Яга. Смотрит в зеркальце, наряжается, поправляет платок. Любуется собой. Играет фоновая музыка для выхода Бабы Яги.
Баба-Яга: Эй, Нафаня, вставай, праздник проспишь!
Нафаня: (Выходит из-за печи, протирая глаза)
Бабуля, я еще раньше вас готов!
Баба-Яга: Тогда давай бегом на базар за мукой, маслицем. Да с людьми не забудь поздороваться, вишь народ уже Масленицу встречает!
Нафаня: Зачем, куда, за каким маслицем, за какой мукой, бабуля, что случилось?
Баба-Яга: Так ты ж знать сам должен, ты у меня всегда готов, все лучше меня знаешь!
Нафаня: Чем бабулечка дразнить, лучше взять и обьяснить!
Баба-Яга: Масленица, сынок, масленица. Это праздник народный, но и сегодня он тоже модный! Ну, а мы с тобой народ, иль как?
Нафаня: Ну, народ!
Баба-Яга: Что ж стоишь, разинув рот!
Нафаня: Что же делать?
Баба-Яга: Смех смотреть:
Что же делать!
Блины печь!
Песни петь!
В веселые игры играть,
Красно солнышко встречать!
Хозяюшка: 2-й день – вторник – «заигрыши». В этот день парни приглашали девушек кататься с гор на санках, ходили в гости, приглядывали невест. На улицах устраивались забавы и игры, гуляния с песнями, плясками, ряжеными.
Нафаня: А давайте поиграем в игру «Заря».Приложение № 3.
Баба-Яга: Молодцы ребята, шустрые какие! А у нас есть ещё одна затея для самых быстрых и умелых. Нафаня, неси-ка лыжи – скороходы.
Проводиться игра «Скороходы – снегоступы». Приложение № 4. Играет веселая музыка.
Баба-Яга: Нафаня, а давай будем блины печь. Ты ведь их очень любишь! Чем больше напечем, тем больше на следующий год будет!
Нафаня: Давай бабуля сковородки, ты тесто меси, а я жарить буду. (Уходят)
Хозяюшка: А пока Баба-Яга и Нафаня жарят блины, мы нашу Масленицу порадуем весёлой игрой. Нужно верхом на метелке «пролететь» до ворот и обратно.
Проводится игра «Верхом на метёлке». Приложение № 5. Играет музыка быстрая
Играет фоновая музыка русская народная для выхода Хозяюшки.
Хозяюшка: Третий день – «Лакомка»
Среда – лакомка называется,
Вот тут все точно объедаются!
Живот себе все набивают,
И друг друга угощают!
Этим днем зять к теще на блины едет. Ради него, ради этого дня и собиралась к теще вся родня. А молодые люди про это и песни пели. Ребята, а кто такой зять? Да, это муж дочери. Мальчики у нас все будущие зятья. В современных семьях зятьёв обычно немного, один – два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка: «Масленица – объедуха, денег приберуха». Давайте проверим их на силу и ловкость.
Ваша пляска весела,
А у нас опять игра.
Игра «Петушиные бои». Приложение №6. Играет музыка веселая праздничная.
Выбегают Скоморох и Петрушка. Играет веселая фоновая музыка для Скомороха Петрушки.
Скоморох: Мы блинов давно не ели, мы блиночков захотели.
Петрушка: Да какая же Масленица без блинчиков горяченьких, без блинчиков румяненьких!
Убегают.
Играет фоновая музыка русская народная для выхода Хозяюшки.
Хозяюшка : (Стучится в домик Бабы-Яги, она выходит из домика)
Тынь-тынька!
Тётенька добренька!
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Последний кусок, мочальный усок!
Тётушка, не скупись,
Масленым куском поделись!
Подай широкой Масленице!
Баба-Яга: Нафаня, Нафаня! Давай блинков скорее! Угощай. Не жадничай!
Нафаня: (Выносит блины) Бабуля, я не жадный, я хороший! Ешьте, гости дорогие! (Ставит на стол)
Хозяюшка: Спасибо, Нафаня ребята обязательно попьют чай с блинами. А я предлагаю поиграть в игра «Веселый бубен».
Игра «Веселый бубен» .Приложение №7. Под песню «Блины». Русская народная песня в обработке А. Абрамовского
Хозяюшка: Четвертый день – «Разгуляй».
Ну, а что же с четвергом,
Четверг зовется «перелом»
С этого дня все меняется
И разгулье начинается!
В этот день был самый разгул веселья. С утра по селу катаются люди на лошадях, на ряженых, садятся в сани сами, сажают чучело Масленицы. А где и быка на сани взгромоздят. И мы с вами будем кататься на лошадках.
Разгуляй - четверг придет, шутку, песню принесет.
Игра «Лошадки». Приложение №8. Играет веселая музыка для игры.
Баба-Яга: Походила я по свету, лучше русской песни нету!
Нафаня: Где песня поется, там легче живется!
Хозяюшка: Ну конечно, какой же праздник без частушек!
Девочки исполняют частушки. Приложение №9. Играет музыка без слов для частушек, русская народная.
Играет фоновая музыка русская народная для выхода Хозяюшки.
Хозяюшка: Пятый день – «Тещины вечерки».
«Тещины вечорки» пятница называется,
В этот день зятья к тещам в гости собираются!
И тещи для зятьев пекли блины,
И устраивали настоящий зятю пир!
В этот день молодая семья тещу встречала, да блинами угощала.
Зять с вечера приглашал тёщу на блины. Чем сильнее зазывал, тем больше оказывал ей почёта. Говорят, «У тёщи зятёк – любимый сынок»
Баба-Яга: Нафаня, где моя праздничная шаль? Надо принарядиться. Ведь ни к кому-нибудь идём, к любимому зятю. Да и ты принарядись.
Нафаня: Да я что, я и так готов!
Хозяюшка: Предлагаю провести эстафету «Бегущие сковородки» во круг масленицы бегают
Эстафета «Бегущие сковородки». Приложение №10. Играет музыка праздничная масленичная.
Играет фоновая музыка русская народная для выхода Хозяюшки.
Хозяюшка: Шестой день – «Золовкины посиделки».
А суббота – день семейный,
Зовется «золовкины посиделки»
В этот день невеста родных в гости принимает, а те придирчиво приглядывались: «Ну-ка, покажи, какая ты девица, петь, плясать мастерица»
А золовкам всем подарки дарит!
В этот день молодая жена принимает у себя сестру мужа.
А еще в этот день нужно было сплясать и себя показать.
Красны-девицы, вставайте
Нашу пляску начинайте.
И вы парни не зевайте,
Нам девчатам помогайте!
А я предлагаю вам по играть в русскую народную игру «Ручеек» Приложение№ 11. Покажем Масленице, как мы веселимся (Играет русская народная песня для игры «Ручеек»)
Играет фоновая музыка русская народная для выхода Хозяюшки.
Хозяюшка: Седьмой день – «Прощеное воскресенье».
У воскресенья званий много,
Но скажем лишь одно мы,
Прощенное зовется воскресенье,
И просят все друг у друга прощения!
Прощеный день называли его, а еще прощание, проводы. В этот день все от мала до велика просили друг у друга прощения. С утра ребята собирали дрова для костра, жечь Масленицу. А пепел рассеивали по полям, чтобы дать силу будущему урожаю, А вечером прощались с Масленицей, вывозили ее за околицу, поджигали.
Хозяюшка :Ребята, мы все сегодня хорошо потрудились, веселились, играли, смеялись. Пора нам уже весну звать. Давайте позовем Весну, может она нас услышит. Весна, весна – приди красна(3 раза)
(Выходит Весна)Играет музыка для выхода Весны.
Весна:
Слышу, слышу, что зовете,
Вижу, вижу, что меня вы ждете.
Вот пришла я к вам друзья,
Наконец, я вас нашла!
Здравствуйте, ребята! Вы так хорошо играли и веселились, что я не смогла сдержаться и пришла на ваш зов.
Играет музыка (по музыку входит зима)
Зима.
Что это вы тут развеселились.
Расшумелись, разрезвились?
Весна.
Потрудилась ты, Зима-Зимушка, всласть,
Похозяйничала, пора и честь знать.
Зима.
Ах, вот ты как!
Да, я Зима — белая, белая,
В поле снегом сеяла-сеяла.
Весна.
А я Весна — красная, красная,
Солнечная, ясная, ясная.
Зима.
Тебя снегом вымою, вымою,
За ворота выгоню, выгоню!
Весна.
Я снежком укроюсь, зеленью покроюсь.
Буду еще краше на просторах наших!
Зима.
Ну что же, Весна-красна, спорить и говорить ты мастерица.
Но без боя я не уступлю свое место.
Предлагаю устроить конкурс, а примут в нем участие все ребята!
Весна:
-Ребята, хотите, чтобы весна пришла? Я хочу попросить у вас помощи. Я предлагаю поиграть в игру «Вопрос- ответ»,Приложение № 12. Но нужно быть очень внимательным.
Хозяюшка: Зимушка,зима прощай,теплу время отступай!
Зима. Да, сильна ты, Весна, Я отступаю!
Уходит.
Весна: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. И Зиму проводим в её снежное царство.
Хозяюшка: Масленица, Масленица! Широкая Масленица!
Гостья нагостилась,
С зимушкой простилась,
С крыши капели,
Грачи прилетели,
Воробьи чирикают,
Они весну кликают.
Масленицу уносят (играет песня Прощай масленица)
Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех.
И награда будет для всех!
А пока чай согревается, блины начиняются,
Куклу с вами смастерим и на память сохраним.
Мастер класс «Масленица».Приложение №13. Играет музыка фоновая спокойная русская народная.
Хозяюшка:
А за праздник вам – Спасибо!
А теперь давайте вместе с вами
Угостимся мы блинами.
– А на прощанье готово угощенье всем на удивление!
– Вот румяные блины
Во все стороны равны!
К ним сметана или джем
Разбирайте, хватит всем!
С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Все румяны и красивы,
(Все подходят к столу и угощаются блинам, конфетами,пьют чай)
(играет песня «Как на масленой неделе со стола блины летели»,фотографируемся с куклой «Масленица».
В рамках реализации проекта мы достигли поставленных задач. Дети получили знания о народном празднике «Масленица». Реализация данного проекта по ознакомления с народными традициями русского народа проходила через совместную деятельность педагогога с учащимися и их родителями, что позволило сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки, знания о народном празднике Масленице, традициях русского народа. Укрепились детско-родительские отношения в процессе совместной деятельности. Поэтому я,считаю работу по развитию познавательной активности и любознательности у детей необходимой, системной и целенаправленной и планирую продолжить работать в этом направлении.