Ирина Погорелова
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям (изготовление куклы-масленицы из бумаги).
Задачи
Образовательные :
- познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы;
- формировать умения изготавливать куклу-масленицу из бумаги;
- активизировать словарный запас дошкольников.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к традициям русского народа;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе „Широкая Масленица, Изготовление куклы-масленицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Масленица
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-развивать мелкую моторику, внимание, глазомер, самоконтроль, зрительно-моторную координацию;
- развивать творческие способности, фантазию.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям;
- воспитывать аккуратность при работе с бумагой, ножницами, клеем.
Оборудование: репродукции картин на тему «Масленица» Б. М. Кустодиева; шаблоны: платья, фартука, платка, и лица; ножницы; клей - карандаш; фломастеры или карандаши; палочки от мороженого (шпажки, готовая кукла «Масленица», музыка П. И. Чайковского «Февраль. Масленица» (из цикла «Времена года», тихая русская народная музыка.
1. Вводная часть.
Под музыку П. И. Чайковского «Февраль. Масленица» (из цикла «Времена года»)
Воспитатель читает:
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая
На саночках расписных,
На конях вороных.
Живет Масленица семь деньков,
Оставайся Масленица семь годков.
Ой, Масленица, кривошейка,
Встретим тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом.
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
Воспитатель: Ребята, о чем, о ком это стихотворение?
Дети: О масленице
Воспитатель: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник давно любимый на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярило, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.
Согласно легенде, Масленица родилась на севере, отцом её был Мороз. Однажды в суровые морозы человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами. Он позвал её помочь людям, развеселить их, согреть и накормить. Масленица пришла. Но она оказалась не хрупкой девушкой, какой её увидели сначала, а здоровой бабой, с румяными щеками, громко хохочущей.
Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. Люди забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль и веселились от души. С приходом Масленицы и правда погода стала мягче, а морозы – теплее. Тогда-то и решил народ устроить праздник в честь Масленицы : всем миром проводить Зиму и готовиться к встрече Весны.
Воспитатель: Посмотрите ребята, как хорошо на репродукциях Б. М. Кустодиева передано веселье, яркость праздничного гулянья: катание на санках с горы, на каруселях, на лошадях, запряженных в украшенные сани. (Рассматривание репродукций картин)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?
Дети: Это кукла-Масленица
Воспитатель: Как вы думаете, эта кукла старинная или современная?
Почему вы думаете, что это старинная кукла?
Действительно, эта кукла старинная. С такими куклами играли бабушки ваших бабушек.
Воспитатель: Возьмите, потрогайте куклу.
Воспитатель: Домашняя Масленица – кукла, её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую соломенную или тряпичную куклу с белым лицом. Эта кукла сделана из лыка. Традиционная кукла-масленица делалась без лица. Она считалась предметом неодушевленным. Без лица она была многолика, в руках ребенка могла смеяться и плакать.
Домашняя Масленица была сильным оберегом жилища. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. Оберег - от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого. Кукла должна была принести ребенку благополучие, здоровье, радость.
Воспитатель: Хотели бы вы поиграть с такими куклами? А хотите научиться делать своими руками из бумаги куклу-масленицу?
Дети: Да.
2. Основная часть.
Воспитатель: Тогда пришло время нам с вами потрудиться. Сейчас мы будем делать маленькую куклу-масленицу.
Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».
Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, (Пальчики опускаем вниз, закрывая).
Выше бережка головушку несёт. (Сжимаем пальцы в щепоть).
Белым крылышком помахивает, (Повороты кистей рук из стороны в сторону).
На цветы водичку стряхивает. (Поочередное шевеление пальцами).
Стряхнула лебедушка водичку. (Несколько раз разжимаем и сжимаем пальцы в кулачки).
Воспитатель:
Вот и кончилась игра,
Куклу делать нам пора.
Практическая работа детей. (Звучит тихая русская народная музыка).
Воспитатель объясняет схему последовательности изготовления куклы. Куклу можно было на выбор оставить безликой, нарисовать самому лицо или приклеить.
Дети приступают к выполнению. Раскрашивают по своему желанию фломастерами или карандашами: платочек, узоры на фартуке и лицо. Выбирают цветное платье на свой вкус.
Прежде, чем мы приступим к работе с ножницами, я вам напомню правила.
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа-
Ножницам нужна забота:
Не забудьте их закрыть
И в коробку положить.
Дети берут ножницы. По шаблону вырезают контур лица куклы, платок, фартук и платье.
Руки вырезают по шаблону, согнув бумагу пополам. Дорисовывают пальчики на руке. Две руки готовы.
После того, как дети подготовили все детали, проводится физкультурная минутка «Маланья»
Мы сегодня зиму провожаем (Шаги на месте).
Весну красную встречаем! (Руки развести в стороны).
Приди, Весна - красна, (Круговые движения руками вверх, вниз).
Принеси нам тепла! (Повороты влево, вправо с разведением рук в стороны).
Приди, погода ясная, (Прижать руки к груди и протянуть их вперед).
Приди, солнце красное (Руки поднять вверх).
Соединяем делали: лицо приклеиваем к платку.
Фартук наклеиваем на платье.
Соединяем две части: голову и наряд. Склеиваем их между собой.
Ладошки приклеиваем к рукавам платья с внутренней стороны.
Осталось приклеить палочку, и куколка-масленица готова!
Каждый ребенок выполняет свою куклу.
Воспитатель помогает отстающим детям. Вот наши куклы и готовы.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
По окончании работы дети собирают своих кукол на общем столе и рассказывают о них, воспитатель помогает составить рассказы с помощью вопросов:
- Как ты её делал?
- Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?
- Как ты с ней будешь играть? Или кому ты её подаришь?
-А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе - праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.
В конце занятия можно гостить детей блинами.
Примечание: Куклы можно использовать в музыкальном уголке, в уголке художественно-эстетического развития, в игровой зоне, на празднике «Масленичные гуляния» и др.