Папки-передвижки

Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала «Уральские посиделки»

Светлана Александровна Зайцева
Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала «Уральские посиделки»

Цель:Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе уральского фольклора.

Задачи: Развитие творческих способностей детей на основе разных жанров уральского фольклора.

Закрепление ранее изученных народных игр Южного Урала (русских, татарских и башкирских

Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями уральского фольклора;

Публикация «Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала „Уральские посиделки“» размещена в разделах

Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;

В зале девушка, в наряде Хозяйки медной горы готовится к встрече гостей (раскладывает рукоделье, поправляет свой костюм).

Ведущий: Тук – тук, тук- тук! Из ворот слышен стук.

Двери отворяйте, В дом гостей впускайте!

Веселых ребятишек- Девчонок и мальчишек!

Хозяйка: Давно вас жду – поджидаю, посиделок без вас не начинаю. Припасла для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, да пляски.

На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки пожилых и молодых.

Ведущий:Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель.

Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:— Где же лучшая земля?

— Отвечал он, пролетая:— Лучше нет родного края

Ведущий: А вы дети, знаете, что такое родной край? Да, это край где мы с вами живём. А кто знает, как называется наш край? Урал, уральский край. Есть северный Урал, средний Урал и Южный Урал! Мы с вами живём на Южном Урале, в самом центре России.

Хозяйка:При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели и водили хоровод.

Да играли на Урале! Ах, как игры хороши.

Словом эти посиделки были праздником души!

Ведущий: Холодное небо, прозрачные дали.

Громады застывшие скал (слайд№2)

Этому краю недаром дали

Гордое имя - Урал.

Урал – это значит земля золотая, (слайд№3)

Урал – это рек полноводных простор, (слайд№3)

Это – леса, что, как волчьи стаи, (слайд№4)

Кольцом окружили подножия гор.

Слушание песни «Урал, Урал» музыка И. Шутова

Ведущий: Уральский край – многонациональный край. Ребята, у нас на Урале проживают татары, башкиры они являются, как и русские коренными жителями (слайд№5).А также живут ненцы, ханты, манси, удмурты, коми, коми-пермяк, марийцы, мордва, чуваши, украинцы и др. народы. Все эти народы живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Дети все вместе учатся в школе, ходят в детский сад. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей. Все они вместе дружат, занимаются, играют. Народы Уральского края гостеприимные, трудолюбивые люди. Труд они считают главным делом своей жизни. А для отдыха люди устраивают праздники: ярмарки, сабантуи, наврузы.

Хозяйка: ребята, и мы с вами поиграем: «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»

Эй, девчата, выходите, хороводы заводите,

Ведь уральский наш народ ловко пляшет и поет. (девочки выстраиваются в один ряд для игры «Русский плетень»)

Мужики здесь – мастера, ловко правят все дела,

Да и девушки под стать, им не станут уступать. (мальчики выстраиваются у другой стены)

Игра «Русский плетень».

(наигрыш - дети, выстроив плетень идут навстречу друг другу и кланяются, затем идут обратно. Танцевальная мелодия - дети отпускают руки и танцуют. Тишина - должны выстроить свои плетни.

1 чтец Хорошо, что край Уральский такой –

Здесь всегда красиво, летом и зимой

Эту землю я люблю, здесь родился и живу

Очень–очень эту землю я люблю.

2 чтец Друзей на Урале моих не счесть

Меня тут ждут, меня тут любят

Спасибо, Урал, за все что есть

За все что есть, за все что будет

3 чтец. Где–то там вдали

Края другие и другие реки

Ты моя судьба

Родной Урал, я с тобой навеки

Ведущий: Как в лесу, лесу, лесочке

Под рябинами в тенёчке

Парни с девками ходили

Хороводы заводили.

Песня «Уральский хоровод» сл. Т. Волгиной муз. Ф. Филиппенко

Хозяйка:Ах, ты русская душа, До чего ты хороша.

В хороводе отличись, И весельем зарядись.

Посмотрите на костюмы наших ребят, они нам расскажут о русском костюме (дети демонстрируют свой наряд).

1девочка:

В старину глубокую

Девушки носили

Белые сорочки,

Изо льна, что шили.

Сарафан поверх одеть

Можно песни тихо петь.

2 девочка:

Кокошник-головной убор,

Украшал его узор,

Вышивка из ниток золотых,

Жемчужных бусин небольших.

1 Мальчик:

«В старину мужской наряд

На такой пошит был лад:

Косоворотка белая

Особо была сделана:

Вставку на груди из ткани

Другого цвета мастер ладил

Вышивкой рубахи украшали

И в штаны не заправляли.

Кожаные сапоги

Были черные они.

2 Мальчик: А красные сафьяновые

В праздники надевали.

А лапти - Из лыка липы их плели-

Обуть Россию всю могли»

Ведущий:

Вот какой платок у меня:

Разноцветный, расписной, необычный, непростой.

Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!

Эй, джигиты, что сидите?

В поле все скорей бегите

Юрты строить нам пора

Собирайтесь детвора!

Башкирская игра «Юрта» (слайд№6)

Правила: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Все четыре круга идут и напевают:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под музыку идут в один общий круг, заводят хоровод. Музыка закончилась - бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту

Ведущий:

Смех, улыбки, шутки пляс – Всё здесь это есть сейчас

Веселись же и ликуй! Это праздник Сабантуй! (слайд№7)

Девочка в татарском костюме читает стих:

Я сегодня в праздничном наряде,

Мой костюм из бархата, парчи,

И колфак пойетками играет,

Будто звезды в сказочной ночи.

Золотые серьги, ожерелье,

Бусы и серебряный браслет,

Пояс из каменьев драгоценных

И звенит нагрудник из монет.

Игра «Татарский хоровод» (татарская танцевальная мелодия)

Правила: под музыку все идут хороводом, противоходом всем идет ведущий и забирает одного, теперь они двое идут и второй забирает еще одного из общего хоровода. И таким образом, постепенно в основном хороводе остается один человек, который танцует после этого для всех, остальные хлопают.)

Хозяйка: В моей земле богатства скрыты:

Она и золото хранит, и рядом с медью-малахиты,

Железо, мрамор и гранит, найдёшь в ней много по приметам,

Цветных камней, не только руд: рубин сияет красным цветом,

зелёным цветом изумруд, темны кристаллики агата,

Лучисты грани хрусталя, и знаменита и богата

Моя Уральская земля.

-Ребята вы обратили внимание, на то в каком костюме я сюда пришла (в костюме хозяйки медной горы)

-Правильно, приглашаю вас отправиться в путешествие по сказам. Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов) (слайд№8) Молодцы! А вот мои загадки: (с показом иллюстраций)

3. Козё л тот особенный был:

Правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет-

Камень дорогой появится.

(Серебряное копытце (слайд№9)

2. Как куклёнка, девочка

Спляшет вам с припевочкой!

Появляется в огне.

Как зовут? Скажите мне!

(Огневушка - Поскакушка) (слайд№10)

4. Сироткой рос мальчишечка:

Голубенькие глазоньки,

Волосики кудрявеньки,

А сам, наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича

Малахитову делу обучался

И с самой Хозяйкой медной,

Говорят в народе знался.

(Данила-мастер (слайд№11)

5. Небольшого росту девка,

И сама вся статная,

И коса её чернява,

Да такая ладная.

Платье цвета малахита,

В косе ленты красные,

Глаза словно изумруды,

Волшебные, ясные.

(Медной горы хозяйка (слайд№12)

1 2. В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку) (слайд№13)

3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку (слайд№14)

4. Чьи это слова: "Пр-равильно говоришь, пр-равильно. " (Кошка Мурёнка) (слайд№15)

- Молодцы ребята, знаете героев сказов П. П. Бажова.

-Интересно знают дети, что такое самоцветы?

На Урале проживая, знают дети или нет,

Что волшебным называют каждый камень самоцвет.

В царство своё приглашаю и богатством удивлю,

Малахитом усыпаю и пещеру покажу (хозяйка медной горы подводит к макету пещеры).

-Ребята давайте поиграем в мастеров горного дела, я буду загадывать загадки о камнях, а вы отгадайте добавив словечко.

1. Тот камень нежный с Урала. Нежным цветом зелёным манит.

Я только сегодня узнала, что камень зовут…малахит (слайд№16)

2. В моей земле богатства скрыты, она и золото хранит

И рядом с медью малахиты, железо, мрамор и …гранит (слайд№17)

Публикации по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры с использованием фольклора Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры с использованием фольклора. Выполнил: Любимова Наталья Николаевна,.

Автор публикации:
Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала «Уральские посиделки»
Опубликовано: 23 апреля 2015 в 14:27
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД