Ольга Харченко
Сценарий развлекательного мероприятия «Единым солнцем мы согреты»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка развлекательного мероприятия
для детей разнонациональной группы.
Старший дошкольный возраст.
«Единым солнцем мы согреты»
(Образовательная область социализация)
Авторы сценария :
О. И. Харченко
Е. А. Медведева
Цель.
-Воспитывать у детей и родителей толерантное отношение к людям иной национальности. Взаимообогащение лучшими традициями народной бытовой культуры.
Задачи:
-Изучение национальных традиций;
Публикация «Сценарий развлекательного мероприятия „Единым солнцем мы согреты“» размещена в разделах
- Солнце, солнышко
- Солнце. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
-Развитие познавательного интереса дошкольников;
-Воспитание уважительного отношения к лицам другой национальности.
Ход
Ведущие (взрослые и дети) одеты в национальные костюмы русский и турецкий. В музыкальном зале оформляется выставка декоративно-прикладного искусства «Предметы быта славян» и «Предметы быта тюркских народов». Выставка детских рисунков на темы «Рождество» и «Навруз». На сцене с левой стороны оформлена «горница», украшенная рушниками, прялкой, стоит стол, застеленный старинной скатертью, на полу домотканая дорожка. Около сцены слева устроен макет пещеры - вертеп, в нем небольшая икона Рождества Христова; над вертепом подсвеченная электрической гирляндой Вифлеемская рождественская звезда; неподалеку от пещеры стоит наряженная самодельными игрушками и конфетами рождественская ёлочка.
.
С правой стороны оформляется «комната», отражающая быт тюркских народов. На полу ковёр, яркие подушки, дастархан -турецкий столик на низких ножках, около сцены здесь стоит казан, лежат камни.
Все действующие лица занимают свои места.
Русская ведущая:
-Здравствуйте, гости дорогие! Позвольте пригласить вас в путешествие.
Турецкая ведущая:
-Это будет необычное путешествие, а знакомство с двумя культурами, характерным для жителей нашего разнонационального села.
Русская ведущая:
-Заходите гости дорогие в нашу горницу.
Ребёнок-ведущий 1
Здравствуйте, дорогие ребята, дорогие гости! С праздником всех вас! С Рождеством Христовым! Как чудно Господь утешает нас в эти дни: земля укрыта белым пушистым снегом, все в природе как будто замерло в созерцании чуда Рождения спасителя. На душе у нас в дни праздника светло и чисто. Сам Богомладенец Христос касается наших сердец, и они трепещут от радости и ликования, которым нет конца.
Верхний свет в зале выключается, горят только небольшие светильники и лампочки гирлянд. Ведущий с горящей свечой в руках начинает повествование.
Ребё нок-ведущий 2:
-Две тысячи лет назад в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме произошло удивительное чудо: родился необыкновенный Младенец. Исполнились предсказания пророков: в мир пришел Спаситель. Вот как это было.
Звучит тихая музыка.
Ребё нок-ведущий 1:
-Римский император Август хотел узнать, сколько у него подданных и повелел произвести перепись народа. Каждый человек должен был записаться в городе. Откуда он был родом.
Жили в то время в Палестине Пречистая Дева Мария и святой старец Иосиф. Городом их предков был Вифлеем, куда они и отправились. Дорога была долгой и путники очень устали.
Ребё нок-ведущий 2:
- В Вифлееме они не могли найти дома, где бы их приютили. Уже ночью на окраине города Иосиф с Марией увидели пещеру, где во время непогоды укрывались пастухи и их скот. Обрадованные путники вошли в пещеру. Там и родился у Пресвятой Девы Божественный Младенец- Господь наш Иисус Христос.
Ребё нок-ведущий 1:
-Счастливая Мать запеленала Своего Сына в белые пелены, положила Его в ясли- кормушку для скота- и поклонилась Ему. Холодная пещера стала как небо: она наполнилась светлыми Ангелами, которые пели радостные хвалебные песни своему Творцу и Господу.
Ангелы поют:
-Слава в вышних Богу!
Ребё нок-ведущий 2:
-Ночь была тихая и ясная. Никто в городе не знал о Рождестве Христовом, все спали. Только пастухи пасли свои стада в поле. А на небе среди обычных звезд сияла новая. По- особому яркая звезда (появляются пастухи).
1-й пастух:
-Ой, глядите- ка! Звезда!
2- й пастух:
-Где звезда? :
3- й пастух:
-Поглядите вон туда.
Все три пастуха вместе:
-Вот это да!
1-й пастух:
-И какая же большая-
Пребольшая, золотая,
Золотая да пресветлая!
2- й пастух:
-То звезда непростая.
3- й пастух:
-А какая? Волшебная?
1-й пастух:
-Не волшебная, а святая.
2- пастух:
-Ой, поглядите- ка,
Кто там над нами!
1 – пастух:
-Да ведь это, похоже-
Ангелы Божьи!
2- пастух:
-Кажется, на землю спустились.
3- пастух:
-Ой, глядите, Ангел идет по земле,
Как по небесам,- к нам!
Ангел
Я Божий Ангел, пастырей кликаю,
Возвестить хочу им радость великую:
Народился наш Спаситель Господь,
Воплотился в человеческую плоть.
На земле и в небесах торжество,
Христа Бога Рождество!
И вы, пастыри, пойдите к Нему,
Поклонитесь Ему!
1- пастух
Мы пойдем сегодня,
В Рождество Господне,
Мы пойдем к Нему
Поклониться Ему.
2- пастух
Мы пойти- то пойдем
Хоть сейчас,
Только нет у нас
Для Младенца подарочка.
3- пастух
Нет ни шерсти клочка.
2- пастух
Ни зимой молочка.
3- пастух
Нет и сыру овечьего.
2- пастух
Подарить- то нечего!
Ангел
Нет у вас ни молока,
Ни шерсти, ни сыра.
Зато есть у вас радость и вера!
Пастухи
-Мы пойдем к Нему
Поклониться Ему
С нашей верой и радостью.
Ангел
-Я же, Ангел, покажу вам дорогу
Ко Христу Богу…
Вот он, город Вифлеем,
Что известен будет всем.
А вон там вертеп - пещера.
Крепка ли ваша вера?
Пастухи:
Крепка!
Ангел
Ну, тогда в вертеп войдите,
На Младенца поглядите,
Чуду подивитесь,
Богу поклонитесь!
Пастухи
Мы пойдем, пастухи,
Чуду подивиться,
Богу поклониться.
Ангел
Я же, Ангел Божий,
Встану здесь на страже.
Пастухи подходят к вертепу, кланяются и тихонько уходят.
Русская ведущая
-А вот идут три волхва,
Меж собою говоря.
Появляются дети в костюмах волхвов.
1- волхв
Мы – мудрецы.
2- волхв
Мы пришли издалека
С севера и с востока.
3- волхв
Добрались до юга.
Встретили друг друга.
1- волхв
Нас вела звезда.
Привела сюда.
2- волхв
Оказал Господь нам честь –
Ниспослал нам весть:
3- волхв
Ныне должен народиться,
Должен появиться
Божий Сын, Царь царей!
Ребё нок ведущий:
-Он родится в Вифлееме?
Будет царствовать над всеми?
Вас к Нему ведет звезда?
1- волхв:
Мы идем к Нему
И несем Ему
Наши царские дары.
Я несу Богу в дар – миро.
2-волхв:
Я несу Богу в дар – ладан.
3- волхв:
А я несу Богу в дар – злато
Ребёнок – ведущий:
Что же вы стоите?
Вы теперь к Нему поспешите,
Дары поднесите.
Пойдите поклониться
Тому, кто народился!
Волхвы:
Мы пойдем, поторопимся,
Христу Богу поклонимся.
Волхвы подходят к пещере, приносят свои дары Младенцу Спасителю уходят.
Ребёнок – ведущий 1:
-В Рождественский сочельник у православных людей очень строгий пост. И чтобы поддержать силы верующих варили сочиво или кутью. Это блюдо из целых зёрен пшеницы с мёдом, орехами и изюмом (девочки раздают рецепт блюда гостям)
Ребёнок – ведущий 2:
-А в праздник Рождества каждая хозяйка старалась удивить гостей изыскаными блюдами (показывает на накрытый стол).
Русская ведущая:
-Есть у нас на празднике, ребята, рождественская елочка. На Руси ель украшали, именно в Рождество. И звучали под елью стихи о празднике Рождества Христова и Христославия (рождественские колядки)
1- ребенок
Нина Орлова
Сочельник
Сочится синий свет в окно,
Похрустывает ельник,
Все ожидания полно
В рождественский сочельник.
Встает звезда из-за лесов,
Сердечко так и бьется!
Осталось несколько часов –
И Рождество начнется!
2- ребенок
Светлана Высоцкая
Рождество Христово
Я листаю календарь,
За окном скрипит январь,
Машет мне, суровый,
Веткою еловой.
Сердце чутко замирает,
В воздухе – лилово.
Зимней сказкой наступает
Рождество Христово.
Дома – елка и подарки.
В храме - свет сияет яркий
И Рождественский тропарь
С клироса летит в алтарь.
3- ребенок
Иван Рутенин
Праздник
Мама елку украшает,
Зреют в печке пироги,
Скоро свечки замигают
Под звездою из фольги!
Снег пушинками кружится
У окошка моего.
Будем вместе веселиться:
Елка! Праздник! Рождество!
4- ребенок
Виктор Афанасьев
Рождество
Рождество Христово!
На душе светло!
Праздника святого
Солнышко взошло.
Небеса так ясны,
Белый день в ночи:
То Младенцу в ясли
Шлет звезда лучи!
Стало плотью Слово
Ради наших бед:
Рождество Христово –
Вечной жизни свет!
Дети исполняют песню-христославие «В Рождество Христово»
Турецкая ведущая:
- А теперь мы приглашаем вас на праздник Навруз.
Это один из главных праздников мусульманского мира.
Ребё нок:
-В эти дни гостям предлагают сумаляк.
Ребё нок:
Это блюдо варят около 12 часов. Готовят его всегда женщины, в это время все садятся около казана и рассказывают сказки, легенды и предания, поют ляпары (частушки).
Ребё нок:
Очень важно, чтобы в это время вокруг раздавался смех, веселые разговоры, а блюдо создается специально для того, чтобы укреплять узы родства и дружбы между людьми.
Для веселья приглашаются родители независимо от национальности.
Дети и взрослые поют турецкие частушки, Затем девочки исполняют национальный танец. Девочки демонстрируют традиционный орнамент, украшающий руки невесты и её подружек- роспись хной.
Русская ведущая:
- А откуда пошла традиция готовить сумаляк?
Турецкая ведущая:
- А это мы сейчас покажем.
(инсценировка древней легенды)
Выходят дети. Два мальчика и девочка и становятся у казана.
Ребё нок-рассказчик:
- Много лет назад жила на свете женщина по имени Фатима. Она была очень бедной. У неё было двое сыновей-близнецов Хусан и Хасан.
Мальчики наперебой:
-Мама, мама мы хотим есть.
Фатима (девочка) :
- Сейчас, мои хорошие… поиграйте во дворе.
(мальчики отходят и начинают игру в «камешки»)
Описание игры:
Пять камешков игрок берёт в руку, один подбрасывает вверх, а четыре рассыпает на столе. Брошенный камешек ловит и снова бросает вверх. И пока он летит, нужно успеть прикоснуться пальцами одного из лежащих на столе камешков. Если несколько камешков лежат вместе, можно коснуться одновременно всех и успеть поймать падающий камешек. Камешки, которых коснулся играющий, откладывают в сторону.
Фатима:
-Что же мне придумать?
(берёт камни, кладёт их в казан и начинает помешивать)
Мальчики:
- Мама, мы хотим есть.
-Дай нам хоть что-нибудь!
Фатима:
- Сейчас, потерпите!
Ребё нок-рассказчик:
-Недождавшись ужина, ребята уснули.
(Фатима мешает камни в казане и постепенно засыпает)
Ребё нок-рассказчик:
- Сжалился Аллах над бедной женщиной и послал ангела, а тот бросил горсть проросшего зерна в казан (ребёнок, переодетый в ангела выполняет действия по словам ведущей).
Проснувшись, женщина продолжила помешивать блюдо и с удивлением обнаружила, что оно превратилось в густую кашицу, которой дети наелись досыта, почувствовав силу и бодрость.
Мальчики:
-Ах, как вкусно! Можно ещё немного!
(мать угощает детей)
Турецкая ведущая:
-С тех пор у нас на праздничном дастархане всегда стоит это простое блюдо, хотя угощений в этот день много и они превосходят друг друга в изысканности, но сумаляк – любимое лакомство для всех.
И мы готовы поделиться рецептом (дети раздают листочки с рецептами)
Девочка – ведущая (показывает на дастархан) :
-Любой дом в этот день украшает блюдо с проросшей пшеницей - сэмени.
Мальчик:
-А ещё крашеными яйцами и всевозможными фруктами, ветками ивы.
Русская ведущая:
-Дети, а какой православный праздник всё это напоминает вам?
(Дети отвечают)
Ведущие становятся рядом. Происходит символическое угощение сумаляком и сочивом.
Русская ведущая:
-Вот видите, гости дорогие, несмотря на различия в языке, вере, нам сегодня было интересно узнать друг о друге что-то новое, найти общие черты в традициях и обычаях.
Турецкая ведущая:
-А ещё мы убедились в том, что неважно, какой твой родной язык, какова твоя вера. Главное, что нужно жить в дружбе, помогать друг другу в трудные минуты интересоваться культурой разных национальностей.
Русская ведущая:
-Как бы мы не назвали Всевышнего –
Бог это или Аллах,
Но одна у нас с вами планета,
И одним она солнцем согрета,
Так пусть оно светит над нами многая- многая лета!
Ведущие вместе приглашают гостей за интернациональный стол для общего чаепития. Во время чаепития поются песни, проводятся игры.
Литература:
1. О. М. Потаповская. Самые главные праздники. Москва «Планета2000»-2004г
2. Интернет-ресурсы.
3. Для инсценировки использован сокращённый и адаптированный вариант пьесы «Царь Ирод» В. М. Тихомирова М. :Кругъ,1992г.
Развлечению предшествует подготовительная работа с детьми и родителями всех национальностей, изучение традиций и быта двух народов на занятиях, кружке, изготовление костюмов, декораций.