Татьяна Караваева
Сценарий семейной гостиной «Ребенок в современном мире, или Как воспитать успешную личность?»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА «Ребенок в современном мире или как воспитать успешную личность?» (старшая группа «Радуга»)
Цель: повышение теоретической и практической компетентности семьи в вопросах формирования успешной личности своего ребенка.
Предварительная работа:
1. Опросник для родителей «10 главных характеристик современного ребенка»
Публикация «Сценарий семейной гостиной „Ребенок в современном мире, или Как воспитать успешную личность?“» размещена в разделах
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
2. Изготовление детьми роботов, «Каким я хочу быть в будущем» (Метафорические карты «Роботы»
Материал и оборудование:
метафорические карты «Роботы» (черно-белое изображение,
листы бумаги, цветные карандаши,
жетоны для голосования,
презентация по данной теме,
мяч
Ход занятия:
1. Приветствие, сообщение цели занятия.
1. Ведущий (педагог) :
- Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас на семейной гостиной! Спасибо, что нашли время для встречи и интересного общения. Сегодня мы поговорим о том, как вырастить ребенка, способного безболезненно приспосабливаться и быть востребованным в стремительно изменяющемся мире и как воспитать успешную личность.
Упражнение «Приветствие»
Но для начала поприветствуйте друг друга - повернитесь и улыбнитесь, пожелайте друг другу что-нибудь приятное.
С появлением в семье ребенка каждый родитель задается вопросом: как помочь своему чаду самореализоваться? Как помочь ребенку стать успешным? Что для этого нужно? Воспитание, атмосфера в доме, финансовые возможности? Безусловно. Природные способности, которые можно развить, желание и трудолюбие самого ребенка? Разумеется.
И все же, есть два важных момента, без которых все вышеперечисленное не будет работать. Две вещи, которые необходимо развить в ребенке в первую очередь, и только тогда он сможет найти свои сильные и слабые стороны и себя реализовать. Это самостоятельность и уверенность в себе.
Все родители хотят видеть своих детей успешными – в детском саду, в школе и дальше по жизни. Позвольте задать вопрос, а что же делать нам взрослым, чтобы ребенок рос уверенным в себе, а в дальнейшем стал успешным человеком? (ответы родителей ….)
Сегодня мы ходим предложить вам поговорить о том, как сделать так, чтобы жизнь ребёнка не превращалась в вечный экзамен, а нам – взрослым быть не экзаменаторами в жизни детей, а стать друзьями, которые не только хотят, но и умеют помогать детям.
Для начала попробуем проверить себя, хорошо ли мы знаем своего ребёнка, его проблемы. Не сомневайтесь, их у каждого ребёнка не меньше, чем у нас, взрослых
2. Ведущий (педагог) предлагает родителям поиграть в игру
Игра с мячом (поймав мяч, быстро ответить на вопрос) :
любимое занятие моего ребёнка?
имя лучшего друга, подружки?
любимая сказка моего ребенка?
моему ребёнку нравится, когда,
мой ребёнок обижается, если,
наша любимая с ним (с ней) игра,
я советуюсь с сыном (с дочкой) если,
мы любим гулять,
мой ребёнок боится. и др.
Практическая часть (педагог-психолог)
Задание №1. Работа с метафорическими картами «Роботы».
А сейчас мы хотим вам предложить заняться творчеством, но для начала хотелось задать вопрос: Каким вы видите своего ребенка в будущем? Пофантазируйте. Представьте своего ребенка, попробуйте мысленно нарисовать его портрет… А теперь мы предлагает вам стать конструкторами, Вам надо создать робота, который бы был похож на Вашего ребенка в будущем. На столе лежат части будущего робота (голова, тело, ноги, для начала подумайте и решите, каким он будет, затем, выбирайте части роботов и приклеивайте их на лист бумаги).
Далее робота нужно раскрасить (родители подходят к столу и выбирают части тела робота, приклеивают его на лист бумаги, затем раскрашивают) и ответить на вопросы анкеты с обратной стороны листа.
Затем попросить некоторых родителей (по желанию) немного рассказать о роботах, которых они создали.
1. Ведущий (педагог)
Уважаемые родители, ответьте, на вопрос Что представляет собой современный мир? (мнение родителей)
Мы с вами полностью согласны. Современный мир - это высокотехнологичный мир, быстроменяющийся, со стремительно нарастающим потоком всевозможной информации, мир динамичный, не терпящий остановок, безразличия и лени, мир, требующий нового человека, способного не просто выживать и функционировать в изменяющихся условиях, но умеющего активно преобразовывать его, быть востребованным, полезным и успешным.
В связи с этим возникает вопрос: возможно ли вырастить из маленького ребенка именно такую личность?
Анализ результатов анкетирования (педагог-психолог)
Уважаемые родители! Вам было предложено Вы заполняли опросник, в котором отразили 10 самых главных, на ваш взгляд, характеристик дошкольника 21 века.
Посмотрите на экран, здесь обобщены ваши ответы, которые рисуют портрет современного ребенка (работа со слайдом).
На первом месте: любознательность, активность, подвижность, динамичность,
на втором – компьютеризированность, целеустремленность,
на третьем месте – честность и порядочность, настойчивость
Кроме того, вы отмечаете наряду с такими замечательными качествами, как любознательность, активность, подвижность, динамичность, отмечаете и тревожные факторы: психическая неустойчивость, слабое здоровье, агрессивность, снижение коммуникативных умений.
А педагоги к данным характеристикам добавляют: незрелость связной речи, несформированность функций контроля за собственным поведением.
Давайте обсудим, что в этих характеристиках личности современного дошкольника обнадеживает, а что настораживает и попытаемся найти причины. Какие качества помогут стать ребенку успешным? Дискуссия с родителями по данным вопросам.
Ведущий подводит итог
Уважаемые родители вы верно отметили, для того чтобы вырастить успешную личность, способную эффективно приспосабливаться к любым условиям изменяющегося мира, необходимо научить ребенка безконфликтно взаимодействовать с окружающим миром, уметь ставить цели в соответствии со своими возрастными способностями и индивидуальными возможностями, находить эффективные способы реализации поставленных целей и владеть навыками саморефлексии. И все же необходимо подчеркнуть, что пример родителей в становлении успешной личности ребенка является важным моментом.
2. Ведущий предлагает родителям решить проблемные ситуации
Решение проблемной ситуации.
Ведущий предлагает родителям разбиться на две подгруппы и попробовать найти способы разрешения предложенной проблемной ситуации.
Подумать над вопросом легко ли будет детям в данной ситуации вырасти успешными. Попробуйте объяснить свой выбор. Каким образом эти качества развивать?
1-я ситуация. Сын собирал из деталей конструктора модель экскаватора. Он не знал, как следует крепить колёса, и обратился к отцу за помощью. Тот, увидев, что сын сделал всё неправильно, стал упрекать его в бестолковости, неумелости, что он не слушает и не присматривается к тому, что и как делает отец.
Ваша оценка действий отца. Обоснуйте возможные причины такого реагирования отца на неуспехи ребёнка. К чему приведёт такое отношение отца к ребёнку? (неуверенность, низкая самооценка ребёнка, ребёнок всё реже будет обращаться к отцу).
2-я ситуация. Иру воспитывает бабушка. Росла девочка послушной, но очень робкой. У неё не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это нравилось. Когда Ире исполнилось 6 лет, родители забрали её у бабушки. Иногда мама просила рассказать стихотворение, решить несложные, на её взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, а мама сердилась на неё : «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!» С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Результаты сказались быстро. Через неделю Ира отказалась идти в школу.
Почему девочка отказывается идти в школу? (нет опыта общения со сверстниками, страх перед школой.) Как вы чувствовали себя в роли ребёнка, матери?
1. Ведущий. А как вы думаете, с какого возраста начать воспитывать «успешного человека»?
Давайте обратимся к психологу. Вот что думает об этом психолог Т. А. Караваева
Уважаемые родители. В первую очередь, ребенок должен быть самостоятельным. Тогда он будет осознавать: я – личность, я хочу, я могу, я делаю, я самостоятельно могу добиться поставленных целей. Из самостоятельности вырастает уверенность в себе: когда ребенок понимает, что может добиться чего-то без посторонней помощи, он начинает ценить и уважать себя.
Во-вторых, почаще хвалите своего ребенка.
По сути, главное, что должен слышать ребенок для формирования у него уверенности, – это «Ты молодец!», «У тебя получится!», «Я в тебя верю!» «У тебя все получится!» и так далее. В первую очередь – именно от родителей. Во вторую очередь – от других родственников, воспитателей, школьных учителей, университетских преподавателей, тренеров, друзей, товарищей.
В-третьих, помните Самостоятельность – уверенность в себе – самореализация – успех
Подводя итог, можно выстроить именно такую логическую цепочку. Еще раз разберем по пунктам. Самостоятельность в ребенке нужно воспитывать с детства и тогда он будет знать, что способен сам принимать решения, добиваться поставленных целей и исполнять свои мечты. Из самостоятельности рождается уверенность в себе – человек, который может все САМ, гордится собой. Человек, уверенный в себе, знает, чего он хочет, и будет жить так, как он хочет. Таким образом, он самореализуется и будет успешен.
Помните: успех – это понятие, различающееся для каждого человека. Для кого-то успех – руководить крупной корпорацией и получать огромные гонорары. Классический вариант. Но для кого-то успех – это работать рядовым участковым педиатром и спасать малышей от насморка и кашля, делать классные свадебные фотографии, уехать волонтером в Африку, заниматься фрилансом, всю жизнь путешествовать. Успех понимается людьми очень по-разному. Не ставьте самореализацию и успешность вашего ребенка в рамки своего понимания мира и жизни.
Это еще одна очень важная вещь, которую вы должны сделать для своего ребенка – помочь ему выбрать свой путь, но не навязывать его. Помните: ваш ребенок – это не вы (он понял это еще в три года, и он имеет полное право жить так, как хочется именно ему.
Ведущий:
Слово «успешный» происходит от слова «успех». Так давайте постараемся чаще создавать ребёнку такие ситуации, где он будет успешен, ведь каждый ребёнок - уникальная личность со своим неповторимым набором качеств, талантов. Очень важно заметить творческий потенциал малыша и приложить усилия для его развития, а самое главное - защищать, любить, понимать и принимать ребёнка таким, какой он есть. А мы постараемся вам в этом помочь.
«Мой выбор» Саморефлексия
Уважаемые родители! И в завершении нашей встречи прошу проанализировать степень своих личных достижений в процессе работы семейной гостиной, выберите на доске один из трех символов (мусорное ведро, чемодан, комод) и оставьте там свой жетон:
- если сегодня ваш педагогический опыт обогатился значительно, поместите свой жетон около чемодана;
- если что-то осталось непонятным, либо обсуждаемые темы не актуальны для вашей семьи, поместите свой жетон около комода;
- если ваш родительский арсенал существенно не пополнился, и вы зря потратили время сегодня, поместите свой жетон около мусорного ведра.
Ведущие благодарят родителей за участие в семейной гостиной, и пожелать творческих родительских находок и успехов.