Татьяна Рябова
Сценарий совместной исследовательской деятельности «Удивительная сила магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область- познание.
Цель эксперимента: Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
- Формировать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;
- Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;
Публикация «Сценарий совместной исследовательской деятельности „Удивительная сила магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных навыков;
Материал: Магниты, предметы со свойством притягиваться к магниту (шурупы, скрепки, гвозди) и немагнетические предметы (бумага, картон, пластик, ткань, ключ, баночка с водой, тарелка с крупой, конструктор магнитный.
Активизация словаря: магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, магнитная сила, притяжение.
Использованные материалы:
- О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова / Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/, Москва, 2002.
- Сайт «Все для детского сад»;
- Сетевое общество «Открытый урок».
Совместная деятельность :
Воспитатель: Ребята, наш повар, Татьяна Ивановна, попросила помочь ей.
Посмотрите, какой-то хулиган высыпал в крупу разные гайки и шурупы, а ей нужно очень быстро перебрать крупу и убрать все лишние предметы. Поможем?
А кто знает, как это быстро сделать?
Дети: Перебирать быстро, всем вместе.
Воспитатель: А я предлагаю вам магниты, кто-то догадался зачем?
Дети: Магнит нужен чтобы гайки и шурупы притянулись к магниту.
Воспитатель: Правильно, с помощью магнитов мы с вами быстро поможем Татьяне Ивановне перебрать крупу.
Дети берут магниты и выбирают шурупы и гайки.
Воспитатель: Посмотрите, в крупе нет ни одного лишнего предмета. Какой предмет помог нам быстро перебрать крупу?
Дети: Магнит.
Воспитатель: Правильно. А кто-то из вас может объяснить, почему так быстро мы с помощью магнита убрали из крупы шурупы и гайки.
Дети: Потому что магнит притягивает предметы.
Воспитатель: Правильно. Магнит имеет удивительное свойство притягивать предметы из металла. А знаете ли вы, почему магнит называют магнитом?
Я предлагаю вам послушать легенду, из которой вы узнаете, почему магнит называют магнитом.
Воспитатель рассказывает легенду.
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнес пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «Магнит».
Понравилась вам легенда? Почему же магнит назвали магнитом?
Ответы детей: Магнит получил свое название от имени пастуха Магнеса, который заметил, что камни притягивают железо.
Воспитатель: Вот перед вами обычный магнит, много секретов в себе он хранит.
Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.
(У каждого ребенка набор предметов из железа, бумаги, пластмассы и стекла.)
Воспитатель: Возьмите магнит и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет.
(Дети проводят исследование и делают вывод, какие предметы магнит притягивает, а какие нет.)
Каждому ребенку выдается листок с изображением различных предметов вокруг магнита : иголка, скрепка, шишка, кнопка, чашка, катушка ниток и т. д. Ребенок должен провести стрелку от магнита к тому предмету, что он притягивает.
Воспитатель: Молодцы, ребята вы отлично справились с заданием, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Притянет – не притянет”.
Игра в кругу с мячом “Притянет – не притянет”.
(Мяч – это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Воспитатель говорит книга и бросает мяч ребенку. Ребенок не должен ловить (не притягивается магнитом) ножницы – ребенок ловит и т. д.).
Воспитатель: Ребята, я случайно уронила свой ключ в банку с водой, кто поможет мне достать ключ, не намочив рук. Условие: воду сливать нельзя.
Предположения детей: Достать при помощи удочки, ложкой, выпить воду…
Ключ достаем при помощи магнита.
Вывод: Магниту вода не помеха.
Воспитатель: Я волшебница и могу двигать предметы, не касаясь их руками (под столом вожу магнитом – двигается ключ на столе. А другой - вожу сверху, над ключом). Если дети догадались, предлагаю им сделать тоже самое с другими металлическими предметами.
Делаем вывод: магниту не помеха ни вода, ни дерево.
Воспитатель: Хотите побыть волшебниками? (Показываю, как из скрепок можно сделать длинную цепочку – из 4-5 штук). К магниту притягивается скрепка к этой скрепке – другая скрепка и т. д. пока держатся. Предлагаю посоревноваться, у кого получится длиннее цепочка.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось проводить эксперименты? Что же интересное мы сегодня с вами узнали?
Дети: Мы узнали, почему магнит называют магнитом, магнит притягивает железные предметы и ему не помеха вода и дерево.
Воспитатель: Магнит очень интересный камень, можно придумывать еще много интересных опытов с ним. А я хочу подарить вам конструктор, детали которого имеют свойство притягиваться друг к другу как магнит, и вы сможете создавать самые необычные конструкции.