Ольга Сергиенко
Сценарий тематического мероприятия для дошкольников «Хозяин уссурийской тайги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с амурским тигром представителем семейства кошачьих.
Задачи: Расширять и закреплять знания детей об амурском тигре, как одном из редких животных России: внешнем строении, особенностях обитания, питания.
Познакомить детей с угрозами существования тигра и со способами защиты тигров в природе.
Развивать зрительное восприятие, внимание, помять, активизировать словарь по теме.
Развивать чувства патриотизма, гордости за свой край.
Публикация «Сценарий тематического мероприятия для дошкольников „Хозяин уссурийской тайги“» размещена в разделах
Предварительная работа: беседы об амурских тиграх, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, заучивание стихотворений.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация, мультфильм «Тигренок на подсолнухе» (Леонида Носырева по мотивам одноименной сказки Юрия Коваля).
Ход мероприятия:
В: Ребята, в нашей стране и во всем мире очень много разнообразных растений и животных. Сможете перечислить животных, которые обитаю в наших лесах? (ответы детей).
В: А кто знает, как называется наш Дальневосточный лес, очень густой и дремучий? (ответы детей).
В: Правильно, тайга! В тайге обитает много диких животных. Есть те, которые встречаются часть, например: лисы, белки, зайцы. А есть дикие животные, как вы думаете, почему их называют редкими? (ответы детей).
В: Молодцы! Потому что их осталось мало. На количество животных в лесах и полях влияет качество воды и воздуха, но много уничтожили и люди. Иногда человек бывает жесток к окружающей среде, не жалеет ее. Жестокие охотники и браконьеры убивают животных из-за красивого меха, вкусного мяса, а иногда и просто ради забавы. Но есть и другие люди - защитники природы! Которые, однажды задумались о том, как защитить окружающий нас природный и животный мир. И вот 39 лет назад, в 1978 году, эти люди придумали и создали «Красную Книгу». В нее записали всех исчезающих растений, животных и птиц. Как вы думаете, почему книга называется Красной?
В: Верно! Красный цвет опасности и тревоги. Книга как будто говорит: «Остановитесь, люди! Не губите природу!». А вот внутри книга разноцветная. Листы в ней красного цвета, где содержатся списки тех, кто на грани исчезновения. Также белые, желтые, зеленые, серые. Но самые страшные черные страницы, там записаны виды, которых спасти не удалось. И будущие поколения никогда уже их не увидят.
В: Ребята, в Красную книгу занесены известные животные из нашего Дальневосточного края. А какие вы узнаете из стихотворения:
Мой знакомый –
Самый близкий –
Это тигр уссурийский.
Он живёт в лесу дремучем,
Там, где синих гор гряда.
Если лес ему наскучит,
Он ко мне идет тогда.
На колоде под навесом
Стол ему уже накрыт.
Он довольный, он наелся,
И меня благодарит-
Он рычит совсем беззлобно,
Не нарушив тишины…
Мы сейчас довольны оба,
И друг другу мы нужны.
В: О ком идет речь? (ответы детей).
В: Правильно! Сегодня мы отправимся в гости в тайгу к Уссурийскому (Амурскому) тигру. А на чем мы поедем? (ответы детей). - Верно, на поезде!
Мы в вагончиках сидим
И в окошечко глядим. (повороты головы вправо, влево)
Едет, едет паровоз – Чух – чух - чух, чух-чух-чух!
Ребятишек он повез, Чух – чух - чух, чух-чух-чух!
(притоптывают, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулак)
А колесики стучат- так-так-так, так-так-так (хлопки в ладоши)
Будто с нами говорят, так-так-так, так-так-так (хлопают ладонями по коленям)
Громко подаем гудок: (поднимают и опускают правую руку, сжав пальцы в кулак).
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
Подъезжает паровоз – Ребятишек в детский сад привез!
В: В дикой уссурийской тайге живут огромные кошки. Да, да, вы не ослышались. Тигры входят в семейство кошачьих и милые котята, которые живут у многих из вас дома – его родственники. Древние Дальневосточные народы называли тигра «Амба», что означает большой. Все вы знаете, что льва называют царем зверей, а вот тигр – это хозяин тайги. Ему поклонялись, считали его мудрым, священным животным. Охотники никогда в него не стреляли.
- А как вы думаете, почему тигра называю Амурским? (ответы детей).
- Верно, по названию реки Амур. (надеть шапочки тигрят, дети читают стихи):
Я тигрёнок полосатый,
Полюбуйтесь на меня;
Нос, глаза, большие лапы
И рычать умею я!
Я, конечно, постепенно,
Стану тигром непременно.
Но, когда и взрослым буду,
То ваш праздник не забуду!
Редкий тигр Дальневосточный
Зверь красивый очень-очень!
Герб Хабаровска украшает,
Гордо тигр вперед шагает!
-Молодцы, ребята!
- Тайга очень сурова, но Амурский тигр научился здесь выживать даже в холодные зимы. Шерсть у него очень густая, а под кожей жир в 5 сантиметров.
В: А кто скажет, какой характерный орнамент имеет тигр? (ответы детей)
В: Верно, черные полоски. Их может быть около 100 штук. У каждого тигра свой рисунок, он никогда не повторяется. Это как наши отпечатки.
В: Сейчас мы с вами подойдем к столам (на столах заготовки тигра, черные нарезанные полоски, клей, фломастеры, влажные салфетки) и сделаем подарки малышам – тигрятам, наклеим им на спинки собственный рисунок.
(Дети садятся за столы и «делают» рисунок тиграм) – 5 минут.
В: Давайте посмотри, что у нас получилось (рассматривают работы детей).
-Молодцы!
- Предлагаю разомнутся и устроить тигриную физкультминутку.
Физкультминутка «Мы - тигрята»
Вот раздался страшный рык-
На лужайку прыгнул тигр
Прибежали все тигрятки
И все начали зарядку.
Звери делают поклоны,
Начинаем мы наклоны
Появился царь зверей,
Приседаем поскорей
А теперь все дружно, вместе,
Начинаем бег на месте.
Тигрята вертят головой,
Начинаем мах ногой
Вот пришёл конец зарядке,
Разбежались все тигрятки.
В: Отлично повеселились.
В: - У тигрицы рождаются 4-5 тигрят. Когда они вырастут, их останется 1 или 2, остальные погибнут. Выживут самые выносливые и сильные.
- Каких размеров амурский тигр? В зоопарке тигра удается раскормить до 300 кг. Но это не значит, что такой вес нормален, так как звери мало двигаются. Новорожденный весит около 1 кг. Полугодовалый – 30 кг. Взрослая самка в средне 130 кг, самец – 190 кг.
Какого роста амурский тигр? Все зависит от того, к какому месту линейку прикладывать. Если измерить с хвостом, то будет все 3 метра. Когти у тигра устроены на манер бандитского ножа: когда нужен – выпрыгивает. На каждой лапе 4 отточенных клинка длиной 8-12 см.
-У тигров очень острое зрение: (ночью) в темноте они видят в 6 раз лучше, чем человек. Амурский тигр способен различать цвета.
- В дикой природе амурский тигры живут: 10-15 лет, а в зоопарках: до 26-30 лет. Амурских тигров осталось очень мало всего около 500, поэтому их нужно охранять.
- Недалеко от Хабаровска, есть «Центр реабилитации диких животных», это как больница у людей. Там живет сейчас тигр по кличке «Жорик». В схватке с другим хищником ему повредили челюсть и сейчас люди из центра его выхаживают. Какое доброе дело делают!
- В отличие от большинства других кошек, тигры любят воду и являются прекрасными пловцами, способные во время охоты проплывать несколько километров и пересекать реки. Нередко тигры купаются и играют в воде. Просто для удовольствия.
- Вот, дети, сколько нового и интересного мы сегодня узнали. (рефлексия, ответы детей).
В: А сейчас садимся в наш поезд, в детском саду вас ждет сюрприз!
Садимся в наш поезд. Поехали!
Мы в вагончиках сидим
И в окошечко глядим. (повороты головы вправо, влево)
Едет, едет паровоз – Чух – чух - чух, чух-чух-чух!
Ребятишек он повез, Чух – чух - чух, чух-чух-чух!
(притоптывают, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулак)
А колесики стучат- так-так-так, так-так-так (хлопки в ладоши)
Будто с нами говорят, так-так-так, так-так-так (хлопают ладонями по коленям)
Громко подаем гудок: (поднимают и опускают правую руку, сжав пальцы в кулак).
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
Подъезжает паровоз – Ребятишек в детский сад привез!
В: Сегодня на прогулку к нам в гости придет тигренок. Вы сможете поиграть с ним и еще расспросить о жизни в тайге.
- А теперь сюрприз! Усаживайтесь поудобнее, мы сейчас посмотрим мультфильм «Тигренок на подсолнухе».