Получи документы

Сценарий занятия «Путешествие на ярмарку народных промыслов» с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Татьяна Скрягина
Сценарий занятия «Путешествие на ярмарку народных промыслов» с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Возрастная группа: подготовительная группа

Тема: «Путешествие на ярмарку народных промыслов»

Основная цель: развитие творческих способностей детей через закрепление знаний об основных промыслах России. Знакомство с новым видом народного промысла - "Жостовской росписью".

Публикация «Сценарий занятия „Путешествие на ярмарку народных промыслов“ с дошкольниками в технологии „Ситуация“» размещена в разделах

Образовательные задачи:

-расширять представления детей о русских народных промыслах;

- продолжать формировать умение различать виды народных промыслов;

- расширять словарный запас детей за счет названий различных элементов народных промыслов;

- научить детей выполнять несложные элементы жостовской росписи;

- познакомить с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций.

Развивающие задачи:

- развивать познавательную активность, внимание и восприятие, наблюдательность, тонкую и общую моторику, память, связную речь;

- развивать и познавательную активность, фантазию, художественный вкус;

- формировать умение выполнять несложные элементы жостовской росписи и составлять узоры из этих элементов.

Воспитательные задачи:

- формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности;

- воспитывать любовь к народным промыслам.

Дидактические материалы: презентация «Жостовская роспись», аудиозапись русской народной песни «Ой полна, полна коробушка» (сл. Н. Некрасова, предметы народных промыслов («Хохлома», «Городец», «Гжель», «Дымка», демонстрационные карточки с образцами элементов жостовской росписи, жостовские подносы.

Оборудование: ноутбук, экран, доска (или мольберт, подносы из бумаги различной формы (круглые, овальные, прямоугольные, треугольные) и различного цвета, краски гуашевые, палитра, кисти, баночки с водой, салфетки, простые карандаши. столы, стулья.

Краткая аннотация к работе: Занятие для детей подготовительной группы разработано в соответствии с технологией «Ситуация». Сценарий представляет интерес для педагогов дошкольных учреждений при закреплении основных мотивов народного декоративно-прикладного искусства.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает вокруг себя детей.

- Ребятки, кто из вас знает, что такое ярмарка? (ярмарка – это такой рынок, где продают различные товары).

-Хотите побывать? (ответы детей)

- Мы сегодня совершим путешествие на ярмарку народных умельцев и сами станем настоящими мастерами.

- Ребята, кого мы можем назвать умельцем, мастером? (ответы детей)

- Как вы понимаете пословицу: «Славится птица перьем, а человек уменьем»? ( ответы детей: Человек славится тем, что он хорошо умеет делать, в чем они мастер).

- А в чем человек может быть мастером?

- Закройте глаза.

Воспитатель включает народную музыку (русская народная песня «Ой полна, полна коробушка» (сл. Н. Некрасова) и открывает стол с предметами народных промыслов, заранее накрытых платком. Дети открывают глаза.

- Ребята, мы попали на ярмарку народных промыслов. Посмотрите, какая красота! Все предметы делали настоящие мастера и называются они предметы народных промыслов. Откуда пошел народный промысел? (в старину летом у людей было много работы, а зимой нет. Темнело рано, не было телевизоров, компьютеров, и люди находили себе занятие : кто-то лепил посуду, выстругивал игрушки, кто-то украшал шкатулки. Каждое село славилось своим искусством. И до сих пор ручная работа ценится очень высоко. Начнем наше путешествие.

2. Актуализация.

Дидактические задачи: Актуализировать знания детей о знакомых видах народного промысла.

Воспитатель загадывает загадку:

- Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

- Что это за изделия? (Гжель)

- Давайте посмотрим и найдем на нашей народной ярмарке изделия из гжели (дети находят изделия из гжели, рассматривают их, рассказывают о том, как они узнали данный промысел, какие изделия расписаны, какие элементы они видят на изделиях).

Дети отгадывают следующую загадку

- Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка,не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.

(Хохлома)

- Давайте посмотрим и найдем на нашей народной ярмарке хохломские изделия (дети находят изделия, рассматривают их, воспитатель обращает внимание на цвета и элементы хохломы, дети рассказывают, какие изделия им больше нравятся и почему).

- Послушайте, про какую роспись сейчас я расскажу:

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца-

Здесь творятся чудеса.

(Городецкая роспись)

- Найдите на нашей народной ярмарке изделия из городецкой росписи (дети находят изделия, рассматривают их, рассказывают, какие им больше нравятся и почему).

- Чем отличается от двух других? (Краски городецкой росписи яркие, сочные, жизнерадостные. Наиболее распространенными мотивами являются: цветы — розы, купавки, появляются животные - конь, птица. Вороные кони -символ богатства, птицы-символ счастья, а цветы-здоровье и успех в делах. Также в городецкой росписи можно встретить различные сюжеты: всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки).

- Это что за хоровод

В селе Дымково живёт?

Платья яркие в горошек,

Много точек и дорожек,

И на белом материале

Узор дети расписали.

Постарались от души,

Ах! Плясуньи хороши!

- Что у нас за игрушки необычные на нашей ярмарке?

(Дымковские)

- Из чего сделаны? (Из глины)

- Каких героев делали из глины? (барыни, петухи, индюки, кони, свистульки и др.)

- Какие краски и элементы используют? (чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный. Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур).

- А теперь выберете на нашей народной ярмарке Дымковские игрушки (дети находят изделия, рассматривают их).

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

1. Создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового вида народного промысла.

2. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

- Есть ли на нашем народном столе изделия, про которые мы не говорили? (Дети находят жостовские подносы)

- А вы знаете эту роспись? (Ответы детей могут быть противоречивые)

- Смогли вы догадаться, что это за роспись? (нет)

- Почему не смогли? (Потому что мы не изучали ее)

4. «Открытие» нового знания

Дидактические задачи: 1. Формировать представление о новом для детей народном промысле, колорите, истории происхождения жостовской росписи, основных элементах росписи. 2. Формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

- Как можно узнать? (Спросить у кого-либо, прочитать в книге, посмотреть передачу и др.)

Вот жостовский чёрный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

Чтоб круглым и гладким поднос получился,

Сначала жестянщик над формой трудился

И долго шпаклёвкой его грунтовал,

И лаком поверхность не раз заливал.

Чтоб роспись художник нанёс на металле,

Фон чёрный на нём должен быть или алым

И краски нежнейшие сада и луга.

И вот разлетелись по чёрному лаку

Пионы, ромашки, розаны и маки.

Рассказ воспитателя о жостовской росписи (слайды)

Недалеко от Москвы, находится ( Здесь задается вопрос детям: Как вы думаете, какое село) село Жостово. Это село знают все и не только у нас в стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы, в окружении свежей листвы. Воспитатель с детьми рассматривают подносы, сравнивают их.

Какой фон может быть? (красный, зелёный, синий и чёрный).

Какой формы подносы? (овальная, круглая, прямоугольная, гитарная).

Какие элементы используются? (бутон, листочек, завиток, цветы).

Из каких цветов собраны букеты? (Розы, маки, ромашки, васильки, фиалки, ландыши, пионы, астры).

Как расположен букет? ( по-разному: гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты, венками; изображаться в корзинах и т. д.)

Какая цветовая гамма?

Сегодня жостовский рисунок можно встретить не только на подносах, также расписывают шкатулки, посуду, доски.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка.

Дидактические задачи:

1. Организовать отдых детей.

2. Развивать умение составлять узор из предложенных элементов.

3. Формировать умение самостоятельно применять усвоенное знание и способов действия для решения новых задач.

- Вы готовы стать настоящими мастерами-умельцами. (ответы детей)

Детям предлагается подойти к рабочим столам. На столах они находят подносы из бумаги, тонированные черной краской, палитры с гушью, кисти, простые карандаши, примеры с элементами жостовской росписи.

- Перед началом работы, давайте немного отдохнем и вспомним, какой узор является основным в жостовской росписи? (Цветочный)

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик,

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

Кисти рук плотно сомкнуты, бутон.

Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.

Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся

цветок.

Кисти рук возвращаются в исходное положение.

Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.

- А теперь приступайте к работе.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, чем они занимались и создать ситуацию успеха.

Дети заканчивают работу и собираются возле воспитателя.

- Чем мы сегодня занимались?

- Что нового узнали?

- Что больше всего понравилось?

Далее все вместе рассматривают работы, «отправляют» их на народную ярмарку.

Комментарии к сценарию :

Сценарий образовательной ситуации составлен с опорой на личный педагогический опыт и с использованием следующей литературы:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Издательский дом «Цветной мир».-М., 2014.

2. Клиентов А. Е. Народные промыслы. Издательство: Белый город, 2008

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Шедевры народных промыслов Вологды». Мои впечатления. Фоторепортаж«Шедевры народных промыслов Вологды». Мои впечатления. Фоторепортаж На Вологодской земле зародилось много замечательных народных промыслов. Приглашаю в Центр ремёсел «Резной Палисад». Это центр народных,.

Фотоотчёт «По мотивам народных промыслов»Фотоотчёт «По мотивам народных промыслов» Доброго времени суток всем уважаемым коллегам! Хочу поздравить всех победителей и претендентов на звание "Лучший педагог 2015" очень.

Фотоотчет о выставке народных промыслов и ремесел «Рудинка» в рамках проекта «Сохраняя традиции-сохраним историю» (Часть 2)Фотоотчет о выставке народных промыслов и ремесел «Рудинка» в рамках проекта «Сохраняя традиции-сохраним историю» (Часть 2) Выставка народных промыслов и ремесел "Рудинка" в рамках проекта "Сохраняя традиции-сохраним историю» (Часть 2)В предыдущей своей публикации,.

Мини-музей народных промыслов «Разноцветная Россия»Мини-музей народных промыслов «Разноцветная Россия» В ноябре в нашем МБДОУ «Детский сад №25 компенсирующего вида» г. Мончегорска проходил смотр – конкурс мини – музеев «Музей народного быта.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну русских народных инструментов» Цель: -познакомить детей с историей русских народных инструментов, учить отличать их звучание; -формировать у детей основы музыкальной.

Конспект НОД «Путешествие на ярмарку народных мастеров» Конспект открытого педагогического мероприятия в средней группе по теме «Путешествие на ярмарку народных мастеров». Воспитатель: Федоренко.

Конспект занятия в технологии «ситуация открытия нового знания» в средней группе «Свойства льда» Конспект занятия в технологии «ситуация» открытия нового знания в средней группе Тема: «Свойства льда» Образовательная область: «Познавательное.

Музейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группеМузейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группе "Мини- музей в группе - это не просто выставка старины или прошлого, это действующее звено непрерывной образовательной деятельности" Эффективность.

Наглядные пособия для изучения народных промыслов «Русская игрушка»Наглядные пособия для изучения народных промыслов «Русская игрушка» Цель: Пополнение уголка предметами народных промыслов Знакомство детей с народной культурой. Задачи: - расширить знания детей о дымковской.

Перспективный план кружка народных промыслов «Русские узоры» Перспективный план кружка народных промыслов «Русские узоры» Октябрь Дымковская игрушка 1. «Дымковская барышня» (конструирование из бумаги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий занятия «Путешествие на ярмарку народных промыслов» с дошкольниками в технологии «Ситуация»
Опубликовано: 6 апреля 2020 в 16:18
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД