Папки-передвижки

Сценическое воплощение народной песни

Кристина Михайлина
Сценическое воплощение народной песни

Методические рекомендации к мастер классу «Сценическое воплощение народных песен в подготовительном ансамбле народных песен»

Исполнение русской народной песни на сцене – один из эффективных способов пропаганды фольклорных традиций. Перенесение музыкально-песенного фольклора на сцену всегда сложно, так как сценический вариант народной песни оторван от исконной среды рождения и развития. Сценическое исполнение является воспроизведением фольклора, вторичным искусством. «Однако, и это существенно, «сцена» - тоже искусство. Причем самостоятельное искусство, и как таковое обладает (для нее первичным) языком и своими законами сценической речи. Необходимо одновременно сохранить черты, присущие фольклорному произведению (музыкальную, текстовую, смысловую основы) и в то же время приблизить его к современному зрителю. Основным ориентиром сценической трактовки народной песни является традиционное искусство, ведь именно в нем заложена специфическая манера народного исполнительства. Кроме того, убедительные образцы интерпретации фольклора представляют многие профессиональные и любительские коллективы.

Публикация «Сценическое воплощение народной песни» размещена в разделах

При репродуцировании музыкально-песенного фольклора возникает необходимость учитывать законы, которые выработаны другими сценическими жанрами, в частности, драматическим искусством. Большой режиссерской работы требует интерпретация традиционных обрядов и сцен народных гуляний, в них происходит соединение всех видов народного искусства : пения, танца, драматического действа.

В бытовых условиях молодые люди учились певческому искусству у более опытных мастеров непосредственно в творческом процессе. Современные исполнители, участники профессиональных, учебных, любительских коллективов перенимают основы вокального мастерства у своих педагогов, которые знакомят их с традиционным музыкальным искусством. От их музыкально-теоретической подготовки, знаний о фольклоре, вокальных установок и художественного вкуса зависит творческое лицо коллектива.

В работе над сценическим воплощением музыкально-песенного фольклора перед руководителем выдвигаются как хормейстерские задачи, так и требования знания законов театрализации. Эти законы диктуют, во-первых, формирование художественного образа через выявление конфликта, который выражается во взаимоотношениях героев поэтического текста, в их личных переживаниях. Во-вторых, организацию сценического действия через систему выразительных средств театрального искусства.

Формирование художественного образа происходит на основе глубокого анализа музыкального и поэтического текста, а также характера и условий бытования жанра произведения. Вначале выявляется тема, идея и «сверхзадача» народной песни (обряда, жанровой постановки).

Тема определяется как предмет повествования, т. е. о чем идет речь в произведении. В каждом отдельном жанре раскрывается ряд определенных тем. В лирической песне отражается мир чувств, переживаний человека, в исторических рассказывается о каких-либо знаменательных событиях или выдающихся личностях. В былинах присутствует сказочный элемент. Сюжет плясовых, хороводных песен чаще всего развивается вокруг жизненных ситуаций, тематика игровых – это проекция брачных отношений, «репетиция» свадебного обряда. Правильное понимание темы поможет определиться с толкованием идеи песни.

Идея – это основная мысль произведения, его суть. Идея не всегда лежит на поверхности, она чаще всего завуалирована и проявляется в символике текста, мелодии, ладе, гармонии. Идейному толкованию песни поможет кропотливая аналитическая работа над поэтическим и музыкальным текстом.

Авторская интерпретация идеи сценического действа проявляется в «сверхзадаче», которая направлена на формирование определенного отношения к конкретной проблеме. Понятие «сверхзадача» народной песни дает ответ на вопрос, зачем коллектив берется за исполнение данного произведения, какие чувства он хочет всколыхнуть у слушателя. Раскрытию «сверхзадачи» подчинены приемы как хормейстерской, так и режиссерской работы.

Верному пониманию темы, идеи и «сверхзадачи» поможет определение времени и места действия, в основе которых лежат исторический период и социальные условия бытования песни (обряда, а также принадлежность ее к конкретной региональной традиции.

Организация сценического действия включает в себя:

- определение темпо-ритма всего спектакля и отдельных его частей;

- выстраивание мизансцен и хореографических композиций в сценическом пространстве;

- создание атмосферы сценического действия.

В сценической интерпретации народной песни или музыкально-драматической постановки важную роль играет такое определение как темпо-ритм. В музыкальном искусстве под темпом и ритмом мы понимаем скорость исполнения произведения и чередование длительностей. «Темп так же, как и в музыке, в драматическом искусстве, означает скорость движения, совершаемого сценического действия, которое может развиваться быстро, умеренно, медленно и т. д. Под ритмом подразумевается интенсивность, насыщенность действий и переживаний исполнителей, а также соотношение движений и остановок в сценическом пространстве и времени. Темпо-ритм сценической постановки складывается из чередования темпов и характеров песен, составляющих ее, скорости передвижения актеров, смены композиционных блоков, эпизодов и мизансцен.

В контексте исполнения народной песни понятие «мизансцена» прежде всего подразумевает выход участников хора на сцену и расположение их в сценическом пространстве. Мизансцена обусловлена жанром, характером бытования народной песни и выражает ее идею. При исполнении песен патриотического или исторического содержания предполагается определенная строгость в расположении хора на сцене, например, в сценическом «станке». Если песня подразумевает личные переживания и общение между исполнителями, то расположение может быть свободным, по группам, заполняющим разные сценические планы.

Сценическое пространство делится на несколько планов.

Первый план – это пространство от «красной» линии, соответствующей линии занавеса, до первой пары кулис, на этом плане зритель выделяет каждого исполнителя поочередно. Первый план сцены наиболее выгоден для донесения информации. Это самое удобное место для размещения артистов, на которых акцентируется внимание зрителей.

Второй план соответствует уровню второй пары кулис, здесь хорошо смотрятся танцевальные движения (хороводы, пляски, игры).

На третьем и четвертом планах, соответствующих линиям третьей и четвертой кулис, зритель может охватить большее количество людей, и на этом сценическом пространстве обычно выстраиваются большие композиции. Крупные перемещения на первом плане утомляют восприятие зрителей и мешают просмотру общего мизансценического или хореографического построения. Поэтому для достижения компактности его визуального просмотра необходимо использовать «эффект удаления» [13, С. 13], более мелкие мизансцены расположить на втором плане, более крупные композиционные или хореографические построения – в глубине сцены.

Атмосфера сценического действия – многогранное понятие, включающее в себя художественно-декоративное решение сценического пространства, светотехническое оформление, костюмы артистов, атрибутику.

Художественно-декоративное оформление сцены играет важную роль в формировании атмосферы сценического действия. Сценография может быть разработана детально с помощью насыщения сценического пространства декорациями, воспроизводящими картину реальной жизни (это больше соответствует постановке фольклорного спектакля). В концертной программе художественное оформление исполнения народной песни может ограничиться отдельными обобщенными символами, такими как, например, пейзаж на заднике сцены или оформленные определенным образом кулисы. Особенность художественного оформления сцены заключается в том, что оно начинает создавать необходимую атмосферу еще до начала спектакля или исполнения концертного номера.

Светотехническое оформление помогает оживить и разнообразить сценическое действие. Посредством светового решения постановщик имеет возможность фокусировать внимание зрителей на отдельных героях или ситуациях, подчеркнуть смену настроения, обозначить время и место действия.

Важными элементами создания атмосферы сценического действия являются костюмы исполнителей и атрибуты. Сценический костюм несет в себе огромную информацию об историческом времени, месте действия, о социальном статусе и возрасте исполнителей. Атрибутика помогает создать более точную картину действия и детализировать образы героев.

Создание сценического варианта любого народного произведения является проявлением творческих и личностных качеств руководителя. Важно, чтобы сценическое исполнение народной песни было органичным выражением идеи произведения и соответствовало особенностям жанра.

ТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

• Достижение простоты,естественности,характерности пения

• Творческий,импровизационный характер

• Способы звукообразования

• Инструментальная ровность звучания голоса

• Диалектность текстов

• Разговорная манера произношения,выразительно - осмысленное произношение слов,раскрытие "подтекста" слов

Особые исполнительские приемы: игра словом и звуком,способы воспроизведения мелизмов,звуковые скаты на окончаниях фраз,огласовка согласных

Средства выразительности: интонационные,тембровые,динамические

• Преодоление общепринятых певческих диапазонов,его звучание в естественной и удобной для данного исполнителя тесситуре,яркая выраженность индивидуальности тембра

Содержание

В зимней календарной песне «Мы ходили по проулочкам», говорится о поисках богатого двора, с добрыми хозяевами, которого нашли колядовщики в центре города Москвы. Слова песни просты и понятны, в припевах всегда повторяется. «Эй, авсеня» что означает о принадлежности исполнения песни только во время колядочных дней.

Мы ходили мы ходили по проулочкам,

Эй, авсеня, эй, авсень.

С этого начинается исполнение песни и как правило во время исполнения колядующие.

Мы искали, мы искали Иванов двор.

Эй, авсеня, эй, авсень.

Мы нашли его двор среди Москвы

Эй, авсеня, эй, авсень

Здесь познакомившись с содержанием песни можно определить что двор хозяина находится среди Москвы и значит он должен быть богатый и щедрый.

Среди Москвы ворота красны,

Эй, авсеня, эй, авсень.

Сценическое воплощение номера.

Песня исполняется в не очень быстром темпе, чтобы слова подходили под простой хороводный шаг. Динамика постоянно держится на меце-форте. Дыхание пофразное. Кульминация всего произведения приходится на последний куплет. Во время исполнения песни можно проходить по сцене «Змейкой», «Кругом», завершающий хороводное шествие может нести «Рождественскую звезду».

Содержание к песне «Как на тоненький ледок». Песня шуточного характера, с интересным развивающимся событием, говорится о том что зима настала и накрыла все дорожки белым снегом. Со второго куплета появляется главный герой песни – Ваня. Он смело едет на лошадке, но выпавший снег спрятал под собой скользкий лед, и Ваня падает. Подружки подбегая к нему помогают встать отряхнуться и снова провожают в путь дорожку. Форма куплетная.

1. Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок.

Ой, зима, ой, зима, белоснежная была.

2. Выпал беленький снежок, ехал Ванечка дружок.

Ой, зима, ой, зима, белоснежная была.

3. Ехал Ваня поспешал, с своего коня упал,

Ой, зима, ой, зима, белоснежная была.

4. Он упал и лежит никто к Ване не бежит,

Ой, зима, ой, зима, белоснежная была.

5. Две подружки подбежали, на коня Ваню сажали,

Ой, зима, ой, зима, белоснежная была.

6. Как поедешь ты, Иван, не зевай по сторонам.

Ой, зима, ой, зима, белоснежная была.

Сценическое воплощение песни можно провести с помощью обыгрывания главного героя, а так же второстепенных ролей. В атрибутику можно внести искусственные снежинки, которые бы в течении всей песни помогали иллюстративно воплотить её. Начиная со второго куплета главный герой может смело проскакать на лошадке – игрушке, (детское воображение очень точно воспроизводит движения). В пятом куплете можно провести сюжетные моменты, когда подружки подбегая к нему помогают встать взяв его под руки, подав лошадку, и отряхнув с него снег. Хоровому составу можно в этот момент делать непроизвольные движения руками, имитируя «вальс снежинок».

Публикации по теме:

Презентация для разучивания песни «Как дошкольнику легко запомнить текст песни «У всех мама есть» Всем нам знакомы различные методы работы с музыкальным материалом, но каждый педагог выбирает то, что на его взгляд "работает" более эффективно.

Фотоотчёт о конкурсе строя и песниФотоотчёт о конкурсе строя и песни Фотоотчёт с конкурса смотра строя и песни 23 Февраля – праздник, День защитника Отечества. Это важный и торжественный день. Почему он считается.

Фотозарисовка с концерта комсомольской песниФотозарисовка с концерта комсомольской песни В эти дни исполняется 100 лет со дня основания Ленинского комсомола – первой в мире массовой молодежной организации. На стройках первых.

Программа ансамбля русской народной песни в ДОУ Кружковая работа Образовательная область «Музыка» Тема: «Развитие музыкальных способностей средствами народного музыкального творчества».

Песни-переделки по ПДД Песня птички автор текста: Тихонова А. А. на музыку Александра Журбина (из мультфильма «Кто такие птички») Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу.

Подготовка начинающего эстрадного вокалиста к концертной деятельности. Сценическое волнение и методы его преодоления ПОДГОТОВКА НАЧИНАЮЩЕГО ЭСТРАДНОГО ВОКАЛИСТА К КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Сценическое волнение и методы его преодоления Методический.

Презентация «Песни из мультфильмов» Кто из нас не знает кота Матроскина, крокодила Гену и Чебурашку, крошку Енота и кота Леопольда, Волка и Зайца? Это все герои мультфильмов.

Презентация «Жанры русской народной песни»Презентация «Жанры русской народной песни» Презентация «Жанры русской народной песни» У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни.

Сценарий концерта патриотической песни в Центре дополнительного образования «Песни в солдатских шинелях» Сценарий конкурса патриотической песни «ПЕСНИ В СОЛДАТСКИХ ШИНЕЛЯХ», посвященный 70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Зал.

Фотоотчет «Смотр песни и строя»Фотоотчет «Смотр песни и строя» г. Якутск Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное Учреждение Центр Развития Ребёнка Детский сад №105 "Умка" Подготовительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценическое воплощение народной песни
Опубликовано: 17 марта 2019 в 13:12
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД