МААМ-картинки

Обучение дошкольников элементарному музицированию

Сария Галеева
Обучение дошкольников элементарному музицированию

Секреты музицирования

Только избранные имеют слух такой, как у тебя, я же имею только то,

что дал мне Бог.

Ты со своей музыкой забыл о главном… Что в груди неизбранных тоже

бьется сердце» (Том Жобим)

Аннотация: Элементарное музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке, зеркало откровений человеческого духа в звуках. История музицирования так же длинна, как и само бытие музыки в человеке - его первые стремления выразить себя миру и найти гармонию были попытками музицировать. В музицировании он учился находить индивидуальные формы звукового общения – с миром и самим собой.

Публикация «Обучение дошкольников элементарному музицированию» размещена в разделах

Ключевые слова: элементарное музицирование, импровизация, Карл Орф, Орф-педагогика, Орф-инструменты.

В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, изменяются взгляды на десятилетиями существовавшее положение вещей. Особое звучание приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием. К ним, без, сомнения, относится и начальное музыкальное воспитание, призванное сыграть в жизни человека очень важную роль. Как и в любой другой области, здесь начальное воспитание часто определяет будущие взаимоотношения с музыкой.

Музыкальное воспитание в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль. Современная ситуация предъявляет к начальному воспитанию изменившиеся требования. Среди его задач появились и иные, отвечающие насущным запросам человека. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

• создание условий, представление шанса каждому ребенку для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой;

• творческое развитие его природной музыкальности;

• высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений.

Современная музыкально-педагогическая практика, стремясь отвечать

актуальным запросам общества и подстраиваясь к реальным потребностям воспитанников, все чаще обращается к формам творческого музыкального общения, представляющим сегодня особую ценность и интерес.

Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

Музицирование – это путь к воспитанию любителя музыки, не только завсегдатая концертных залов, но и участника любительских ансамблей, праздников, встреч. Музицирование воспитывает слушателя, который в минуты отдыха доверчиво впускает музыку в свои тайники, чтобы она навела там порядок и гармонию, успокоила смятение и дала надежду.

Для музыкальной педагогики музицирование - это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении или творении музыки. Он «добывает» музыку сам для себя, исполняет ее, а не только потребляет. В современном образовательном учреждении он может быть тем чудесным оазисом, где есть место для спонтанности и творчества, самовыражения, самопознания и невербального общения.

Действие, умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна еще древним китайцам, она непостижимо проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и не забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». Действие выступает лучшей проверкой понимания. Очевидно, что самое первое — дошкольное музыкальное обучение целесообразно и необходимо строить, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии» : ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

Есть дистанция огромного размера между ребенком, слушающим со стороны, как играет музыку педагог, и ребенком, играющим и тем более творящим эту музыку самостоятельно, пусть в его партии будет только один звук, им самим придуманный. Детям необходимо творить и перевеивать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта, им надо «попробовать» ее а порядке простого испытания, не «догадываясь о ней», а «пребывая в ней» — петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять. По мнению современного немецкого педагога и замечательного музыканта В. Вюнша, духовный опыт человечества, запечатленный в музыке, «становится достоянием учащихся только в том случае, если они сами приступают к творческой воспроизводящей деятельности.

В процессе приобретения личного опыта творческого музицирования и обучения на его основе рано или поздно наступает момент, когда каждый ребенок и даже взрослый интуитивно, а затем сознательно начинает ощущать глубинную разницу между возможностью быть активным в музыке, желанием быть там лично как деятелю и тем, чтобы быть просто слушателем, Разница всегда ребенком трактуется в пользу активности. И этот выбор, кажется, делает сам организм. Его реакции необходимо доверять, потому что голоса-сигналы кричат изнутри: «Это хорошо, в самом деле! Никогда не сомневайся в этом».

Применение в работе с дошкольниками принципов педагогической системы выдающегося немецкого композитора Карла Орфа содействует расширению общего и художественного кругозора детей, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса и творческого начала («для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка»).

Принципы педагогической концепции музыкально-педагогического труда «Орф-Шульверка» («Шульверк» в переводе с немецкого – «обучать в действии») :

1. «Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из ребенка» (И. Г. Песталоцци)

2. Принцип импровизации на основе синтеза музыки, речи и движения.

3. Использование фольклора – обязательное условие элементарного музицирования.

4. Введение в музыкальное воспитание детей специального инструментария, основу которого составляют штабшпили ( Орф-инструменты: металлофоны, ксилофоны, глокеншпили, а также ударные и духовые инструменты.

5. Учет индивидуальных особенностей детей

6. Элементарное музицирование как психотерапия.

Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания Карла Орфа: «каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» Суть идеи К. Орфа – познание музыки через активное музицирование, которое соединяет речь, музыку и движение. Данная система представляет большой интерес, так как обладает рядом несомненных достоинств:

• для организации музыкальных занятий с использованием элементов системы К. Орфа не требуется специального музыкального образования;

• система обладает необходимой универсальностью, экономичностью, гибкостью, позволяющей сочетать ее с различными методиками, высокой адаптивностью к различным национальным условиям, дает возможность использования лучших образцов народной культуры;

«элементарное музицирование» учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, предполагает взаимодействие людей, которые обладают разными навыками, потребностями, способностями;

• создает потенциал для развития дальнейшей творческой деятельности, как детей, так и педагогов.

«Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи» — все эти формы вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи ее.

У детской музыки, которую малыши импровизируют или даже сочиняют, нет бытия во взрослом мире, на нее лишь в незначительной степени распространяются наши представления о прекрасном. У нее есть главный смысл – прикладной, элементарная музыка помогает детям изучать и исследовать мир, а также свое к нему отношение через музыкально-творческую деятельность.

Список литературы

1. Келлер В. «Шульверк» Орфа, его международное значение. Серия «Музыкальное воспитание в современном мире». - Москва, 1970 -

2. Леонтьева О. Карл Орф. М. : Музыка, 1984

3. Материалы семинаров по элементарному музицированию детей : Варна – Екатеринбург. 1992

4. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Под общей редакции Л. Беренбойма. Серия «Музыкальное воспитание XX века». М. : Советский композитор, 1978

Публикации по теме:

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Дистанционное обучение дошкольников по лексической теме «Неделя со знатоками» СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Здравствуйте, уважаемые родители! Для общего развития наших детей мы предлагаем рекомендации.

Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников»Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников» Вот такие медали я приготовила для своих детей,тех с которыми во время самоизоляции занималась в "виртуальном детском саду". На сегодняшний.

Фотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»Фотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Особенно ситуация.

Конспект доминантного музыкального занятия по элементарному музицированию в младшей группе «Музыкальный магазин игрушек»Конспект доминантного музыкального занятия по элементарному музицированию в младшей группе «Музыкальный магазин игрушек» В апреле в нашем дошкольном учреждении прошло заседание методического объединения секции музыкальных руководителей без категории и второй.

Мастер-класс по элементарному музицированию для дошкольников «Загадки волшебных звуков»Мастер-класс по элементарному музицированию для дошкольников «Загадки волшебных звуков» Мастер - класс по элементарному музицированию для дошкольников «Загадки волшебных звуков» Цели и задачи: - обучать дошкольников простейшим.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обучение дошкольников элементарному музицированию
Опубликовано: 10 октября 2023 в 11:23
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД