Анна Бастрыкина
Семейная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
А. Ю. Бастрыкина
Т. В. Беркетова
Ребенок. Он уникален от природы! Кто поможет ему раскрыться? Воспитатели, которые окружают его заботой и любовью. Педагоги, которые обучают основам наук. Но главное - это родители, самые близкие и любимые люди. Как ребенок проживет дошкольное детство, как сложится его дальнейшая жизнь, зависит именно от них.
Организация семейной проектной деятельности помогает привлечь родителей к проведению совместных с детьми домашних исследований под руководством воспитателя. Новая форма отношений, которая возникает между родителями и детьми, помогает ребенку обрести уверенность в своих силах, а родителям - понять позицию малыша, открывающего впервые для себя законы природы и устройства мира.
Публикация «Семейная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка» размещена в разделах
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок, придя в школу, был успешным. По какому же пути двигаться, чтобы достичь этого? Один путь достаточно простой и эффективный - накопление знаний. Другой - более сложный и долговременный. Но именно он помогает ребенку в совместных исследованиях почувствовать себя маленьким ученым в познании окружающего мира. И чем ближе в данный момент находятся родители, тем успешнее будут дети.
Поможет ли взаимодействие с родителями стимулировать познавательный потенциал детей?
Данная проблема рассматривалась многими педагогами и психологами. Отечественный ученый Натан Лейтес [1; 64] утверждал, что именно исследовательское деятельностное поведение является важным источником формирования представлений детей о мире и сожалел, что эту особенность детей психологи редко учитывают в дошкольных учреждениях. Такое поведение формируется при организации совместной деятельности взрослого и ребенка.
Российский педагог и психолог Светлана Бондаренко [2; 18] акцентировала внимание на отношениях взрослого и ребенка. По ее мнению, детские вопросы – это стимул к организации работы по совместному поиску ответов на них. Ведь дело не столько в ответах на вопрос, сколько в процессе размышления над ними.
С опорой на исследования ученых была определена система работы в рамках создания семейных проектов. В своей основе она опирается на концептуальные положения, которые, с одной стороны, определяют необходимость использования исследовательских методов для формирования познавательного отношения детей к миру, а с другой, – вовлечение детей в совместную деятельность. При этом целью является организация партнерских, детско-родительских отношений в процессе реализации семейных проектов.
Задачи моей работы определяются направлениями развития специальных исследовательских умений и навыков у участников проектной деятельности. Последовательность работы над проектом позволяет систематизировать ход действий. Это способствует развитию у ребенка разнообразных интегративных качеств личности.
От личной позиции родителей по отношению к участию в образовательном процессе зависит, насколько раскроется ребенок, проявятся его способности. Именно это и помогло мне определить стратегию деятельности с семьями - создание ситуаций погружения родителей в образовательный процесс, которые и определяют возникновение у них ответственности за воспитание и развитие ребенка. При этом они осознают важность и значимость новых взаимоотношений со своим ребенком. Первые участники семейной проектной деятельности – это наши первопроходцы, которые активизировали и другие семьи.
Взрослые родители и педагоги сопровождают ребенка в процессе его роста и развития. Какой многогранной становится личность ребенка! В процессе семейной проектной деятельности ребенок становится сильным, активным, общительным, самостоятельным, понимающим, знающим, умеющим, рассудительным, целеустремленным.
Итак, семейная проектная деятельность позволяет выявить и реализовать скрытые способности и задатки детей. Совместная работа над проектом способствует укреплению связи поколений.
1. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. - М. : Педагогика, 2000.
2. Бондаренко С. М. Учите детей сравнивать. — М., 1981.