Получи документы

Семинар для педагогов ДОУ на тему «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста»

Майорова Наталья Владимировна
Семинар для педагогов ДОУ на тему «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста»

Данная методическая разработка представляет собой семинар для педагогов ДОУ с использованием презентации по проблеме развития мотивационной сферы у детей дошкольного возраста.

Цель семинара:

- способствовать психологическому просвещению воспитателей по проблеме формирования и развития мотивационной сферы у дошкольников.

Публикация «Семинар для педагогов ДОУ на тему „Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Задачи семинара:

1. Расширить знания педагогов о мотивационной сфере дошкольников, о ее формировании на разных возрастных этапах.

2. Рассмотреть процесс формирования социальных мотивов у дошкольников.

3. Раскрыть понятие мотивационной готовности детей к школьному обучению.

Оборудование и материалы:

- компьютер и проектор для показа презентации;

- памятки для педагогов «Процесс формирования социальных мотивов у дошкольников».

Содержание семинара.

1 слайд «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста».

- Тема нашего сегодняшнего семинара – «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста».

2 слайд «Формирование детской личности».

Процесс формирования детской личности характеризуется не только интеллекту-альным развитием, но и возникновением у ребенка новых эмоциональных пере-живаний, а так же новых потребностей и интересов.

Дошкольное детство - это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все последующее его развитие.

3 слайд «Понятия «мотив» и «мотивация».

Любая деятельность ребенка или взрослого всегда имеет мотив.

Мотив —материальный или идеальный предмет, который побуждает и направля-ет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Источником побудительной силы мотивов выступают потребности.

4 слайд «Группы потребностей».

Можно выделить следующие группы потребностей: биологические, социальные и идеальные. Для того, чтобы удовлетворить ту или иную потребность – возникает мотив.

Задача воспитательного процесса в ДОУ – развитие социальных потребностей у детей.

5 слайд «Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов».

Говоря о мотивах дошкольников, необходимо обратиться к эмоциям. Сам мотив деятельности ребенком, как правило, не осознается. Возникновение мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний. Мотивы и эмоции, таким образом, - явления разной природы, но динамично взаимосвязанные и их проявления часто трудно отличить друг от друга.

6 слайд «Мотивы поведения дошкольников на разных возрастных этапах»

Мотивационно- потребностная сфера дошкольников существенно изменяется на протяжении дошкольного детства. Если в раннем возрасте преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности.

Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем возрасте, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, и при этом не отдает себе ясно отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок.

Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.

7 слайд «Мотивы, характерные для дошкольников»

Вместе с тем можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей. Рассмотрим их:

Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком и в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано взрослым и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами»,— говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности.

8 слайд «Мотивы, характерные для дошкольников»

Другая важная группа мотивов— мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-либо учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию (например, ребенок моет посуду, вытирает пыль)

9 слайд «Мотивы, характерные для дошкольников»

Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Стремление к положительным взаимоотно-шениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.

10 слайд «Мотивы, формирующиеся у старших дошкольников»

В период старшего дошкольного детства формируются новые мотивы, связанные с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы. Уже в три-четыре года ребенок задает вопросы: «А как?», «Зачем?». Позднее преобладающим становится вопрос «Почему?».

Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует возникновению новой формы мотивов— стремление выиграть, быть первым. Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, и большая часть спортивных игр связаны с соревнованием.

11 слайд «Мотивы, формирующиеся у старших дошкольников» Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства.

Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

12 слайд «Соподчинение мотивов»

Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению.

По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое.

13 слайд «Мотивационная готовность к школе»

Мотивационная готовность - готовность ребенка к принятию позиции ученика. Мотивационная готовность определяется наличием у детей желания учиться и развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к походу в школу, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог и он быстро, в течение 2-3 месяцев исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.

14 слайд «Процесс формирования социальных мотивов у дошкольника»

Рассмотрим процесс формирования простейших социальных мотивов деятельности, заключающихся в стремлении сделать полезное не только для себя, но и для других на примере коллективной трудовой деятельности дежурных (дежурство во время накрывания на стол)

Предварительно воспитатель разъясняет смысл работы, стремясь выработать у детей своеобразную ориентацию на предстоящую деятельность и сформировать у них предварительные представления о социальной значимости этих действий.

В дальнейшем педагог регулярно оценивает вместе с детьми работу дежурных (хвалит за хорошее выполнение, поощряет). Первоначально часть детей отказывается от дежурств, стремясь переложить свои обязанности на кого-либо другого, а остальные дети, хотя и принимают задание, но не всегда хорошо его выполняют. Со временем, деятельность детей упорядочивается, у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к делу.

Впоследствии, дети переходят на более высокую ступень формирования социальных мотивов поведения. Характерным здесь является то, что ребенок начинает выполнять свои маленькие обязанности не ради похвалы взрослого и не ради достижения лидерства, а ради результата, стремясь удовлетворить потребности окружающих людей. Теперь он действует по собственной инициативе - это свидетельствует о превращении усваиваемых социальных норм и требований во внутренние мотивы деятельности.

15 слайд «Выводы»

Развитие социальных мотивов и эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования детской личности.

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства

Возникновение мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний

Родители и педагоги должны понимать основные мотивы поведения ребенка и способы их реализации, знать, как эти мотивы соотносятся с социальными, нравственными нормами его жизни и деятельности, способствовать развитию социальных и общественных мотивов поведения, формировать мотивационную готовность к школе.

16 слайд. «Спасибо за внимание!»

Воспитателям раздаются памятки.

Памятка

«Процесс формирования социальных мотивов у дошкольников».

I. Разъяснение смысла работы детям, формирование у них представлений о социальной значимости этих действий.

II. Эмоциональная окраска выполняемых действий.

III. Регулярное оценивание действий детей воспитателем.

IV. Деятельность детей упорядочивается, у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к делу.

V. Действия ребенка по собственной инициативе - превращение усваиваемых социальных норм и требований во внутренние мотивы деятельности.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Презентация проекта «Озорные ладошки» (нетрадиционные техники рисования) 1 этап. 1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы. Приказ МО РФ от 23.11.2009 г. N 655 "Об утверждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов ДОУ на тему «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 18:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД