Светлана Катанаева
Семинар для педагогов «Формирование правового сознания родителей посредством разнообразных форм и методов работы ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность формирования правового сознания родителей в наши дни однозначна. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей.
Цель семинара : Определить комплекс мероприятий по взаимодействию с родителями, направленных на реализацию прав ребенка.
Задачи семинара
• Раскрыть понятие «правовое сознание».
Публикация «Семинар для педагогов „Формирование правового сознания родителей посредством разнообразных форм и методов работы ДОУ и семьи“» размещена в разделах
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
• Изучить результаты исследования семей воспитанников ДОУ.
• Разработка проекта «Формирование правового сознания родителей посредством разнообразных форм и методов работы ДОУ и семьи»
«Разминка «– кроссворд
Начнём нашу игру. Задания для вас. Вы должны будите назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление, вспомните, как назывались литературные произведения, кто их авторы, и конечное самих сказочных героев.
1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. (Старуха “Сказка о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина)
2. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит. К. И. Чуковский).
3. Она пришла из сказки Андерсена. Её имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. (Дюймовочка).
4. В какой сказке, действуют как живые существа овощи: лук, помидор, тыква? (Приключение Чипполино).
5. С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл счастье мудрую жену которая была заколдована (стрела).
6. Каким, очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? (печка).
7. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно убить страшного героя русской народной сказки (игла).
8. Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино. “Золотой ключик или приключения Буратино” А. Н. Толстой).
Правовое сознание - это одна из форм общественного сознания, которая является идеальным отражением правовых явлений в сознании людей.
Как бы серьезно ни продумывались формы правового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в правовоспитательном процессе.
Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка — формированию сознания, познавательных интересов, способности к самостоятельным умозаключениям и правовому поведению.
Для того, чтобы у ребёнка сформировалось эмоционально – оценочное отношение к социальным фактам и событиям, чтоб дети понимали свои права и могли применять знания в практической деятельности, педагогам в первую очередь следует вести систематическую, целенаправленную работу с родителями.
Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Многие семьи перестали быть базой стабильности для ребенка, взрослые все чаще, сосредоточиваясь на своих проблемах, занимают отстраненную, попустительскую позицию в отношении детства. По данным статистики, практически большую часть российских семей сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных.
Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического со-стояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплескивают на тех, «кто под руку попадается», чаще всего — на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей-дошкольников, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребёнка, так и для развития его личности.
Факторы риска
- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
- присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования родителей,
- негативные семейные традиции;
- нежеланный ребенок;
- умственные или физические недостатки ребенка;
- "трудный" ребенок.
Результаты исследования семей воспитанников ДОУ
• Полные семьи – 88 %
• Неполные семьи – 12 %
• Многодетные семьи – 4 %
• Малообеспеченные семьи – 1 %
• Неблагополучные семьи – 0,5 %
•
На что обратить внимание в работе с детьми
• Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
• Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
• Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
• Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
• Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
• Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
• Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
• Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
• Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
• Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.
Поведение родителей
• В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
• На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
• Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.
Обсуждение вопросов.
1. Оцените интенсивность Вашего общения с родителями :
- общаемся постоянно;
- общаемся эпизодически, нерегулярно;
- почти не общаемся.
2. Назовите мотивы Вашего обращения к родителям :
- изучение особенностей семейного воспитания;
- необходимость согласования с родителями воспитательных воздействий или решение образовательных задач;
- установление доверительных партнерских отношений;
- организационные вопросы (оплата за посещение детского сада, подготовка утренников и т. п.).
3. Какие качества педагога способствуют установлению контакта с родителями?
4. Каким, на Ваш взгляд, должно быть сотрудничество родителей и воспитателей :
- родители должны в точности следовать советам воспитателей;
- желательно, чтобы родители и воспитатель учитывали точки зрения друг друга;
- родители могут и должны воспитывать своего ребенка так, как они считают нужным.
Существует несколько важнейших педагогических правил, которым воспитатель должен следовать при осуществлении работы с родителями :
• принимать родителя и его ребенка такими, какие они есть.
• относиться ко всем участникам педагогического процесса одинаково.
• относиться к воспитаннику так, как будто он уже стал таким, каким хотел бы его видеть (Л. С. Выгодский).
Особое значение имеет готовность и способность коллектива детского сада устанавливать контакт с теми родителями, которые сами обращаются за помощью.
В этом случае необходимо придерживаться следующих правил.
Избегать скоропалительных решений, ведь родитель, обращающийся за помощью, видит в педагоге эксперта. Оптимальным является решение проблемы в результате совместных усилий.
Нередко родителю необходимо просто "выговориться", поэтому важно показать со-беседнику, что вы понимаете его проблему ("Если я не ошибаюсь, вы считаете, что., а не навязывать своего мнения ("У вас явно проблема с.).
Следует обсудить несколько возможных вариантов решения проблемы, предоставив выбор самому родителю.
Необходимо соблюдать конфиденциальность - родитель, как правило, ожидает, что обсуждение волнующих его вопросов останется в тайне.
Деловая игра «Права родителей – детей - человека»
• Напишите ассоциации к словам: права родителей, права детей, права человека.
• Обозначьте плюсом те права, которые наиболее значимы для родителей, детей, человека.
• Найдите общие права для всех.
• Найдите отличающиеся характеристики, присущие только родителям, детям.
• Какова миссия взрослого?
• Какова миссия ребёнка?
Педагогическая задача деятельности педагога – сделать работу с родителями доступной и интересной.
Формы работы с родителями могут быть самыми разнообразными : традиционными и нетрадиционными, и те и другие включают: индивидуальные, групповые, совместные детей и родителей.
Мозговой штурм
Проект «Формирование правового сознания родителей посредством разнообразных форм и методов работы ДОУ и семьи»
План работы
1. Написать формы и методы работы с родителями на маленьких листочках, тематику (даже самые нереальные, смешные и т. д.) – 10 минут.
2. Выбрать из них наиболее понравившиеся – 5 минут.
3. Подготовить презентацию своего проекта, придумать название – 15 минут.
4. Презентация – 15 минут (все группы).
Заключение
Таким образом, мы видим, что для формирования правового сознания родителей существует множество интересных форм и методов работы и сегодня мы разработали 3 проекта, которые можно включить в свой план мероприятий по работе с родителями.
Вы сами доказали, что эти мероприятия будут интересны и педагогам, и родителям, и детям.
С помощью этих мероприятий:
• Родители станут лучше представлять психологический портрет своего ребенка, больше доверять профессионализму воспитателей и более гибко подходить к системе воспитания.
• Повысится контроль родителей над собственными эмоциями. Осознают травмирующий характер наказания.
• Большинство родителей станут отдавать предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения.
Фильм – релаксация, как одна из форм работы с родителями.
Спасибо за активное участие в работе семинара!
Успехов в работе!
-
Список используемой литературы:
1. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст]. – М. : 2002, - с. 13 – 20
2. Правовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации/ отв. ред. В. М. Сапогов. – Псков: ПОИПКРО. 2008 – 159 с.