Надежда Баева
Семинар для педагогов «Готовность к профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Работа с родителями – одно из самых сложных, но интересных направлений в психолого-педагогической деятельности. Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в тонусе, не даёт расслабиться, побуждает к совершенствованию своих личностных качеств и профессионализма.
Основанием для проведения семинара – практикума послужило желание помочь всем воспитателям конструктивно строить отношения с родителями своих воспитанников. Как часто, мы бываем беспомощны, незащищены, неумелы в общении с родителями. Иногда неадекватное поведение педагогов, особенно в критической ситуации, провоцирует на откровенную неприязнь со стороны родителей.
Публикация «Семинар для педагогов „Готовность к профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Хотя, безусловно, каждый педагог знает, как важно найти подход к родителям, настроить их на совместную деятельность, в целях оказания помощи и поддержки своим детям, так как от этого зависит успех образования в целом.
Также, очевидно, чтобы простроить с родителями конструктивно-продуктивное взаимодействие, необходимо знать и изучать психологию родителей, применять осознанно эффективные механизмы воздействия и техники общения.
Цель: Обучать способам и методам построения конструктивного диалога с родителями воспитанников.
Задачи:
1. Расширять представления об этических нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанников.
2. Познакомить со средствами выразительной речи, способствующими эффективному диалогу с родителями.
3. Обратить внимание на специфику диалогического высказывания в общении с родителями и важность построения конструктивного диалога с ними.
Методы, приемы, методики, технологии: метод демонстрации, метод проблемного изложения материала, приемы погружения в игровую ситуацию, элементы ИКТ, игровая технология, личностно-ориентированная технология.
Ход встречи:
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Практика, ориентированная на семью, не определяется, как набор форм и процедур. Скорее она требует желания придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением к семье, с необходимостью прислушиваться к родителям, учиться у них способам взаимодействия с ребенком, сотрудничать сними.
Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условия – соблюдения педагогического такта и гибкости.
Предлагаю вашему вниманию алгоритм взаимодействия с семьей:
I – стадия
Поиск контактов при встрече: воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искренне уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
II – стадия
Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.
III - стадия
Установление общих требований к воспитанию ребенка… Педагог побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
IV – стадия
Упрочение сотрудничества и достижения общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.
V – стадия
Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе на перевоспитание ребенка.
VI – стадия
Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируя процесс совместной деятельности. Эта стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических взаимодействий. Инициатором контакта является педагог.
Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения.
Итак, для налаживания сотрудничества, прежде всего, следует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями и желанию сотрудничать для благ ребенка, и значит от традиционной роли в пользу партнерской.
Традиционная роль педагога:
1. Высказывающий мудрец (вещает, указывает, как надо поступать);
2. Руководит;
3. Оценивает ребенка и предоставляет родителям информацию о его развитии;
4. Ответы на все вопросы знает сам;
5. Ставит цели развития для ребенка и группы в целом;
6. Задает родителям задания на дом;
7. Часто применяет специальные слова (термины);
8. Ожидает, что родители будут относиться к нему как знатоку – специалисту.
Педагог – партнер:
1. Гид (ведет, опираясь на инициативу участников);
2. Задает вопросы;
3. Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ними оценивает его развитие;
4. Ищет решение проблем с родителями;
5. Узнает цели и пожелания родителей в отношении их ребенка и группы в целом и добавляет к ним свои предложения;
6. Вместе с родителями обсуждает и находит те виды деятельности, которые подходят по домашним условиям и стилю жизни;
7. Говорит так, чтобы родителям было понятно;
8. Помогает родителям оценить свои силы и знания, убедиться в правильности своих действий. Готов не только учить, но и учиться у родителей.
Для совершенствования форм взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного учреждения, необходимо учитывать современные условия сотрудничества. Предлагаю на рассмотрение 3 модели:
Вовлечение родителей в единое образовательное пространство, я считаю, целесообразно начать взаимодействие с повышением правовой культуры родителей, где предусмотрены изучение: Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка; изучение «Закона об образовании»; Билль о правах ребенка; далее предусмотрено повышение педагогической культуры родителей, где предусмотрены: знакомство с современными системами семейного воспитания; изучение закономерностей развития ребенка; содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям; пропаганда здорового образа жизни. И последнее, вовлечение родителей в единое образовательное пространство детский сад – семья, где в основе ребенок.
В завершении выступления в плане совершенствования общения педагога с родителями я предлагаю деловую игру, где вы должны определить функции семьи и дошкольного учреждения.
Деловая игра «Родители обязаны, педагоги должны».
Наша деловая игра будет состоять из 3 частей. Первая часть нашей игры
I. «Разминка». Уважаемые коллеги, я для вас подготовили вопросы, на которые мы с вами попробуем ответить.
1 вопрос: - Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка? (семье);
2. В каких областях знаний должен быть компетентен (силен) педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика);
3. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон об образовании, Конвенция о правах ребенка, семейный кодекс);
4. Назовите методы изучения семьи (анкетирование, тестирование, беседы, патронаж, наблюдения за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение»);
5. Что такое анкетирование? Назовите положительные стороны анкетирования.
II. «Решение педагогической ситуации». Нам нужно будет разобрать типичные ситуации общения педагогов с родителями воспитанников. Мы зачитаем проблемные ситуации и вместе с вами попробуем их разрешить.
- Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги».
- Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.
- Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. На утверждение воспитателя, о необходимости соблюдения режима дня детского сада, родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им удобно.
- Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого, грубо отвечает, что это его личное дело.
III. «Копилка идей». В «Копилке идей» поставлены вопросы, касающиеся двух сторон: родителей и дошкольного учреждения. Вы должны определить, что обязаны родители, и что должны педагоги.
- Являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (ст. 18 закона «Об образовании») - родители;
- Несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка (СК РФ, ст. 61) - родители;
- Обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья детей - педагоги;
- Обязаны обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию (СК РФ, ст. 65) - родители;
- Осуществление необходимой коррекции отклонения в развитии ребенка-
педагоги;
- Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития
ребенка – педагоги;
- Несут обязанности и ответственность за воспитание, и развитие ребенка (СК РФ, ст. 61) – родители;
- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям - педагоги;
- Обязаны воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию (СК РФ, ст. 65) – родители.
Итак, сегодня мы поговорили о том, за что отвечают родители и дети учреждения. Мы думаем, что совместная работа педагогов и родителей принесет положительный результат в воспитании детей. Между детским садом и семьей должна быть тесная связь, потому что родители обязаны, а педагоги должны.
Используемая литература:
1. С. В. Глебова «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия»
2. Лидия Свирская «Работа с семьей: необязательные инструкции»