МААМ-картинки

Семинар для педагогов «Готовность к профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников»

Надежда Баева
Семинар для педагогов «Готовность к профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность:

Работа с родителями – одно из самых сложных, но интересных направлений в психолого-педагогической деятельности. Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в тонусе, не даёт расслабиться, побуждает к совершенствованию своих личностных качеств и профессионализма.

Основанием для проведения семинара – практикума послужило желание помочь всем воспитателям конструктивно строить отношения с родителями своих воспитанников. Как часто, мы бываем беспомощны, незащищены, неумелы в общении с родителями. Иногда неадекватное поведение педагогов, особенно в критической ситуации, провоцирует на откровенную неприязнь со стороны родителей.

Публикация «Семинар для педагогов „Готовность к профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников“» размещена в разделах

Хотя, безусловно, каждый педагог знает, как важно найти подход к родителям, настроить их на совместную деятельность, в целях оказания помощи и поддержки своим детям, так как от этого зависит успех образования в целом.

Также, очевидно, чтобы простроить с родителями конструктивно-продуктивное взаимодействие, необходимо знать и изучать психологию родителей, применять осознанно эффективные механизмы воздействия и техники общения.

Цель: Обучать способам и методам построения конструктивного диалога с родителями воспитанников.

Задачи:

1. Расширять представления об этических нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанников.

2. Познакомить со средствами выразительной речи, способствующими эффективному диалогу с родителями.

3. Обратить внимание на специфику диалогического высказывания в общении с родителями и важность построения конструктивного диалога с ними.

Методы, приемы, методики, технологии: метод демонстрации, метод проблемного изложения материала, приемы погружения в игровую ситуацию, элементы ИКТ, игровая технология, личностно-ориентированная технология.

Ход встречи:

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Практика, ориентированная на семью, не определяется, как набор форм и процедур. Скорее она требует желания придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением к семье, с необходимостью прислушиваться к родителям, учиться у них способам взаимодействия с ребенком, сотрудничать сними.

Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условия – соблюдения педагогического такта и гибкости.

Предлагаю вашему вниманию алгоритм взаимодействия с семьей:

I – стадия

Поиск контактов при встрече: воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искренне уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

II – стадия

Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

III - стадия

Установление общих требований к воспитанию ребенка… Педагог побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

IV – стадия

Упрочение сотрудничества и достижения общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

V – стадия

Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе на перевоспитание ребенка.

VI – стадия

Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируя процесс совместной деятельности. Эта стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических взаимодействий. Инициатором контакта является педагог.

Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения.

Итак, для налаживания сотрудничества, прежде всего, следует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями и желанию сотрудничать для благ ребенка, и значит от традиционной роли в пользу партнерской.

Традиционная роль педагога:

1. Высказывающий мудрец (вещает, указывает, как надо поступать);

2. Руководит;

3. Оценивает ребенка и предоставляет родителям информацию о его развитии;

4. Ответы на все вопросы знает сам;

5. Ставит цели развития для ребенка и группы в целом;

6. Задает родителям задания на дом;

7. Часто применяет специальные слова (термины);

8. Ожидает, что родители будут относиться к нему как знатоку – специалисту.

Педагог – партнер:

1. Гид (ведет, опираясь на инициативу участников);

2. Задает вопросы;

3. Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ними оценивает его развитие;

4. Ищет решение проблем с родителями;

5. Узнает цели и пожелания родителей в отношении их ребенка и группы в целом и добавляет к ним свои предложения;

6. Вместе с родителями обсуждает и находит те виды деятельности, которые подходят по домашним условиям и стилю жизни;

7. Говорит так, чтобы родителям было понятно;

8. Помогает родителям оценить свои силы и знания, убедиться в правильности своих действий. Готов не только учить, но и учиться у родителей.

Для совершенствования форм взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного учреждения, необходимо учитывать современные условия сотрудничества. Предлагаю на рассмотрение 3 модели:

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство, я считаю, целесообразно начать взаимодействие с повышением правовой культуры родителей, где предусмотрены изучение: Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка; изучение «Закона об образовании»; Билль о правах ребенка; далее предусмотрено повышение педагогической культуры родителей, где предусмотрены: знакомство с современными системами семейного воспитания; изучение закономерностей развития ребенка; содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям; пропаганда здорового образа жизни. И последнее, вовлечение родителей в единое образовательное пространство детский сад – семья, где в основе ребенок.

В завершении выступления в плане совершенствования общения педагога с родителями я предлагаю деловую игру, где вы должны определить функции семьи и дошкольного учреждения.

Деловая игра «Родители обязаны, педагоги должны».

Наша деловая игра будет состоять из 3 частей. Первая часть нашей игры

I. «Разминка». Уважаемые коллеги, я для вас подготовили вопросы, на которые мы с вами попробуем ответить.

1 вопрос: - Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка? (семье);

2. В каких областях знаний должен быть компетентен (силен) педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика);

3. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон об образовании, Конвенция о правах ребенка, семейный кодекс);

4. Назовите методы изучения семьи (анкетирование, тестирование, беседы, патронаж, наблюдения за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение»);

5. Что такое анкетирование? Назовите положительные стороны анкетирования.

II. «Решение педагогической ситуации». Нам нужно будет разобрать типичные ситуации общения педагогов с родителями воспитанников. Мы зачитаем проблемные ситуации и вместе с вами попробуем их разрешить.

- Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги».

- Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

- Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. На утверждение воспитателя, о необходимости соблюдения режима дня детского сада, родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им удобно.

- Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого, грубо отвечает, что это его личное дело.

III. «Копилка идей». В «Копилке идей» поставлены вопросы, касающиеся двух сторон: родителей и дошкольного учреждения. Вы должны определить, что обязаны родители, и что должны педагоги.

- Являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (ст. 18 закона «Об образовании») - родители;

- Несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка (СК РФ, ст. 61) - родители;

- Обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья детей - педагоги;

- Обязаны обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию (СК РФ, ст. 65) - родители;

- Осуществление необходимой коррекции отклонения в развитии ребенка-

педагоги;

- Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития

ребенка – педагоги;

- Несут обязанности и ответственность за воспитание, и развитие ребенка (СК РФ, ст. 61) – родители;

- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям - педагоги;

- Обязаны воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию (СК РФ, ст. 65) – родители.

Итак, сегодня мы поговорили о том, за что отвечают родители и дети учреждения. Мы думаем, что совместная работа педагогов и родителей принесет положительный результат в воспитании детей. Между детским садом и семьей должна быть тесная связь, потому что родители обязаны, а педагоги должны.

Используемая литература:

1. С. В. Глебова «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия»

2. Лидия Свирская «Работа с семьей: необязательные инструкции»

Публикации по теме:

Активизация мыслительной деятельности детей в процессе ознакомления с природой Из опыта работы воспитателя по познавательно-речевому развитию. Если в процесс организации работы по совершенствованию умственного воспитания.

Плавание в системе работы по формированию у детей здорового образа жизни в ДОУ и семье Вряд ли можно найти родителей, педагога, который не хотел бы вырастить своих детей, воспитанников здоровыми, ловкими, умелыми, красивыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Готовность к профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников»
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 11:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов «Готовность к профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Баева (УИ 88741) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД