МААМ-картинки

Семинар для педагогов «Использование технологий проектирования в интеллектуальном развитии дошкольников»

Светлана Валентиновна Варкентин
Семинар для педагогов «Использование технологий проектирования в интеллектуальном развитии дошкольников»

Семинар для педагогов «Использование технологий проектирования в интеллектуальном развитии дошкольников».

Автор: Варкентин Светлана Валентиновна

педагог – психолог МАДОУ ЦРР д/с № 131

г. Калининград

Структура семинара.

1. Пре – тест (саморефлексия).

2. Информационная часть:

Публикация «Семинар для педагогов „Использование технологий проектирования в интеллектуальном развитии дошкольников“» размещена в разделах

Традиции исследования интеллекта и интеллектуального развития личности в трудах зарубежных исследователей А. Бине, Ч. Спирмена, Дж. Гилфорда, Ж. Годфруа, Ж. Пиаже и др.

Проблема онтогенеза интеллекта в работах отечественных ученых Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Л. А. Венгер и др.

Педагогическое проектирование интеллектуального развития дошкольников. Понятие «педагогическая технология» Г. Ю. Ксензовой.

Структурирование, алгоритмизация действий педагога.

Формы организации интеллектуальной деятельности детей.

Свойства педагогической технологии проектирования интеллектуального развития дошкольников; функции взаимодействия.

Условия эффективности реализации любой технологии.

3. Практический инструментарий. Вариант организации педагогом интеллектуальной деятельности формально – символического содержания на математическом занятии с использованием приема «декодирование информации». Рекомендации педагогам в реализации педагогических технологий проектирования.

4. После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.

Пре – тест, после – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.

1. Интеллектуальное развитие.

2. Интеллектуальные способности.

3. Педагогическая технология.

4. Интеллектуальная компетентность ребенка.

5. Алгоритмизация действий педагога.

Ключевые слова и выражения.

Интеллектуальное развитие – динамическая система качественных и количественных изменений, которые происходят в психической деятельности в связи с возрастом и обогащением жизненного опыта.

Интеллектуальные способности – свойства интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности в тех или иных конкретных ситуациях с точки зрения скорости и правильности переработки информации в условиях задач, разнообразия и оригинальности идей, темпа и качества обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания. (М. А. Холодная).

Педагогическая технология – такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в нее действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный и прогнозируемый характер. (Г. Ю. Ксензова).

Под интеллектуальной компетентностью дошкольника мы подразумеваем :

1. мыслительную активность;

2. способность устанавливать причинно – следственные связи в разных сферах жизни и речевого планирования;

3. владение способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности;

4. способность видеть общее в единичном явлении и находить адекватный способ решения новых задач своей деятельности.

Алгоритмизация действий педагога :

1. этап – диагностико – организационный. (изучение возрастных, психо – физиологических особенностей интеллектуального развития детей);

2. этап – оперативно – прогностический (определение индивидуального маршрута развития каждого ребенка, прогнозирование ожидаемого результата);

3. этап – превентивный (организация коррекционно – развивающей работы с детьми.

Формы организации интеллектуальной деятельности детей.

интеллектуальная деятельность на занятиях;

интеллектуальная деятельность вне занятий, в повседневной жизни;

самостоятельная поисково – исследовательская интеллект. деят – ть;

самостоятельная интеллектуально – творческая игровая деят – ть.

4. этап – контрольно – диагностический (повторное обследование детей,

динамика развития).

Свойсва педагогической технологии : многогранность, вариативность, адаптивность,гибкость.

Используемые функции взаимодействия с детьми: побуждающая, стимулирующая, аппелирующая, организующая, направляющая, активизирующая, регулирования.

Психолого – педагогические условия реализации пед. технологии : личностно – ориентированное взаимодействие, учет индивидуальных особенностей, построение предметно – игровой развивающей среды, учет динамики развития, своевременная корректировка развития, обеспечение средств, предоставление детям свободы выбора, уважение к мнению ребенка, мотивация благополучия, привитие «вкуса успеха», вовлечение в коллективный поиск нестандартных подходов к решению задач.

Рекомендации педагогам в реализации педагогических технологий :

инициирование естественного наращивания каждым ребенком своего «ментального» (по М. А. Холодной) опыта, т. е. системы индивидуальных интеллектуальных ресурсов;

применение занимательных методов организации их деятельности: проблемных, частично – поисковых, исследовательских, информационных, креативных, эвристических, через приемы:

1. выполнение детьми индивидуально – творческих, занимательных и программированных заданий на игровом материале;

2. моделирование и схематизация, кодирование и декодирование информации;

3. проблемно – поисковые и эвристические ситуации, создаваемые воспитателем;

4. постановка вопросов причинно – следственного характера и вопросов, предполагающих рассуждение;

5. додумывание сказок, сочинение стихотворений на основе зрительно представленного алгоритма;

6. игровые тренинги мышления, «разминка для ума»;

7. коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество;

8. диалектическое общение, диалектические беседы;

9. побуждение детей к постановке ими проблемных вопросов;

10. инициирование самостоятельных открытий детьми;

11. совместное со взрослыми и самостоятельное детское экспериментирование;

12. решение изобретательских задач;

13. разыгрывание повседневных бытовых ситуаций.

Решение арифметической задачи, заключенной в стихотворении с помощью создания моделирующих карточек.

Цель: предпринять попытку самостоятельного создания детьми моделирующих карточек к стихотворению – задаче, развитие у детей таких интеллектуальных способностей, как вербальная гибкость, оперативная память, символическое опосредование, креативность, система логических операций.

- Ребята, сегодня в нашем клубе собрались молодые, но очень талантливые ученые – это мы с вами.

- Именно такие как мы – обычные люди, давным – давно изобрели электричество, и у нас везде горит свет; самолеты – и мы легко преодолеваем огромные пространства с одного конца нашей огромной страны на другой; стиральные машины, которые стирают сами, а мы в это время занимаемся своими любимыми делами. Лифт помогает нам подняться на самый высокий этаж, утюг разгладит любую одежду, машины перевезут любой груз…И много другой полезной техники окружает нас.

- И сегодня мы с вами сами попробуем разработать для наших младших товарищей технологию разучивания стихотворения и решения арифметических задач.

- Перед вами рисунок дома, рассмотрите его (дети рассматривают рисунок)

- А теперь послушайте пожалуйста стихотворение – загадку:

Я рисую кошкин дом,

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху еще окно, чтобы не было темно.

Сосчитай окошки в домике у кошки.

- Наша с вами задача – составить карточки – модели к стихотворению для его лучшего запоминания.

- Кто запомнил первую строчку стихотворения?

- Я рисую кошкин дом. В нем 4 слова. Нам необходимо взять 4 карточки и придумать модель для каждого слова.

- Первое слово «Я», и его мы можем записать? Правильно – буквой «Я».

- Запишите пожалуйста на своей первой карточке букву «Я».

- Второе слово «рисую». Какую модель мы придумаем к слову «рисую»? Подумайте,чем мы можем рисовать (дети перечисляют). Нарисуйте свою модель к слову «рисую».

- 3 слово «кошкин». Какой символ предложат нам Саша с мамой? А кто думает по – другому? (дети рисуют мордочку кошки)

- И 4 слово первого предложения – «дом». Ну, конечно же мы нарисуем на 4 карточке силуэт дома.

И так составляются модели ко всем словам в стихотворении. А затем по моделирующим карточкам читаем все вместе стихотворение – задачу и решаем.

Рекомендуемая литература.

1. Берулава М. И. Гуманизация образования: направления и проблемы. Педагогика. 2000.

2. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютера. М. ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.

3. Ксензова Г. Ю. Перспективные технологии. Пед. общество России. М., 2000.

4. Монахов В. М. Педагогическое проектирование. // Школьные технологии. 2001.№ 5.

5. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического материала. М., 2005.

6. Холодная М. А. Психология интеллекта. СПб: Питер, 2002.

Публикации по теме:

Дорожно-методическое объединениеДорожно-методическое объединение На базе нашего дошкольного учреждения прошел семинар «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Использование технологий проектирования в интеллектуальном развитии дошкольников»
Опубликовано: 20 декабря 2013 в 00:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД