Получи документы

Консультация для педагогов «Развитие диалогической речи в общении, игры»

Ольга Гусева
Консультация для педагогов «Развитие диалогической речи в общении, игры»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по развитию диалогической речи.

Задачи:

1. Освежить знания педагогов о методах и приемах развития свободного общения у детей со взрослыми и сверстниками, приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения.

2. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование практических умений при обучении детей строить диалог.

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие диалогической речи в общении, игры“» размещена в разделах

Прежде, чем мы начнём наш семинар, предлагаю вам поиграть в игру. «Чудесный мешочек» Педагог достаёт предмет из мешочка и спрашивает: «Что это?» (педагоги отвечают на вопрос).

В результате проведенной игры, можно сделать вывод, что диалог (слайд 2) – это в первую очередь общение, разговор, беседа, когда беседуют два или несколько партнеров на какую либо тему.

Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие с партнером, при котором они уважают друг в друге личность, это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания. А главное — это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности.

Диалогическая форма общения наиболее естественна и привычная — не дана человеку от рождения. Ее осваивают так же, как и любой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнером — носителем коммуникативной культуры. Многие специалисты (В. И. Яшина, А. А. Павлова, Н. М. Юрьева и др.) пришли к выводу, что диалогу нужно учить. Диалог — это не просто бытовой ситуативный разговор, а богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид личностного взаимодействия, содержательное общение.

Выделяются две основные сферы общения дошкольников(слайд 3) — со взрослыми и со сверстниками. Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым. Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.

Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. В этом случае главным в общении являются понимание, признание и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность.

Важно помнить, что воспитатель занимает особое место в жизни ребенка. А. Н. Леонтьев причислял воспитателя к малому, интимному кругу общения ребенка, обращал внимание на то, как своеобразно отношение детей к воспитателю, как необходимо им его внимание и как часто они прибегают к его посредничеству в своих отношениях друг с другом. При доверительных отношениях с воспитателем дети даже чаще, чем родителям, рассказывают ему о своих переживаниях.

Воспитатель разговаривает с детьми по любому удобному поводу, в разное время. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чем-то. Речь воспитателя может быть оформлена по-разному: и в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений. Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные – воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов.

А опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками.

Чему мы учим ребёнка, развивая умение общаться в диалоге: (сначала спросить у педагогов) (слайд 4)

соблюдать очередность в разговоре;

выслушивать собеседника, не перебивать его;

поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;

не говорить с полным ртом;

умения пользоваться в диалоге различными видами реплик: (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями;

говорить спокойно, доброжелательным тоном.

Для формирования у детей диалогической речи применяются разнообразные методы и приемы: (можно сначала спросить у педагогов, какие они знают) (слайд 5)

1. Беседы (слайд 6)

вводные беседы, предшествующие экскурсиям и наблюдениям, подготавливающие восприятие,

обобщающие, в ходе их воспитатель закрепляет знания об окружающем, о природе, общественной жизни и т. д.,

светская беседа, т. е. свободный диалог на личностно занимаемые, социальные темы, свободный обмен мыслями и чувствами, при этом взрослый занимает позицию не над ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника, партнера. Это могут быть беседы, связанные с личным опытом детей, с яркими впечатлениями из жизни, рассказы о неожиданных встречах в природе, об интересных случаях из жизни, о детских забавах и развлечениях, о новогодних подарках и т. д.

Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.

В младшей группе круг разговоров связан с тем, что окружает детей, что они непосредственно наблюдают; с игрушками, транспортом, улицей, семьей.

В средней и старших группах тематика разговоров расширяется за счет новых знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения. С ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей.

Беседы бывают индивидуальные и коллективные.

Предлагаем разыграть ситуацию индивидуального разговора: застенчивый и молчаливый ребёнок принёс в группу своего зайчика. Воспитателю надо вовлечь ребёнка в беседу. (пригласить педагогов младших групп)

Предлагаем разыграть ситуацию коллективного разговора: беседа воспитателя и детей после посещения прачечной детского сада. (пригласить одного педагога старшей или подготовительной группы)

2. (Слайд 7) Совместное рассказывание, совместное словесное творчество, как метод развития диалогической речи.

В совместном со взрослым рассказывании используется следующий прием: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог.

3. (Слайд 8) Совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд предоставляют широкие возможности для налаживания диалогического общения детей. И даже тогда, когда ребенок выполняет индивидуальную работу, он комментирует свои действия, обращается к соседям с восклицанием, возгласами, выражая широкую палитру чувств и находя отклик в виде аналогичных проявлений партнера.

4. (Слайд 9) Театрализованные игры (игры – драматизации, инсценировки, которые развивают интонационную выразительность, совершенствуют эмоциональность речи, обогащают словарь, формируют грамматический строй, активизируют речевую деятельность ребенка в целом. Сначала ребенку предлагается внимательно прослушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора. Ряд диалогов имеет в своем составе слова, которые могут быть незнакомы или непонятны ребенку (например, «вязанка», «хворост» и т. д.) - значение этих слов необходимо уточнить. Затем диалог нужно выучить. Далее идет распределение ролей между детьми или между ребенком и взрослым.

Особое внимание следует уделить не механическому заучиванию и воспроизведению диалога, а характеру высказывания: каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно окрашивая свою речь нотками удивления, восхищения, изумления, недоумения, возмущения и т. п., повышая или понижая тон голоса, добиваясь полнозвучного яркого звучания текста. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Садовник», «Король», «Серый волк» и др.

Предлагаем обыграть потешку по ролям «Кисонька мурысонька» (слайд 10)

5.(слайд 11) Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения со сверстниками в том случае, если при организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом (лото, домино, разрезные картинки и т. д.). Дидактические игры, организованные парами требуют соблюдение игровых правил: очередность игровых и речевых действий; умение слушать партнера; задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Позже дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: вишня - это фрукт? Кукуруза - это овощ? Телевизор - это мебель?

Пример «Найди пару».

На начальном этапе обучения воспитатель является ведущим в игре. Детям раздаются картинки (сначала по две, затем по 3-4, а у ведущего остаются парные к ним картинки. Ведущий спрашивает, например: «У кого шарик?». Ребёнок, у которого есть такая же

картинка поднимает её вверх, озвучивая действие ответом: «У меня шарик». Наглядный материал в данной игре разнообразен, поэтому круг

вопросов может быть широким. Можно задавать вопросы о цвете, форме, назначении, о деталях предмета. Данная игра способствует работе над усложнением синтаксических конструкций (однословные ответы, двухсловные предложения, предложения из 3-5 слов).

Данная игра может строиться по принципу «маленький учитель». Когда дети

приобретают навык самостоятельной игры, воспитатель уступает им место ведущего. Таким образом формируется диалог между детьми.

Предложить поиграть в игру : «Любимое место города» один игрок сообщает, что ему очень нравится одно из зданий города (или один из памятников, затем описывает, как выглядит эта достопримечательность, остальные высказывают свои догадки, в случае необходимости уточняют какие-либо детали и стараются угадать, о какой достопримечательности идет речь.

6. (слайд 12) Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Диалогическое общение, когда дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Диалогическое общение развивается в творческой игре не в результате обучения взрослого, а в результате саморазвития. Дети, увлеченные игрой, сами осваивают новые средства и способы общения, которых им недостает, в которых они испытывают нужду. Поэтому развивать диалогическое общение в сюжетно-ролевой игре можно, но не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, обогащение знаний детей об окружающем (прежде всего о социальных отношениях, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера. По наблюдениям в играх с куклами дети проявляют больше самостоятельности и больше говорят, обращаясь к партнеру по игре.

7. (слайд 13) Литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Чтение стихов по ролям – один из методов подобного плана. Подбирая для этого стихи, потешки с различными функциональными репликами, педагог способствует усвоению разнообразия этих реплик. Диалоги с использованием вопросов и ответов представлены во множестве стихотворных произведений для детей. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации. Поддержанию темы разговора, развитию его логики учат многие произведения фольклора, построенные в виде разговора.

Диалог для ребёнка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он, по существу, является основой развивающейся личности. Через диалог дети усваивают грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпают полезную информацию. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми диалог требует от ребенка особых социально – речевых умений, освоение которых происходит постепенно.

Особенности диалогической речи изучались целым рядом исследователей: Д. Б. Элькониным, А. Г. Рузской, Т. Слама-Казаку, которые отмечают, что основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний являются подготовительными этапами.

Прежде чем приступить непосредственно к работе с детьми в детском саду по повышению диалогических навыков и умений,

нужно создать необходимые педагогические условия: (слайд 14)

организовать пространство для общения, где дети имели бы возможность объединиться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятии;. Поэтому кроме просторной групповой комнаты создаются мини-театр, мини-библиотека, уголок для свободной изодеятельности, уголок конструирования и т. д.

пополняются и обновляются игровые зоны необходимым игровым материалом;

создавать доброжелательную атмосферу в группе.

Овладение речью – важнейшая сторона развития дошкольника, связанная со всеми линиями его психического развития. Школой усвоения всех сторон речи для детей является диалогическая речь.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры для развития диалогической речи старших дошкольников Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть.

Развитие диалогической речи в разных видах деятельности «Развитие диалогической речи в разных видах деятельности» 1. Разговор с детьми – основной путь формирования диалогической речи. 2. Беседа.

Картотека игр и упражнений на развитие связной диалогической речи дошкольников Гуси-гуси. Отмечается место – дом гусей. «Гуси» гуляют на «лужайке». Воспитатель Гуси-гуси! Дети Га-га-га! Воспитатель Есть хотите? Дети.

Консультация для педагогов «Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников» Нельзя представить современную жизнь современного ДОУ без тесных контактов с родителями. У педагогов и родителей единые задачи: сделать.

Консультация для педагогов «Развитие диалогической речи детей с ОНР. Дидактические игры и приемы» Проблема формирования связной диалогической речи детей остается одной из актуальных, поскольку речь, являясь средством общения и орудием.

Консультация для педагогов «Развитие речи»Консультация для педагогов «Развитие речи» нимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются.

Консультация для родителей. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста Консультация для родителей. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста Принято считать, что после трех лет речь.

Методическая разработка. Консультация для родителей «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста Принято считать, что после трех лет речь ребенка.

Презентация «Развитие диалогической речи у дошкольников» Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание.

Семинар-практикум для педагогов «Развитие диалогической речи детей с помощью стихотворных упражнений» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по развитию диалогической речи. Задачи: 1. Освежить знания педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие диалогической речи в общении, игры»
Опубликовано: 4 мая 2019 в 09:07
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД