МААМ-картинки

Семинар для педагогов «Воспитателю о личностном общении (мудрость повседневных контактов)»

Светлана Валентиновна Варкентин
Семинар для педагогов «Воспитателю о личностном общении (мудрость повседневных контактов)»

Основы педагогического мастерства (спецкурс).

Семинар для педагогов «Воспитателю о личностном общении»

(мудрость повседневных контактов) № 3.

Автор: Варкентин Светлана Валентиновна

педагог – психолог МАДОУ ЦРР д/с № 131

г. Калининград

Структура семинара.

1. Пре – тест (саморефлексия).

2. Информационная часть:

Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы ДОУ.

Публикация «Семинар для педагогов „Воспитателю о личностном общении (мудрость повседневных контактов)“» размещена в разделах

«Портрет современного ребенка». Принципы воспитания современных детей.

Факторы риска психологического здоровья детей.

Исследование и формирование личности ребенка на основе перестройки собственных стереотипов общения с ним.

Стили педагогического общения, их влияние на благоприятный психологический комфорт в группе (авторитарный, либерально – попустительский, демократичный).

Модели взаимодействия: невмешательства, учебно – дисциплинарная, личностно–ориентированная.

3. Практический инструментарий: диагностический инструментарий по определению типа ориентированности педагогов на ту или иную модель взаимодействия с детьми (на уровне сознания, на уровне поведения и реального взаимодействия с детьми); памятки «Стили общения», «Модели взаимодействия», упражнения на саморегуляцию для педагога, психолого – речевые настройки, рефлексия «Свободный отчет».

4. После – тест (саморефлексия). Ценность приобр. опыта.

Пре – тест, после – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.

1. Психологическое здоровье по Дубровиной.

2. Уровни состояния психологического здоровья ребенка: креативный, адаптивный, дезадаптивный.

3. Факторы риска психологического здоровья детей: средовые, субьективные.

4. Стили педагогического общения : авторитарный, либеральный (попустительский, демократический.

5. Модели взаимодействия: невмешательства, учебно – дисциплинарная модель, личностно – ориентированная.

6. Речевые настройки…

Смысловая ситуация (метафоры, используемая литература: см. Семинар «Воспитателю о личностном общении» №1.

Ключевые слова и выражения.

В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психологическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье».

Термин «Психологическое здоровье» (ПС) был введен в научный лексикон не так давно Дубровиной, которая считает, что ПС является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.

Мини – дискуссия: «Что характеризует, по – вашему психологически здорового человека? (ответы участников семинара). Ключевое слово – гармония между различными аспектами : эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Уровни психологического здоровья ребенка.

1. Высокий уровень – креативный: дети с устойчивой адаптацией к среде, с наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности (не требуют психологической помощи).

2. Средний уровень – адаптивный: дети в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность.

3. Низкий уровень - дезадаптивный: дети, чей стиль поведения характеризуется прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям; или наоборот – подчинить окружение своим потребностям (требуют индивид. психологической помощи).

Факторы риска психологического здоровья детей:

Средовые (все, что окружает ребенка);

Субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

Мини – тест: «Что можно отнести к средовым и субъективным факторам?» (ответы участников семинара).

Упражнение «Психологический портрет современного дошкольника»

Анализ данных психологических исследований по организации взаимодействия педагогов с детьми показал, что прежде всего и чаще всего воспитатель использует такие методы воздействия как: наказание (20%, нотацию (22%, требование (18%, замечание (12%, грубую оценку (14%).Такие средства, методы и приемы воздействия, которые бы служили гуманизации педагогического процесса, применяются крайне редко. Наметившиеся в настоящее время новые подходы к проблеме развития личности ребенка, направлены в принципе против тенденциозности, формализма, морализирования.

Формирование личности ребенка возможно лишь на основе перестройки собственных стереотипов общения с ним!

Прежде, чем воспитывать ребенка, надо установить с ним контакт. Иначе процесс воспитания не осуществим, поскольку в этом случае мы имеем дело либо с учебно – дисциплинарной моделью взаимодействия с ребенком (стиль – авторитарный, либо с моделью «невмешательства» (стиль – либерально – попустительский).

Альтернативу этим моделям составляет личностно – ориентированная модель взаимодействия с детьми (стиль демократический). (По В. А. Петровскому)

Цель: обеспечить чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Знания, умения и навыки – не цель, а средство полноценного развития личности.

Способы общения : понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности к децентрации – умении встать на позицию другого.

Понимание – умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

Принятие – безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание уникальности.

Признание – это прежде всего, право голоса ребенка в решении тех или иных проблем.

Упражнения «Звезда», «Подкрепление», «Часы», «Самопознание» и др. помогут осознать и прочувствовать смысл всех трех способов общения, позволят получить собственный опыт адекватного восприятия позиции педагога. (См. практические семинары и тренинги для педагогов. Е. В. Шитова).

Тактика общения : сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей; динамика стилей общения с ребенком.

Личностная позиция педагога : исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития; взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Практическая часть.

Упражнения на саморегуляцию для педагогов.

1. Экспресс – прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге.

Сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме: 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. (3 раза).

2. Экспресс – прием через напряжение.

Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления.

Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.

После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.

Рефлексия «Свободный отчет».

Участники семинара продолжают фразы :

Я благодарен семинару…

Я благодарен ведущему…

Я благодарен группе…

Я благодарен себе…

Приложение [/i]№1

Диагностический инструментарий по определению типа ориентированности педагогов на ту или иную модель взаимодействия с детьми (на уровне сознания и на уровне поведения и реального взаимодействия с детьми).

Методика №1.

Уважаемый педагог!

Вашему вниманию предлагаются утверждения, касающиеся процесса воспитания и обучения дошкольников. Если Вы полностью согласны с тем или иным утверждением, поставьте напротив него балл «5». Если Вы согласны в большей степени, чем не согласны – балл «4». Если согласны и не согласны в равной степени – балл «3». Если в большей степени не согласны, чем согласны – балл «2». И, если полностью не согласны, поставьте балл «1».

Благодарим Вас!

1. Строгий педагог лучше, чем не строгий –

2. Педагог – главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы –

3. На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено педагогом –

4. Послушание детей – заслуга педагога –

5. Ребенок подобен глине, из него можно лепить все, что угодно

6. Основная цель педагога – реализовать требования программы воспитания и обучения детей –

7. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя

8. Центральная задача учебно – воспитательной работы – вооружение детей знаниями, умениями и навыками –

9. Главное в работе педагога – добиться исполнительности детей

10. Воспитание – прежде всего это требовательность к детям –

11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам –

12. Хорошая дисциплина – залог успеха в воспитании и обучении

13. Наказание – не лучшая форма воспитания, но оно необходимо

14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле-

Обработка результатов проводится следующим образом: полученные результаты складываются, итоговый балл характеризует степень выраженности ориентированности педагога на Д или Л модель взаимодействия с детьми.

48 баллов и выше – выраженная ориентированность на Д модель взаимодействия.

43 – 47 баллов – умеренная ориентированность на Д модель.

38 – 42 баллов – умеренная ориентированность на Л модель.

37 баллов и ниже –выраженная ориентированность на Л модель.

Публикации по теме:

Педагогический совет «В мире прекрасного» Педагогический совет проходил при свечах. Романсы звучали в исполнении педагогов МАДОУ "Детский сад " 5 "Колокольчик"" Прилагаю протокол.

План методической недели .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Воспитателю о личностном общении (мудрость повседневных контактов)»
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 22:19
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД