Светлана Валентиновна Варкентин
Семинар для педагогов «Воспитателю о личностном общении (мудрость повседневных контактов)»
▼ Скачать + Заказать документы
Основы педагогического мастерства (спецкурс).
Семинар для педагогов «Воспитателю о личностном общении»
(мудрость повседневных контактов) № 3.
Автор: Варкентин Светлана Валентиновна
педагог – психолог МАДОУ ЦРР д/с № 131
г. Калининград
Структура семинара.
1. Пре – тест (саморефлексия).
2. Информационная часть:
Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы ДОУ.
Публикация «Семинар для педагогов „Воспитателю о личностном общении (мудрость повседневных контактов)“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
«Портрет современного ребенка». Принципы воспитания современных детей.
Факторы риска психологического здоровья детей.
Исследование и формирование личности ребенка на основе перестройки собственных стереотипов общения с ним.
Стили педагогического общения, их влияние на благоприятный психологический комфорт в группе (авторитарный, либерально – попустительский, демократичный).
Модели взаимодействия: невмешательства, учебно – дисциплинарная, личностно–ориентированная.
3. Практический инструментарий: диагностический инструментарий по определению типа ориентированности педагогов на ту или иную модель взаимодействия с детьми (на уровне сознания, на уровне поведения и реального взаимодействия с детьми); памятки «Стили общения», «Модели взаимодействия», упражнения на саморегуляцию для педагога, психолого – речевые настройки, рефлексия «Свободный отчет».
4. После – тест (саморефлексия). Ценность приобр. опыта.
Пре – тест, после – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.
1. Психологическое здоровье по Дубровиной.
2. Уровни состояния психологического здоровья ребенка: креативный, адаптивный, дезадаптивный.
3. Факторы риска психологического здоровья детей: средовые, субьективные.
4. Стили педагогического общения : авторитарный, либеральный (попустительский, демократический.
5. Модели взаимодействия: невмешательства, учебно – дисциплинарная модель, личностно – ориентированная.
6. Речевые настройки…
Смысловая ситуация (метафоры, используемая литература: см. Семинар «Воспитателю о личностном общении» №1.
Ключевые слова и выражения.
В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психологическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье».
Термин «Психологическое здоровье» (ПС) был введен в научный лексикон не так давно Дубровиной, которая считает, что ПС является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.
Мини – дискуссия: «Что характеризует, по – вашему психологически здорового человека? (ответы участников семинара). Ключевое слово – гармония между различными аспектами : эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Уровни психологического здоровья ребенка.
1. Высокий уровень – креативный: дети с устойчивой адаптацией к среде, с наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности (не требуют психологической помощи).
2. Средний уровень – адаптивный: дети в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность.
3. Низкий уровень - дезадаптивный: дети, чей стиль поведения характеризуется прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям; или наоборот – подчинить окружение своим потребностям (требуют индивид. психологической помощи).
Факторы риска психологического здоровья детей:
Средовые (все, что окружает ребенка);
Субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
Мини – тест: «Что можно отнести к средовым и субъективным факторам?» (ответы участников семинара).
Упражнение «Психологический портрет современного дошкольника»
Анализ данных психологических исследований по организации взаимодействия педагогов с детьми показал, что прежде всего и чаще всего воспитатель использует такие методы воздействия как: наказание (20%, нотацию (22%, требование (18%, замечание (12%, грубую оценку (14%).Такие средства, методы и приемы воздействия, которые бы служили гуманизации педагогического процесса, применяются крайне редко. Наметившиеся в настоящее время новые подходы к проблеме развития личности ребенка, направлены в принципе против тенденциозности, формализма, морализирования.
Формирование личности ребенка возможно лишь на основе перестройки собственных стереотипов общения с ним!
Прежде, чем воспитывать ребенка, надо установить с ним контакт. Иначе процесс воспитания не осуществим, поскольку в этом случае мы имеем дело либо с учебно – дисциплинарной моделью взаимодействия с ребенком (стиль – авторитарный, либо с моделью «невмешательства» (стиль – либерально – попустительский).
Альтернативу этим моделям составляет личностно – ориентированная модель взаимодействия с детьми (стиль демократический). (По В. А. Петровскому)
Цель: обеспечить чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Знания, умения и навыки – не цель, а средство полноценного развития личности.
Способы общения : понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности к децентрации – умении встать на позицию другого.
Понимание – умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
Принятие – безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание уникальности.
Признание – это прежде всего, право голоса ребенка в решении тех или иных проблем.
Упражнения «Звезда», «Подкрепление», «Часы», «Самопознание» и др. помогут осознать и прочувствовать смысл всех трех способов общения, позволят получить собственный опыт адекватного восприятия позиции педагога. (См. практические семинары и тренинги для педагогов. Е. В. Шитова).
Тактика общения : сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей; динамика стилей общения с ребенком.
Личностная позиция педагога : исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития; взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).
Практическая часть.
Упражнения на саморегуляцию для педагогов.
1. Экспресс – прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге.
Сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме: 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. (3 раза).
2. Экспресс – прием через напряжение.
Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления.
Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.
После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.
Рефлексия «Свободный отчет».
Участники семинара продолжают фразы :
Я благодарен семинару…
Я благодарен ведущему…
Я благодарен группе…
Я благодарен себе…
Приложение [/i]№1
Диагностический инструментарий по определению типа ориентированности педагогов на ту или иную модель взаимодействия с детьми (на уровне сознания и на уровне поведения и реального взаимодействия с детьми).
Методика №1.
Уважаемый педагог!
Вашему вниманию предлагаются утверждения, касающиеся процесса воспитания и обучения дошкольников. Если Вы полностью согласны с тем или иным утверждением, поставьте напротив него балл «5». Если Вы согласны в большей степени, чем не согласны – балл «4». Если согласны и не согласны в равной степени – балл «3». Если в большей степени не согласны, чем согласны – балл «2». И, если полностью не согласны, поставьте балл «1».
Благодарим Вас!
1. Строгий педагог лучше, чем не строгий –
2. Педагог – главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы –
3. На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено педагогом –
4. Послушание детей – заслуга педагога –
5. Ребенок подобен глине, из него можно лепить все, что угодно
6. Основная цель педагога – реализовать требования программы воспитания и обучения детей –
7. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя
8. Центральная задача учебно – воспитательной работы – вооружение детей знаниями, умениями и навыками –
9. Главное в работе педагога – добиться исполнительности детей
10. Воспитание – прежде всего это требовательность к детям –
11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам –
12. Хорошая дисциплина – залог успеха в воспитании и обучении
13. Наказание – не лучшая форма воспитания, но оно необходимо
14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле-
Обработка результатов проводится следующим образом: полученные результаты складываются, итоговый балл характеризует степень выраженности ориентированности педагога на Д или Л модель взаимодействия с детьми.
48 баллов и выше – выраженная ориентированность на Д модель взаимодействия.
43 – 47 баллов – умеренная ориентированность на Д модель.
38 – 42 баллов – умеренная ориентированность на Л модель.
37 баллов и ниже –выраженная ориентированность на Л модель.