МААМ-картинки

Семинар для педагогов «Воспитываем мальчиков и девочек»

Солнцева Алла
Семинар для педагогов «Воспитываем мальчиков и девочек»

Одним из направлений работы по формированию позитивной половой идентичности у дошкольников является работа с педагогами, поскольку чаще всего воспитатель оказывается недостаточно подготовленным с области подбора методов и приемов индивидуального подхода к мальчикам и девочкам старшего дошкольного возраста в процессе их обучения и воспи-тания, обладает недостаточными знаниями в области психофизиологоических особенностей мальчиков и девочек.

Публикация «Семинар для педагогов „Воспитываем мальчиков и девочек“» размещена в разделах

Основной целью работы постоянно действующего семинара "Воспитываем мальчиков и девочек" для воспитателей дошкольного учреждения будет оказание им методической помощи в организации и определении содержания учебно-воспитательного процесса с мальчиками и девочками в группах как совместного, так и раздельного их воспитания и обучения с учетом психофизиологических особенностей детей разного пола.

Задачи постоянно действующего семинара "Воспитываем мальчиков и девочек" :

1. Повышение педагогической культуры воспитателя в области полового воспитания дошкольников, и в частности при формировании позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек.

2. Совершенствование специальных навыков и умений воспитателя в подборе методов и приемов воспитания и обучения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей.

Руководителем семинара может быть заместитель заведующей ДОУ по УВР или психолог ДОУ (если имеется в ДОУ). Независимо от того, кто является руководителем семинара, заместитель заведующей ДОУ по УВР и психолог ДОУ привлекаются для проведения занятий с воспитателями в рамках семинара "Воспитываем мальчиков и девочек". Семинар "Воспитываем мальчиков и девочек" включает в себя 7 занятий с воспитателями,

рассчитанных на проведение в течение одного учебного года с периодичностью 1 раз в месяц. Занятия проводятся в интерактивной форме. Продолжительность одного занятия не более 40-50 минут.

Содержание занятий семинара

"Воспитываем мальчиков и девочек"

Занятие 1. Консультация-диалог

Тема: "Половая идентичность и психофизиологические особенности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста".

Цель: актуализировать и уточнить знания педагогов о психофизиологических особенностях мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, определить сущность понятия "половая идентичность".

Подготовка к занятию: психолог продумывает методы организации диалога, педагоги читают материал первого раздела данного пособия и литературу о психологических особенностях мальчиков и девочек.

Методика проведения. Консультация строится в форме диалога всех участников. В проведении консультации участвуют психолог и педагоги ДОУ. Они имеют разный уровень представлений по обсуждаемому вопросу. Психолог проводит консультацию, раскрывая понятие "половая идентичность", знакомя педагогов с психофизиологическими особенностями мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Высказываются различные мнения, суждения, систематизируются знания.

Итог. Подводя итог первому занятию, педагоги вырабатывают единую точку зрения на понятие "половая идентичность" и психофизиологические особенности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Занятие 2. Деловая игра "Педагогический комментарий"

Цель: актуализировать практический опыт педагогов и направить его на поиск методов и приемов воспитания и обучения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей.

Подготовка к занятию: педагогам дается задание записать на листы бумаги приемы своей работы с мальчиками и девочками.

Методика проведения. Педагогов делят на мини-группы, и каждой из них предлагается педагогическая ситуация. Цель – поиск наиболее эффективных методов и приемов воспитания и обучения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей. Возможен подбор педагогических ситуаций для "проигрывания" и последующего обсуждения педагогов заместителем заведующей по УВР по своему усмотрению в зависимости от их актуальности для данного ДОУ. Педагогические ситуации распределяются между участниками способом лотереи "Вытяни билетик". После небольшой подготовки игроки каждой мини-группы по очереди изображают свою педагогическую ситуацию, а затем члены другой группы оппонируют, предлагают еще какиелибо пути решения.

Итог. Обогащение педагогической копилки приемами работы с мальчиками и девочками.

Педагогические ситуации.

№ 1. Пятилетняя девочка, укачивая куклу, подшлепывает ее, раздраженно проговаривая:

– Посмей, только не спать! Сейчас же закрой глаза!

Воспитатель, заметив это, говорит:

– Так с дочкой мамы не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку, она и заснет.

Но девочка не слушает ее, возражает:

– А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка долго не засыпает.

• Как объяснить действия ребенка в игре, основываясь на психологических особенностях девочки? Назовите их.

• Что воспитатель должна была ответить девочке? Какую беседу

провести с мамой?

• Какую роль в воспитании играют такие особенности как подражательность, стремление быть похожим на близких?

№ 2. Костя, как зачарованный, остановился возле лужи. Прежде всего, он попытался измерить ее глубину. Разумеется, самым примитивным способом: постепенно погружая ботинки с пятки на носок, все дальше и дальше удаляясь от "берега". К восторгу Кости, лужа оказалась не только огромной, но и глубокой. Далее в ход были пущены более совершенные "измерительные приборы" – прутик и палочка.

Когда "море" было изучено вдоль и поперек, маленький исследователь

принялся бросать камешки, наблюдая за всплеском воды и кругами, превращающимися возле "берега" в настоящие волны.

Наконец, и этот эксперимент был завершен. А что если теперь забросить мяч на самую середину, а затем при помощи все тех же камешков пригнать его к противоположной стороне лужи?

Костя так и сделал. Но к великому изумлению любознательного экспериментатора, опыт дал совершенно неожиданный результат: мяч сам каким-то чудом возвращался назад.

– Что такое? Отчего бы? – размышляет мальчик. Ах, вот она, разгадка!

Появившаяся рябь на воде подсказывала, что это ветер гнал мяч прямо к Косте.

Опыт повторялся еще и еще раз, и все с тем же отрадным результатом.

Однако почти все открытия сопряжены не только с победами… Костю ждала неудача. Мяч недвижимым поплавком застыл в самой середине лужи. Ветер утих, а камушки, как нарочно, пролетали мимо!

Стоит ли описывать Костино смятение! Наконец, мужественный экспериментатор ринулся за мячом в самую пучину прямо в ботинках. Когда он был уже у самой цели, во дворе появилась мама… Взрыв гнева последовал

мгновенно: мать отшлепала сына.

– Несносный! Что натворил! Погоди у меня! Дома я тебе еще добавлю!

И о поручении забыл!

Сын плакал…

• Какие психологические особенности мальчиков проявились в действиях ребенка?

• Как бы вы объяснили маме "естественность" поведения мальчика?

• Как бы вы поступили на месте этой матери, чтобы поддержать в

мальчике стремление к активному познанию окружающего мира? Обоснуйте свои действия.

• Почему Костя заплакал? Что могло его обидеть как мальчика.

№ 3. Обсуждая предстоящую поездку на экскурсию, воспитатель попутно напоминает старшим детям, как вести себя в общественных местах: идти организованно (пара за парой, не мешая прохожим, громко не разговаривать и не жестикулировать, привлекая внимание посторонних. Призывает своих маленьких "мужчин" быть примером для всех.

– Если в вагоне вам будут уступать место, как вы поступите? – уточняет воспитатель.

Поблагодарить и отказаться: мы уже большие, – послышались голоса со всех сторон.

– Правильно. А если будут свободные места, то кто сядет, а кто постоит?

– Сядут воспитатели, няни и наши мамы, что с нами поедут, – отвечают дети.

– Еще девочки сядут, если мест хватит, а мальчики постоят, – дополняют мальчики.

– А как Игорь считает? – обращается педагог к "главному обидчику" девочек.

Понимая, что этот вопрос задан ему неспроста, мальчик насупился, молчит.

Кто-то сказал:

– Игорь ни за что не уступит место ни девочкам, ни взрослым.

– Почему ты так думаешь? Разве Игорь не будущий мужчина? – спрашивает педагог, подчеркивая, что не допускает мысли, чтобы Игорь мог вести себя подобным образом. Используя мнение ребят, воспитатель старается предвосхитить возможные срывы в поведении Игоря.

– А я видел, как Игорь в трамвае сидел, а его бабушка стояла, – поясняет сосед мальчика.

– Игорь в парах ходить не умеет, то толкается, то отстает, то за шарф дергает.

– Неужели это так, Игорь? – изображает удивление воспитатель. – Неужели нам придется за тебя краснеть, и ты не сможешь вести себя как настоящий мужчина?

Мы не возьмем его с собой! – предлагает кто-то. А что же сам Игорь скажет? Куда девалось беззаботное, безразличное выражение на лице нашего "героя". Видно, что переживает.

– Я буду себя хорошо вести… Честное слово! – заверяет мальчик.

– Ребята, поверим ему?

• Проанализируйте прочитанное и укажите, в чем проявился педагогический такт воспитателя.

• Удалось ли ему довести до сознания Игоря, что его поведение не соответствует поведению будущего мужчины?

• Как вы думаете, какие чувства он испытывал?

• Какую цель преследовал воспитатель, выразив уверенность, что

мальчик выполнит обещание вести себя хорошо?

№ 4. Мать делает замечание 5-летней дочери за то, что та отгоняет младшего брата от своего рабочего стола:

– Плохо себя ведешь. Братик меньше тебя, ему надо уступать.

– Все уступать да уступать! А если он мне мешает! Если в моем рисунке чертит каляки-маляки!

– Все равно, ты же старше его!

Поддержанный мамой, мальчик продолжает свое дело.

– Ах, так? – сердится девочка, – будешь знать, как чужие рисунки портить! Вот тебе за это!

Девочка в сердцах толкает брата, конфликт разрастается, в результате оба плачут. В беседе с воспитателем мама сетует, что дети не дружны, не умеют ладить друг с другом, у дочери нет заботливости и терпения как у будущей мамы по отношению к младшему брату

• В чем вы видите причину разросшегося конфликта между братом и сестрой?

• Почему мы не наблюдаем в данной семье проявлений такой психологической особенности девочки как склонность к попечительской деятельности?

№ 5. Мать спрашивает у воспитателя :

– Почему ребенок стал своенравным, непослушным? Был маленьким – горя не знали с ним. А теперь (скоро в школу) стал другим: наши распоряжения критикует. Грубит, на все свое мнение. А мы всегда очень строги с сыном. Никогда не отступаем от своего слова: если сказали – значит, он должен точно выполнить. Никаких уступок!

• Проанализируйте характер отношений взрослых с сыном, на чем

они основаны.

• Почему, по вашему мнению, в описанном случае мальчик стал непослушным, своенравным.

• Как понимать строгость в воспитании мальчиков?

№ 6. На участке детский гомон. Новенький (мальчику 5 лет, впервые попавший в детсадовский ребячий коллектив, с любопытством всматривается в играющую детвору. Одни подвозят песок, другие грузят его в машины, третьи строят песочный город.

– Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? – обращается к нему воспитатель. Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:

– Не-е-е. Я их сейчас расстреляю!

Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.

– За что же ты их хочешь расстрелять? – снова с вопросом обращается к мальчику педагог.

– А так, ни за что. Я разбойник! Сейчас сделаю налет на них! – В голосе недружелюбные нотки. Откуда это у маленького человека?

– Ему бы только стрелять да в войну играть, другие игры его не интересуют, – говорит мать, обращаясь к воспитателю.

– Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, – заметил воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.

– Да, конечно, – соглашается мать, – он требует, приходится покупать.

Боевой растет, уж слишком даже.

– А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные!

Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм, например.

– А зачем? – недоумевает женщина. – Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!

• В чем, по вашему мнению, значение игры для формирования качеств мужественности у мальчиков и женственности у девочек, усвоения ими будущих социальных ролей?

• Какое, по вашему мнению, имеет значение в становлении личности мальчиков и девочек содержание игр и те роли, которые в них берет на себя ребенок? Как вы объясните маме, что она заблуждается? Попробуйте объяснить.

Занятие 3. Дискуссия о проблемах воспитания мальчиков и девочек

Цель: обогащение педагогического опыта методами и приемами гендерного подхода в воспитании детей.

Методика проведения. Участники делятся на группы по 3-7 человек.

Каждая группа определяет проблему, которая наиболее актуальна с их точки зрения. Группа формулирует эту проблему, обосновывает свой выбор, разрабатывает вопросы, которые, по ее мнению, еще недостаточно осознаны, намечает пути их решения. О результатах работы докладывают представители групп, а затем организуется дискуссия на общем круге.

Итог. Осознание педагогами проблем в воспитании мальчиков и девочек и возможных путей их решения.

Занятие 4. " Мозговой штурм: где, что и как"

Цель: развитие у педагогов способности видеть возможности различных видов деятельности ребенка в решении задач полового воспитания.

Методика проведения. Вопросы для совместного решения (решение вопросов происходит на общем круге) :

1. Какие качества следует воспитывать у девочек как будущих женщин?

2. Какие качества следует воспитывать у мальчиков как будущих мужчин?

3. При каких условиях сюжетно-ролевая игра может выполнять функцию развития позитивной половой идентичности у дошкольников?

4. Как можно использовать физкультурные занятия для формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек?

5. Как можно использовать музыкальные занятия для формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек?

6. Какие произведения художественной литературы можно использовать в воспитании мальчиков и девочек как будущих мужчин и женщин?

7. Как организовать совместную деятельность детей для формирования у них положительных взаимоотношений с детьми как своего, так и противоположного пола?

Итог. Разрабатываются рекомендации по использованию различных видов детской деятельности в решении задач полового воспитания старших дошкольников.

Занятие 5. Защита группового проекта "Будущие женщины и бу-

дущие мужчины"

Цель: выявить и обогатить знания педагогов о позитивных качествах мужественности и женственности.

Подготовка к занятию: Педагоги объединяются в мини-группы по 2-4 человека и до занятия готовят проект "Наши мальчики – будущие мужчины" или "Наши девочки – будущие женщины" (в любой форме) и продумывают способы защиты. Педагоги могут взять по выбору только мальчиков или только девочек.

Методика проведения. Во время выступлений педагогов заместитель заведующей по УВР или опытный воспитатель на доске или листе ватмана записывает те качества мужественности и женственности, которые называются педагогами, или условия развития качеств маскулинности или фемининности у детей, или условия организации полоразвивающей предметной среды. Заместитель заведующей по УВР или опытный воспитатель предлагают задавать вопросы, уточнять непонятное, вносить свои предложения по усовершенствованию проекта.

Итог. По ходу защиты проекта возможно обобщение материала по тем качествам мужественности и женственности, которые возможно воспитывать у старших дошкольников в ДОУ, в единую точку зрения педагогов и оформление памятки для каждой группы ДОУ.

Мужественная личность – это

Женственная личность – это

Занятие 6. Деловая карусель

Цель: обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, его содержании, методах и приемах.

Методика проведения. Весь коллектив участников с помощью жеребьевки делится на четыре группы.

Для обсуждения предлагается следующее:

1. Половое воспитание – это …

2. Половая идентичность – это …

3. Позитивная половая идентичность – это …

4. Психофизиологические особенности девочек старшего дошкольного возраста, которые необходимо учитывать в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

5. Психофизиологические особенности мальчиков старшего дошкольного возраста, которые необходимо учитывать в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

6. Методы и приемы формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста при чтении художественной литературы.

7. Методы и приемы формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

8. Приемы учета психофизиологических особенностей мальчиков и девочек на занятиях.

Каждое задание написано на листе ватмана. Подгруппе педагогов раздается по одному листу и дается 7-10 минут для ответа. Листы ватмана передаются по кругу, пока каждая группа не сделает свой вклад в содержание ответа.

Итог. Для подведения итогов "Деловой карусели" от каждой группы выбирается представитель для обобщения всего теоретического материала по каждому понятию, наработанному всеми группами. После проведения деловой карусели возможно обобщение теоретического материала в таблицу и оформление памятки для каждой группы ДОУ с целью подкрепления теоретических знаний педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Итогом работы семинара "Воспитываем мальчиков и девочек" может быть оформление в кабинете заместителя заведующей по УВР наработанных материалов в виде картотек, методических рекомендаций, книжек, таблиц и других форм, которые в процессе воспитательно-образовательной работы могут пополняться, дорабатываться и использоваться педагогами, начинающими активно заниматься решением задач формирования позитивной половой идентичности у дошкольников с учетом психофизиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Поздравление девочек нашей группы с 8 Марта от мальчиков»Фотоотчет «Поздравление девочек нашей группы с 8 Марта от мальчиков» Месяц март на пороге… В детском саду прошли весенние утренники и детки поздравили своих любимых мамочек и бабушек с праздником весны … А.

Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ»Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» Фоторепортаж «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» 24 октября в нашем детском саду проходил семинар-тренинг для педагогов на тему «Поддержка.

Картотека стихотворений «К 23 февраля» для мальчиков от девочекКартотека стихотворений «К 23 февраля» для мальчиков от девочек Вы наши славные ребята, Подмога в будущем стране! Пускай еще вы не солдаты, Но вот защитники — вполне! Легко девчонку вы спасете От хулиганов.

Консультация для родителей «Существует ли разница в развитии мальчиков и девочек?» У вас - сын, у близких родственников – дочь того же возраста. Вы постоянно встречаетесь, дети растут на глазах. И сколько бы вы их не сравнивали,.

Мастер-класс по гендерному воспитанию для детей 3–6 лет. Аппликация «Одежда для девочек и одежда для мальчиков»Мастер-класс по гендерному воспитанию для детей 3–6 лет. Аппликация «Одежда для девочек и одежда для мальчиков» Цели: Учить детей находить отличия во внешнем виде мальчиков и девочек. Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям.

Поздравительная стенгазета «Мальчики — солдатики» от девочек для мальчиков старшей разновозрастной группыПоздравительная стенгазета «Мальчики — солдатики» от девочек для мальчиков старшей разновозрастной группы Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой вьется по земле Легкая поземка. Над Кремлевскою стеной - Самолетов звенья. Слава армии.

Протокол родительского собрания в старшей группе «Родителям о воспитании мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста» Родительское собрание №2 от 11.12.2015 года. Тема:Форма проведения :круглый стол Председатель: воспитатель Давыдова И. А. Секретарь: воспитатель.

Развивающая доска для мальчиков и девочек «Бизиборд»Развивающая доска для мальчиков и девочек «Бизиборд» Бизиборд - это развивающая доска для мальчиков и девочек, которую можно сделать своими руками. Бизиборд содержит много различных кнопочек,.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Формирование внутреннего мира девочек и мальчиков в жизни» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Экскурсия в мини-музей «Игрушки для мальчиков и девочек» с участием детейЭкскурсия в мини-музей «Игрушки для мальчиков и девочек» с участием детей Цель: Формировать у детей образ музея, как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Воспитываем мальчиков и девочек»
Опубликовано: 19 октября 2022 в 18:18
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД