Приложение МААМ

Семинар для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»

Любовь Затопляева
Семинар для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар для воспитателей

«Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»

Кто не ценит собственного здоровья,

Тот меньше заботится и о других людях.

В. М. Шепель.

Цель: распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

- раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;

Публикация «Семинар для воспитателей „Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками“» размещена в разделах

- познакомить с методикой их проведения;

-распространить педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий;

-познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с целью повышения их профессиональной компетентности и квалификации.

Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека)

На рисунке вы видите воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.

Что такое здоровье?

ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Устав ВОЗ,Всемирная организация здравохранения)

ЗДОРОВЬЕ — это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе.

(П. Фосс - немецкий профессор - валеолог.)

ЗДОРОВЬЕ — это вершина, на которую человек должен подняться сам.

(И. Брехман - основатель

валеологии.)

Рефлексивно-ролевая игра.

Я предлагаю вам поработать в мини группах. Постарайтесь ответить на вопрос: «Что мешает ребёнку быть здоровым.

Найдите причины, которые оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье ребёнка дошкольного возраста.

Не затрагивая глобальные причины: наследственная предрасположенность, экология… найдите те причины, на последствия которых мы можем повлиять.

Участникам каждой группы необходимо определить те причины, которые, с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему детский сад, быть здоровым.

Каким образом мы можем на это повлиять? (работа в группах. Презентация ответов - один представитель от группы)

Актуальность проблемы:

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, в России резко ухудшился такой существенный показатель как здоровье дошкольника.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих технологий - сохранить здоровье детей. Создать условия для их своевременного и полноценного психического развития. Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Научить решать задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Содействовать становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей. Валеологическое просвещение родителей.

Формы и методы здоровьесберегающих технологий

групповая

фронтальная

Соревновательный метод

Практический метод

Игровой метод

Познавательная игра

Индивидуальная

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ можно разделить на:

Организационно-педагогические, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний. Психолого-педагогические, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же можно отнести психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса).

Учебно-воспитательные, включающие программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников. Медико-профилактические, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровье детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.

Физкультурно-оздоровительные, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья детей.

Социально-психологические, обеспечивающие эмоциональный комфорт и психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ, направленные на развитие культуры здоровья педагогов.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

• Стретчинг

• Ритмопластика

• Динамические паузы

• Подвижные и спортивные игры

• Релаксация

• Гимнастики (пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая, корригирующая, ортопедическая)

Предлагаю вам попробовать в месте со мной.

Упражнение на дыхание «Бегемотик»

И. п. : Ребёнок, находящийся в положение сидя, кладёт ладонь в область диафрагмы. Взрослый даё т инструкцию: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты вздыхаешь, и опускается, когда ты выдыхаешь.

Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может сопровождаться словами:

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

2. Технологии обучения ЗОЖ

• Физкультурные занятия

• Ароматерапия

• Игротерапия

• Самомассаж

• Коммукативные игры

Игра «Экранчик настроения»

Ребенку предлагается рассмотреть «экранчик настроения», после этого нужно выбрать понравившееся ему «настроение» и передать жестами и мимикой те эмоции, которые изображены на нём.

Взрослый отгадывает.

3. Коррекционные технологии.

• Арт – терапия (исцеление искусством)

• Сказкотерапия

• Психогимнастика

• Цветотерапия

• Музыкотерапия

• Песочная терапия

• Артикуляционная гимнастика;

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ:

1. Лечебно-профилактическое (фито-, витамоно терапия; прием настоек и отваров растений-адаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).

2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).

3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т. п.).

4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).

3. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения. Назовите, в каких физкультурно-массовых мероприятиях участвовали ваши родители в последнее время? (ответы педагогов). В какие мероприятия, еще можно привлечь родителей? (ответы педагогов).

Дополнительные формы работы :

Проектная деятельность. Чтобы выполнение поставленных задач было целенаправленным, был виден промежуточный результат работы, возможно активно использовать проектную деятельность таких проектов как: “К здоровому образу жизни”, “Вместе с семьей – к здоровью”, “Лесенка здоровья”. У каждого проекта свои задачи, но они объединены одной целью – сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение психологического комфорта.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Задания для педагогов

Педагогам предлагается выбрать цвет буклета и описать ощущения связанные с этим цветом. (В зависимости от выбранного цвета, педагогам дается задание-использование здорвьесберегающей технологии)

Красный цвет буклета

Пальчиковая гимнастика

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

• Способствует овладению навыками мелкой моторики.

• Помогает развивать речь.

• Повышает работоспособность коры головного мозга.

Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

• Снимает тревожность

Вам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом:

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот: (Указательным пальцем правой

руки «мешают».)

Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

Зеленый цвет буклета

Игровая деятельность

Повышает интерес к занятиям физкультурой и спортом. Но не только подвижные или спортивные игры повышают интерес, но и дидактические игры.

Дидактическая игра «Угадай вид спорта по показу»

Желтый цвет буклета

Эмоциональна сфера

Можно рассматривать как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. При помощи дидактических игр возможно формирование эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Угадай эмоцию по показу»

Оранжевый цвет буклета

Релаксация

– это умение расслабиться, она помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Релаксация «Штанга» (Клюева Н. В.)

Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.

Инструкция: «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза»

Голубой цвет буклета

Музыкотерапия

О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.

Упражнение «Внутренний луч».

Приметите удобную позу, сядьте удобно. (Включается спокойная музыка)

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность — спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью и своей профессией.

И теперь вместе, не открывая глаза, произносим «Я стала новым человеком! Я стала молодой и сильной, спокойной и стабильной! Я все буду делать хорошо!»

Немного о серьезном в шутку». Сказка «Красная шапочка!»

— Бабушка, бабушка, а почему у тебя такое морщинистое лицо?

— Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.

— Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?

— Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.

— Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?

— Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.

— Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?

— Это потому, моя деточка, что по утрам никогда не делала зарядку.

Так вот, если вы не хотите выглядеть, как эта бабушка, ведите здоровый образ жизни!

В. А. Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, не свод требований к режиму, питанию, труду и учебе. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил».

Детский сад должен стать садом, где ребенка научат с ранних лет заботиться о своем здоровье. А это зависит от нас, взрослых, мы подаем пример своим поведением, ибо ребенок, как банк, что в него вложишь, то и получишь. А прежде чем научить кого-то что-то делать, надо научиться это, делать самому. Ведь каждый из нас знает, что своё здоровье или близких тебе людей нельзя купить ни за какие деньги. Оно сохраняется или приобретается ежедневным трудом. Давайте же человеческую ценность – «здоровье» поставим из всех своих приоритетов на 1-ое место. И давайте это важное дело не оставлять на понедельник, а начнем прямо сейчас, неважно утро это, день или вечер.

Вашему вниманию представляю «Цветок здоровья»

10 золотых правил здоровьесбережения.

• Соблюдайте режим дня!

• Обращайте больше внимания на питание!

• Больше двигайтесь!

• Спите в прохладной комнате!

• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

• Гоните прочь уныние и хандру!

• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

• Желайте себе и окружающим только добра! (Это касается всех нас, не только детей)

Публикации по теме:

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе». Мастер-класс для педагогов дома ребенка. Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Задачи: познакомит педагогов с разнообразными.

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель МБДОУ №.

Фотоотчет о мастер-классе для родителей «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»Фотоотчет о мастер-классе для родителей «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда» Мастер — класса для родителей на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.» Дата: 13.12.2017г. На мастер – классе родителям.

Мастер–класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи:.

Семинар для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Методический семинар на конкурс «Воспитатель года 2018» Пояснительная записка Семинар для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии.

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС» Начнём наш семинар с игр, которые можно использовать в работе с детьми. Педагоги встают в круг. Игра «Приветствие» Поздоровайтесь друг с.

Семинар «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» ПРОГРАММА СЕМИНАРА: 1. Приветствие: Игра «Приветствие», игра «Передай сигнал». 2. Актуальность темы 3. Здоровьесберегающие технологии 4.

Здоровьесберегающие технологии семинар для воспитателей Семинар для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии» Забота о здоровье ребёнка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм.

Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с дошкольниками Дыхательная гимнастика Особенности дыхания детей Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути,.

Здоровьесберегающие технологии в работе бассейна ДОУ Внедрение в ДОУ здоровье сберегающих технологий позволяет использовать плавание для закаливания, сохранения и укрепления здоровья детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 4 марта 2018 в 11:41
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Затопляева (УИ 333752) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД