Елена Дашкова
Семинар «Физкультурно-оздоровительная работа и использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
На базе нашего ДОУ " Солнышко" в прошел семинар посвященный физкультуно - оздоровительной работы.
Старший воспитатель, инструктор по ФИЗО: Дашкова Е. Л.
Мы, взрослые, часто завидуем малышам: «Сколько же в них энергии, постоянно бегают, суетятся, прыгают и скачут! Откуда в них столько сил?» Чем младше ребенок, тем в большей степени свободы и легкости имеет его тело. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «отпечатков», напряжений и зажимов.
1.
Публикация «Семинар „Физкультурно-оздоровительная работа и использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Жизнь и здоровье детей во время пребывания в детском саду зависит от профессиональной компетентнции педагогов. В целях повышения профессионализма проводятся педсоветы, затрагивающие вопросы оздоровления воспитанников, семинары, практикумы, открытые мероприятия, работает школа «Молодого педагога».
Педагогический коллектив МБДОУ д\с «Солнышко» г. Суража молодой, креативный, мобильный, талантливый, легко обучаемый, готовый к решению задач оздоровления ДОУ.
2.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются
• гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)
• детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
• тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОУ также значительно ухудшилось в последнее время.
В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
3.
• Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - это совокупность всех используемых в образовательном процессе принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания наделяют их признаком здоровьесбережения, а также способствуют воспитанию у детей культуры здоровья.
4.
Работа по формированию представления и навыков ЗОЖ реализуется через все виды деятельности детей. С учетом этого была разработана модель организации физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.
3. Блоки
1. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка:
(организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физической и интеллектуальной нагрузки, стиль общения, использование приемов релаксации, сказкотеропия и индивидуальная и групповая работа).
2. Оздоровительная направленность воспитательно – образовательного процесса (ВОП).
(учет требований к максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в НОД, использование современных физкультурно – оздоровительных и здоровьесберегающих технологий, бережное отношение к нервной системе, ориентация на зону ближайшего развития, личностно – ориентированный подход к организации ВОП.
4.
Технологии :
1. Сохранение и стимулирования здоровья :
(ритмика, динамические паузы, спортивные игры, пальчиковая гимнастика, дыхательная, коррегирующая.
2. Технологии обучения ЗОЖ :
(НОД, проблемно – игровые, коммуникативные игры, самомассаж).
3. Коррекционные технологии :
(музыкотерория, сказкотеропия, фонетическая ритмика).
4. Формирование валеологической культуры ребенка.
(знание о здоровом образе жизни, поддерживать и сохранять его через организацию НОД, беседы, экускурсии, проекты). Например: Проект
«Наше здоровье», «Мы дружим со спортом».
5.
Эффективность работы зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно – оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей.
6.
Дошкольное образовательное учреждение на современном этапе, используя в практических, жизненных ситуациях разнообразные здоровьесберегающие технологии ставит перед собой следующие задачи:
• Формировать у дошкольников знания о здоровье и здоровом образе жизни;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
• Развивать мотивационные установки по профилактике болезней, выявляя особенности нервно – психического здоровья и развития детей;
• Совершенствовать практические навыки здорового образа жизни.
7. Задачи направленные на физическое развитие реализуются через следующие компоненты
- Двигательный и
оздоровительный
режим
- НОД, подвижные
И спортивные
игры
- Закаливание,
коррегирующая
гимнастика
- Развлечения,
ситуативные
малые игры
15 - 16
Профилактика работы по предупреждению заболеваний (по нашим исследованиям наибольшее количество заболеваний у детей – это нарушение осанки и пласкостопия, заболевания дыхательной системы.
Для этого мы используем : пробки, природный материал, массажные мячики, проводим дыхательную гимнастику по методу Стрельниковой.
Постоянный контроль за соблюдением осанки и своевременной смены поз (физкультминутка).
17.
• Одной форм работы с детьми по предупреждению нарушению осанки и созданию благоприятного климата является упражнение на расслабление мышц.
Это пальчиковая гимнастика, релаксация.
18.
Предупреждение нарушения зрения
• Для этого детям необходима оптимальная двигательная нагрузка, необходимо научить упражнениям для укрепления зрительных мышц и для их расслабления
18.
Я предлагаю вам побывать в роли детей и выполнить одно из таких упражнений.
Упражнение «Лимон».
Опустите рук вниз и представьте себе, что в правой руке у вас лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем
Бросьте «Лимон» и расслабьте руку:
То же левою рукой.
19.
Предупреждение нарушения зрения
• Для этого детям необходима оптимальная двигательная нагрузка. Поэтому детей необходимо научить упражнениям для укрепления зрительных мышц и для их расслабления
Упражнение «Белка»
Белка дятла поджидала.
- Гостя вкусно угощала
- Ну-ка, дятел, посмотри!
- Вот орехи – 1,2,3.
- Пообедал дятел с белкой
И пошел играть в горелки
19.
Дыхательная система
Цель дыхательной гимнастики: научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Комплекс должен осваиваться постепенно. Учите ребенка дышать только через нос. Ребенок производит активный вдох, грудная клетка сжимается, глубокий медленный выдох поможет ему расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Чтобы ребенок дышал правильно, научите его представлять вдыхаемый воздух в виде голубого ручейка, который заполняет организм сверху до низу. Итак, выдох должен быть длиннее вдоха, и по возможности полным.
Дыхательные упражнения проводятся два раза в день: утром и вечером, ими нужно начинать утреннюю зарядку и вечерние занятия. Прежде чем приступить к дыхательным упражнениям, предложите ребенку потянуться всем телом, объясните ему, что выполнять упражнения следует не напрягаясь и начинать с энергичного выдоха.
• Чтобы сформировать у ребенка правильное дыхание, надо:
• Развивать силу выдоха
• Формировать длительность выдоха
• (снежинка, бабочка. кораблик, футбол, выдувание мыльных пузырей, воздушные шары)
Упражнение «Ветерок».
20.
Точечный массаж
Точечный массаж, как элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения воздействуя на некоторые активные точки. В основном это массаж активных точек на пальцах рук, на лице, ушах, на подошве и пальцах ног. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая и легко поглаживая.
21.
• Данные результаты подтверждают, что создание в детском саду системы здоровьесбережения позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально – активной, творческой личности.
22.
Таким образом:
в результате использования игровых технологий в ДОУ мы не только укрепляем и сохраняем здоровье дошкольников, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости, меткости.
Игры проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.
Таким образом, интегрированное решение программных задач позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать его наиболее эффективным.
Принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности, является актуальным и органичным в направлении интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребенка. Такой подход позволяет охватить весь педагогический процесс в целом. А педагогу дает широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития личности дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей; помогает сформировать умения мобильно включаться в поиск, присваивать новые способы действий, разбираться в заданной педагогической ситуации, выходить за ее пределы, творчески варьируя и прогнозируя результат.
23.
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:
• В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
• В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
• В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
• В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
• В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Практическая часть с педагогами района.
1. Игра «Покажи».
(каждый получает задание, необходимо быстро и четко, молча выполнять его, используя только мимику и жесты). Угадать.
(упражнение на дыхание, катание на санках, фигурное катание, плавание, игра в городки).
2. «Потанцуй» - движения под ритмичную музыку.
3. «Заполните таблицу» - физкультурно – оздоровительная работа в детском саду» - защита.
4. Тысячу различных и сложных вопросов нам задают курносые непоседы.
Будет ответ наш и точен и ярок!
Мы воспитатели – этим все сказано!
(Видео).
Задание «Детский вопрос».
- кто такие микробы
- почему нельзя сосать сосульку, она холодная и вкусная?
- почему нельзя грызть ногти?
-почему говоря, сердце – мотор нашего организма?
- зачем медсестра делает прививки?
Открытый показ образовательной деятельности в первой младшей группе воспитатель Ефименко Е. В.
Практическая часть с педагогами и инструкторами по ФИЗО в ДОУ.