Терещенко Юлия Станиславовна
Сценарий педагогического совета «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий педагогического совета на тему : «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ. Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников»
Форма проведения: с использованием квест-игры.
Публикация «Сценарий педагогического совета „Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Наш педагогический совет хотелось бы бы начать со слов Л. С. Выготского: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Цели и задачи педагогического совета : обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования инновационных подходов к построению речевого пространства группы; проанализировать состояние работы по речевому развитию детей в ДОУ, наметить пути совершенствования работы в данном направлении, в соответствии с ФОП ДО; систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.
Повестка:
1. «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования» - вступительное сообщение.
2. «Методики и технологии работы над развитием речи дошкольников» (выступления педагогов детского сада) :
2.1. «Технология проблемного обучения в соответствии с ФОП ДО: метод проблемного изложения»;
2.2. «Как развить интерес к чтению у дошкольника»;
2.3. «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»;
2.4. «Игры, направленные на развитие речи дошкольников, используемые на занятиях педагогом-психологом ДОО»;
2.5. Консультация «Как научить ребенка выразительно читать стихотворение»;
3. Квест-игра «Путешествие по технологиям обучения развитию речи дошкольников».
4. Решение педсовета.
5. Разное.
1. Вступительное слово: Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Известно, что речь – необходимый компонент общения. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. В дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена основная образовательная область - «Речевое развитие». В соответствии с ФОП ДО – ОО «РР» предусматривает конкретные задачи и содержание образовательной деятельности для освоения детьми в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет, и включает подразделяя: формирование словаря, звуковая культуру речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте, формирование интереса к художественной литературе. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
1. Педагоги должны побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, а также, побуждать детей к речевому общению между собой.
2. Педагоги должны обеспечивать развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями: следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения); наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
3. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей: условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность; помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них; обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов); знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
4. Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
5. Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей: поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания; организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
6. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
7. Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями: стимулируют детей комментировать свою речь; упражняют в умении планировать свою деятельность.
8. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
9. Педагоги поощряют детское словотворчество.
10. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога :
- речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
О методиках и технологиях работы над развитием речи дошкольников.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:
• воспитания звуковой культуры речи,
• обогащения, закрепления и активизации словаря,
• совершенствования грамматической правильности речи,
• формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи,
• воспитания интереса к художественному слову,
• подготовки к обучению грамоте.
Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования. ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных технологий и методик. Некоторые методики и технологии мы с вами применяем уже давно, без которых невозможен образовательный процесс. Все мы знаем, что обучать детей дошкольного возраста необходимо через игру, т. к. она является ведущей деятельностью детей.
2. Выступления педагогов :
1) Технологии проблемного обучения
2) Развитие интереса к чтению
3) Мнемотехника
4) Игры с педагогом-психологом
5) Практическая консультация
3. Квест-игра для педагогов по развитию речи дошкольников «Путешествие по технологиям обучения развитию речи дошкольников»
Цель: снятие эмоционального напряжения воспитателей, на повышения сплоченности коллектива.
Ст. воспитатель: Я думаю, уважаемые коллеги, что мы немножко устали и пришло время нам отдохнуть и поиграть.
- Итак, все готовы поиграть? Для игры нам необходимо разделиться на 2 команды.
1. Игра «Собери команду».
Итак, на столе лежат картинки. Каждая картинка – это часть одного коллажа к одной сказке. Всего сказок две, значит и коллажа два. Необходимо каждому взять по картинке, найти своих «одноколлажников», это и будет ваша команда. Делать это необходимо так, чтобы собрать членов своей команды, и чтобы, соперники не узнали название вашей команды. А название вашей команды созвучно названию сказки, к которой нарисован коллаж.
2. Игра «Угадай название команды».
Каждой команде необходимо придумать загадку к своему названию с помощью метода синквейн.
Команды «Цветик – Семицветик» и «Гуси – лебеди».
Пример.
1 команда: домашняя птица; она любит плавать; щипает, ходит, гогочет; белый, перьевой; гусь.
2 команда: растение; растет на клумбе; растет, благоухает, красуется; красивый, ароматный; цветок.
Ну что же, команды собрались, пора отправляться в путь. И первая наша остановка будет игровая.
3. Станция № 1. «Игры дошкольников».
Задание командам: установить этапы становления детской игры.
А) Игра вдвоем, втроем.
Б) Сюжетно-ролевая игра.
В) Игра с предметами.
Г) Режиссерская игра.
Д) Игра рядом.
Ответ. В, Д, А, Б, Г.
4. Станция «Смекалистых».
Участникам необходимо заменить фразеологизмы одним словом.
Мозолить глаза
Клевать носом
Бить баклуши
Прикусить язык
Как снег на голову
Вешать нос
Витать в облаках
Зарубить на носу
Ждать у моря погоды
Точить лясы
Дать слово
Дрожать как осиновый лист
Писать как курица лапой
Ходить на голове
Считать ворон
Держать в голове
Наговорить с три короба
Держать язык за зубами
5. «Бюро находок».
По найденным предметам в сундуках определите художественное произведение.
1 команда: К. Чуковский, «Федорино горе» : самовар, кот, веник, салфетка вышитая.
2 команда: Н. Носов, «Живая шляпа» : шляпа, кот, лыжная палка, веревка.
6. Станция «Финишная».
Вот мы с вами и подошли к финишу. В конце каждой игры, соревнования, как и полагается, игроков ждет награда. Ваша награда в этих сундуках. Чтобы узнать, какая награда вас ждет, необходимо открыть сундук, и разгадать ребус.
- слово "удача";
- слово "успех".
Всех участников ждет только удача и успех в будущем. Можно садиться на свои места. Просьба при выходе не забывать хорошее настроение!
Решение педагогического совета :
1. Продолжить создавать условия в детском саду для развития речевой активности детей, побуждая их к речевому общению с взрослыми и между собой.
- срок: постоянно, ответственные: воспитатели.
2. Педагогам продолжать работу по формированию коммуникативно - речевой активности у дошкольников через использование разнообразных методов и приемов, вовлекать в работу родителей.
- срок: постоянно, ответственные: воспитатели, старший воспитатель.