Сантаева Инна
Долгосрочный педагогический проект «Экология — и мы» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка.
В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Публикация «Долгосрочный педагогический проект „Экология — и мы“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Специфика метода проектов, особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:
— он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
— является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Цель:
Целью экологического воспитания для дошкольников выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.
Задачи проекта :
1. Приобщать детей к экологической культуре.
2. Формировать основы экологического миропонимания.
3. Способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе.
4. Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные умения и навыки (развивать умение проводить элементарные причинно-следственные связи, прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).
5. 6. Привлекать детей к экологически ориентированной деятельности; совершенствовать природоохранную деятельность - формирование осознанно-бережного отношения в суждениях и поступках ко всему, что окружает детей
7. Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширять экологически ценные контакты с растениями и животными, объектами неживой природы.
8. Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада, привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Проекты делятся по видам деятельности:
- Творческо-исследовательские проекты, которые позволяют детям экспериментировать и результат оформлять наглядно в виде стенгазет, стендов и пр.
- Игровые проекты, позволяющие в игровой форме в образе персонажей решать поставленные задачи.
- Информационные проекты, которые дают возможность собирать информацию, анализировать и оформлять на стендах, витражах и т. д.
В работе с дошкольниками выделяют 4 этапа работы по проекту :
Подготовительный - Воспитатель формулирует проблему и цель проекта, ставит задачи, определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию.
Практический - На этом этапе педагог помогает детям грамотно планировать деятельность детей, по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
Оценочно - рефлексивный - У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков. Педагог обобщает результаты работы, анализирует деятельность, формулирует выводы.
Презентационный – Презентация детьми продуктов проекта родителям, презентация опыта работы воспитателем.
Можно выделить три уровня проектной деятельности дошкольников :
Подражательно-исполнительский (3,5-5 лет).
На данном уровне у ребенка еще нет богатого жизненного опыта, и творческие способности развиты недостаточно. Поэтому в выборе и решении проблемы он не может проявлять самостоятельность в полной мере. Педагогу принадлежит активная роль. Ребенок, через свои потребности и интересы, выступает в роли заказчика проекта. Реализация проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Он участвует в планирование деятельности, выполняет задания проекта.
Развивающий (5-6 лет).
В этом возрасте дети уже накопили определенный социальный опыт, у них развивается самостоятельность, произвольность; самооценка и самоконтроль. Пятилетние дети уже способны принять проблему, уточнить цель. Они могут выбирать те средства, которые необходимы для достижения результата. На данном уровне помощь педагога незначительна.
Творческий (6-7 лет).
В этом возрасте у ребенка формируются все стороны личности: нравственная, эмоционально-волевая, интеллектуальная, действенно-практическая. Дети самостоятельно определяют цель, планируют содержание деятельности, выбирают способы работы над проектом. Педагог должен поддерживать и развивать творческую активность детей, создавать условия, которые позволят детям самостоятельно определить цели и организовать работу над проектом. Проективные умения детей формируются и развиваются в их активной деятельности.
В своей работе по экологическому воспитанию дошкольников мы широко используем проектную деятельность. Темы для исследования берутся самые разнообразные.
Материал тем, пополняется, обогащается и усложняется с учетом возрастных особенностей детей.
Предполагается ежедневное наблюдение за погодой; сезонными изменениями; явлениями природы (живой и не живой).
Чтение сказок о природе…
Воспитатель сам должен изучить и знать материал, который планирует преподнести детям.
Темы к проекту «Экология и Мы» : /разработаны презентации, дидактические игры, лэпбук /
Презентации:
- Растения Якутии (деревья; кустарники; цветы; ягоды; травы; мхи)
- Растения вокруг нас (два путеводителя по растениям Якутии – цветы и травы)
- Ягель – это что?
- Птицы Якутии (зимующие; перелетные)
- Животные Якутии (тайги; Арктики)
- ГПЗ (Государственные природные заказники)
- Заповедники Якутии;
- Рыбы Якутии (речные и озерные)
- Якутская лошадь;
- Приметы зимы – Якутия;
- Растения и животные зимой (Якутия);
- Северное сияние;
- Природа и человек;
Занятия:
- Достопримечательности реки Лены: (Ленские столбы; Тукуланы – пески; Диринг-Юрях – стойбище древнего человека (музей) : Заповедник-бизонарий) /старшая, подготовительная группы сюжетно-ролевая игра/ - Презентация «Река Лена»
- Явления природы: (вечная мерзлота, северное сияние, ледостав, листопад, туман, иней, изморозь) /занятие - старшая, подготовительная группы/ - Презентация «Матушка Природа»
Дидактические игры:
- Дидактическое пособие лэпбук «Животные Якутии» (тайги, тундры, горных районов)
- Дидактическая игра – лото «Деревья и кустарники Якутии»
- Дидактическая игра «Овощи и фрукты»
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию :
— Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
— Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
— Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины.
— Домашнее задание — участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т. д.
— Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
— Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
— Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, информационных стендов.