Татьяна Книжникова
Семинар для воспитателей на тему: «Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила заместитель заведующей по воспитательной работе Книжникова Т. Н.
1 слайд
Тема, план семинара
1. «Актуальность использования ИКТ в образовательном процессе.»
Зам. зав. по ВР Книжникова Т. Н.
2. Организация и руководство инновационной деятельностью ДОУ.
Зам. зав. по ВР Книжникова Т. Н
3. «Электронные образовательные и информационные ресурсы»
Зам. зав. по ВР Книжникова Т. Н
Публикация «Семинар для воспитателей на тему: „Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
4. Сообщение из опыта работы и практикум:
«Создание и использование презентаций в работе с детьми дошкольного возраста»«Использование проектора в НОД с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель Никитина Е. Н.
1. Теоретическая часть
2 слайд Вступительное слово
Я бы хотела бы начать со слов немецкого философа и социолога Георга Зиммеля. «Человек образованный — тот,
кто знает, где найти то, чего он не знает»
Согласно «Стратегии развития информационного общества», доступность информации для всех категорий граждан, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) — один из приоритетовобразования.
3слайд Что такое информационно-коммуникационные технологии?
Из словаря основных терминов и понятий
«Информационные технологии – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии - определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место.
4 слайд 1. «Актуальность использования ИКТ в образовательном процессе»
Актуальность:
На сегодняшний день в детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологические информационные средства развития дошкольников (компьютеры, проекторы, интерактивные доски, расширяется использование в работе с детьми мультимедийных продуктов: компьютерных игр, мультфильмов, учебных видеофильмов, программ,сайтов.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к современному педагогу и его профессиональной компетентности.
5 слайд Развитие интернет-технологий в дошкольных учреждениях обусловлено:
- Принятием стратегии развития информационного общества;
- Подключением детских садов к интернету;
- Принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»
6 слайд Нормативные документы:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155
"Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" "СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26
7 слайд Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 16.
Статья 18.
Статья 29.
2. Организация и руководство инновационной деятельностью.
Просвещение педагогов по обеспечению введения ФГОС в образовательный процесс.
8 слайд ФГОС ДО
Требования к условиям реализации Программы включают:
требования к психолого-педагогическим условиям;
требования к кадровым условиям;
требования материально-техническим условиям;
требования к финансовым условиям;
требования к развивающей предметно-пространственной среде.
9 слайд «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
10 слайд «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
11 слайд ИКТ компетенция – способность педагога решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием ИКТ (к ним относятся перечисленные на слайде) Ошибки при использовании ИКТ:
Недостаточная методическая подготовленность педагога
Бесплановость, случайность применения ИКТ
Перегруженность занятия демонстрацией.
12 слайд Компьютер «за» и «против»
13 слайд Использование аудиовизуального оборудования
14 слайд Создание в детском саду места для хранения средств называется медиатека.
15 слайд Сравнение традиционных форм обучения с ИКТ
•предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
•несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
•движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;
•проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном ответом самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
•позволяет увидеть такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты);
16 слайд Игра- основное условие для развитие ребенка
В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей
17 слайд Результаты анкетирования педагогов.
Современный педагог должен не только знать технические возможности, уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в педагогической деятельности.
Конечно, некоторые педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень сформированности ИКТ.
Поэтому с целью успешного внедрения ИКТ в воспитательно-образовательную работу было проведено анкетирования (см. приложение).
Анализ полученных данных позволил выделить 3 группы педагогов, характеризующихся разным уровнем сформированности навыков работы на ком-пьютере.
Первая — низкий уровень ИКТ-компетентности. Педагоги, представляющие данную группу, совсем не умеют работать на компьютере. 0%
Вторая — средний (базовый). Педагоги демонстрируют некоторые базовые умения работы на компьютере. Педагоги осознают, что использование ИКТ в их работе позволит реализовать индивидуальный стиль педагогической деятельности, также обеспечит их профессиональный рост. Составляет 60%
Третья — высокий (профессиональный) уровень. У педагогов этой группы высоким является не только уровень владения компьютером, но и мотивация к совершенствованию данной деятельности.
Они самостоятельно прошли обучение и закончили курсы в сфере информационных технологий. 40%
Исходя из имеющихся на сегодняшний день результатов, считаю необходимым поставить перед коллективом задачу — систематически использовать ИКТ в целях повышения качества реализации образовательного процесса.
Педагоги смогут получить возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей Интернетом, повысить свой социальный статус.
18 слайд Работа с родителями.
Использование ИКТ позволяет по-новому организовывать и осуществлять взаимодействие с родителями воспитанников.
Главная задача в работе с семьей — повышение педагогической компетентности родителей, их активности.
- Для родителей, впервые пришедших в детский сад, предлагается просмотр визитной карточки, где они знакомятся с образовательными программами, внедряемыми в структурном подразделении, организацией работы в возрастных группах.
Использование на родительских собраниях мультимедийного оборудования позволяет представить вниманию собравшихся видеоролики о жизни
детей в детском саду, презентации по организации питания, работе, проводимой педагогами с целью подготовки воспитанников к обучению в школе.
На сегодняшний день ДОУ имеет сайт, который постоянно обновляется и пополняется разнообразным материалом.
Какую пользу получают родители от сайта?
Во-первых, они могут следить за жизнью детского сада, во-вторых, получать интересующую их информацию, в-третьих, сайт позволяет лучше узнать воспитате-лей (их увлечения, интересы, педагогические взгляды).
Это очень актуально в настоящее время: не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, часто торопятся, нет времени поговорить с воспитателем. А дома вместе с ребенком интересно заглянуть на сайтдетского сада, посмотреть новыефотографии, получить консультацию, быть в курсе происходящих событий.
19 слайд Из вышесказанного можно сделать вывод, что применение ИКТ в детском саду способствует:
- росту профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы воспитания и развития дошкольников, проявлять творческие способности;
- повышению интереса детей к различным видам деятельности, улучшает качество реализации образовательной программы;
- повышению уровня педагогической компетентности родителей,
- информированности о направлениях деятельности детского сада сотрудничеству родителей и педагогов.
2. «Электронные образовательные и информационные ресурсы»
20 слайд Интернет сайты в помощь педагогам для создания презентаций.
Интернет-ресурсы посвященные проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста:
Вам будут интересны Интернет-журналы «Современное дошкольное образование: теория и практика» http://sdo-journal.ru; научно-популярный журнал «Обруч» http://www.obruch.ru; на сайтах «Всё для детского сада. «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и дома» http://doshvozrast.ru, «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru можно посмотреть и перенять опыт по проведению интересных занятий на сайте «Детский сад. ру» http://www.detskiysad.ru http://msbook.ru – сайт по работе с программой «Воспитание и обучения в детском саду».
2. Практическая часть
4. Сообщение из опыта работы и практикум:
«Создание и использование презентаций в работе с детьми дошкольного возраста» «Использование проектора в НОД с детьми дошкольного возраста» Никитина Е. Н. (презентация)
3. Предложения и задания для педагогов.
Для педагогов со средним уровнем ИКТ-компетентности:
— овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами MicrosoftOffice;
— изучение методических приемов использования ИКТ в образовательном процессе;
Для педагогов с высоким уровнем ИКТ-компетентности:
— овладение приемами организации сетевого взаимодействия;
— изучение и обобщение опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности.
Использованная литература:
1. Бугуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста, М. 2002.
2. Венгер А. А., Дьяченко О М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста., М. 2001.
3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997
5. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006
6. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
Интернет ресурсы: nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников.