Ольга Грачева
Семинар «Охрана жизни и здоровья детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Как старший воспитатель, я выступала на данном семинаре по теме : «Методическое обеспечение программного материала по охране жизни и здоровья детей. Контроль за реализацией программы».
«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия» (по определению Всемирной Организации Здравоохранения)
Публикация «Семинар „Охрана жизни и здоровья детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Укрепление здоровья подрастающего поколения - не столько медицинская, сколько психолого-педагогическая задача. Очевидно, что в первую очередь у детей необходимо формировать потребность в сохранении и укреплении здоровья.
Реализуя право ребёнка на здоровье и безопасность, коллектив МБДОУ «Берёзка» уделяет большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни. Так, переосмысление педагогами форм и методов работы с детьми в сфере здоровьесбережения способствовало разработке программы «Здоровье».
Целью данной программы стала систематизация физкультурно-оздоровительной деятельности в МБДОУ с вовлечением в неё всех участников образовательного процесса для сохранения здоровья воспитанников, снижения заболеваемости.
В связи с этим я выделила три группы задач:
оздоровительная - подразумевает решение вопросов развития и укрепления костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов дошкольников, развитие движений, а также закаливание;
образовательная -формирование у детей навыков гигиены, выполнения основных движений, представлений о режиме, активности и отдыхе, безопасности, правильной осанке; освоение знаний о своём организме, здоровье;
воспитательная - формирование нравственно-физических навыков; выработка у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенствовании; воспитание культурно-гигиенических навыков.
Мною разработана модель методического сопровождения деятельности педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в МБДОУ, состоящая из пяти этапов (приложение 3).
На первом - аналитико-диагностическом этапе были выявлены проблемы в профессиональной деятельности, сформулированы варианты совместных действий.
В рамках мотивационно-целевого этапа были определены цели и задачи методического сопровождения, сформированы формы и методы воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ, составлены планы самообразования педагогов.
Проблема сохранения здоровья занимает важное место в системе социальных ценностей общества, являясь также одним из главных направлений в работе МДОУ «Берёзка».
Работа по сохранению и укреплению здоровья в МБДОУ «Берёзка» строится на основе системного подхода и ведё тся в следующих направлениях:
специальная подготовка педагогов,
формирование здоровьесберегающего пространства,
взаимодействие педагогов с родителями,
совместная деятельность педагогов, родителей и детей. (слайды)
Для повышения уровня знаний педагогов о здоровье и его сохранении в методическом кабинете создана подборка методической литературы - книги, периодические издания, публикации. (слайды)
Также в помощь педагогам разработаны памятки по темам:
«Организация подвижных игр»,
«Организация и проведение физкультурного занятия»,
«Организация и проведение спортивного праздника». (слайды)
Работа с педагогическим коллективом проводится посредством изучения специальной литературы, взаимных просмотров открытых занятий, проведения семинаров, педсоветов. (слайды)
В МБДОУ «Берёзка» в ходе реализации Программы сохранения и укрепления здоровья детей большое внимание уделяется формированию здоровьесберегающего пространства. Прежде всего созданы безопасные условия в группах, на участках и других местах пребывания детей, размер мебели подбирается с учётом возраста детей.
Учитывая, что важным условием полноценного физического развития детей дошкольного возраста является формирование соответствующей предметно-развивающей среды, во всех группах ДОУ созданы физкультурные уголки. (слайды). С целью побуждения воспитателей к творческой деятельности по их оснащению, создания условий для проявления физической активности дошкольников в группах, в детском саду был организован смотр-конкурс на лучший физкультурный уголок, приуроченный к педсовету на тему: «Будь здоров, малыш!».
Так, педагогами было изготовлено специализированное оборудование из различного подручного материала: крышек, пластиковых бутылок, баночек, верёвок и др. (слайды)
Оно используется в играх, на прогулке для развития психофизических качеств, глазомера, равновесия, дыхания, мелкой моторики мышц и др.
Триаду здоровья составляют :
рациональный режим,
закаливание,
движение (слайд)
Одной из составляющих сохранения здоровья детей является рациональный режим дня, который меняется в соответствии с сезоном (слайды - тёплое время года, холодное время года).
В целях укрепления здоровья детей реализуется комплекс закаливающих мероприятий. Закаливание воздухом проводим при помощи воздушных процедур:
гимнастика в постели после дневного сна,
гимнастика у кровати босиком на массажных ковриках,
световоздушные ванны и босохождение во время прогулок в тёплое время года (слайды).
Закаливание водой проводится посредством :
умывания прохладной водой,
обливания ног,
полоскания горла (слайды)
Также применяется рефлексотерапия - хождение по «дорожкам здоровья» (слайд).
В МБДОУ «Берёзка» организован оптимальный двигательный режим. Кроме традиционной двигательной деятельности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, проведение подвижных игр, музыкально-ритмические занятия, самостоятельная двигательная деятельность, мы включаем в воспитательно-образовательный процесс оздоровительный бег (слайд, проведение дней здоровья, физкультурно-спортивные праздники (слайды, хореография - кружковая работа (слайд).
Педагогами проводятся занятия познавательного цикла, способствующие формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизнедеятельности. Проводятся мероприятия по формированию у детей навыков безопасного поведения (занятия, познавательные досуги).
К числу направлений работы педагогов МБДОУ относится подготовка, организация и проведение спортивных праздников и развлечений для детей (слайд - план развлечений). Это наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер дошкольников, позволяющий развить у них разнообразные качества.
Праздничные мероприятия облегчают восприятие проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками. В процессе праздников и развлечений, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой - углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях.
Особое внимание уделяется подготовке к оздоровительной работе в летний период. Она включает в себя не только проведение инструктажей, общего собрания, методическое обеспечение, но и организацию в мае смотра-конкурса среди педагогов групп на лучшую подготовку к летней оздоровительной работе.
Контроль за ходом реализации Программы по сохранению и укреплению здоровья состоит из тематических и оперативных проверок, взаимопроверок, смотров-конкурсов.
Накопленный опыт позволил выстроить систему создания здоровьесберегающей среды в МБДОУ. Прослеживается динамика темпов улучшения физических качеств детей. Педагогами разработаны материалы по обучению дошкольников и родителей оздоровительно-развивающим технологиям.
Таким образом, организованная методическая поддержка способствует тому, что воспитатели становятся более компетентными в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников, являются активными участниками методических объединений, занимаются самообразованием, интересуются новинками методической литературы.
Важно подчеркнуть, что основные цели данной работы с педагогами - снижение заболеваемости, охрана и укрепление здоровья детей, приобщение их к ЗОЖ, подготовка к школе и дальнейшей жизни. Учитывая, что снизилась заболеваемость воспитанников, дети стали более выносливыми, активными в познавательном процессе, можно сделать вывод об эффективности и результативности проводимой в ДОУ работы по охране и укреплению здоровья детей.