Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники

Галина Золотова
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с

использованием метода мнемотехники.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Мнемотехника[/b]-это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и мнемосхем.

Суть мнемосхем: заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.

Проблема: не сформированность связной речи у детей дошкольного возраста.

Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания.

Основа : развитие творческого познания.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному: Воробьёва В. М. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками –квадратами, Большева Т. В. -коллажем, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа. Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица. Мнемоквадрат - это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д. (отдельный квадрат)

Суть мнемодорожек заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы- рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются: предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры. Используют мнемотаблицы для:

• -обогащения словарного запаса,

• -при обучении составлению рассказов (по картине и серии картин, описательных рассказов, творческих рассказов,

• -при пересказах художественной литературы,

• -при отгадывании и загадывании загадок,

• -при заучивании стихов.

Этапы работы с мнемотаблицей на занятиях. /b]

1. Чтение произведения 2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. Замещение ключевых слов в предложениях значками-символами; зарисовка предметов и явлений природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда); 3. Самостоятельное, заполнение мнемотаблиц с помощью знаков- символов. Использовать схему-модель как план рассказа. 4. Пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели, творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели. 5. Закреплять изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

Педагогам предложено самим составить мнемотаблицы по сказкам:»Теремок» и «Три медведя».

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники
Публикации по теме:

Практикум-семинар «Одаренные дети» Актуальность темы. Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональное выгорание» И. Н. Шауэр, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №46 «Золотой ключик», г. Соликамск, Пермский край Семинар-практикум «Профессиональное выгорание».

Семинар-практикум для родителей «Слушая играем» Цель: Обучение родителей правильной организации работы по развитию фонематического восприятия в ходе игр, игровых упражнений в домашних.

Семинар-практикум для родителей «Замечательные ручки» Семинар – практикум для родителей «Замечательные ручки». (старшая группа) Цель: Показать и научить родителей выполнять упражнения на развитие.

Семинар-практикум для воспитателей «Играем в театр» Цель Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе.

Семинар-практикум «Я с тобой, малыш» Семинар-практикум «Я с тобой, малыш» для родителей (доадаптационный период) Сроки проведения: апрель (май) Место проведения: музыкальный.

Семинар-практикум «Общаться с родителем. Как?» Цель: повышать эффективность взаимодействия в диаде «педагог-родитель» через развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении.

Семинар-практикум «Партнерство» Тема: Партнерство Цель: Материалы: листы бумаги белой и цветной, карандаши, фломастеры, клей, ножницы, рисунки «Бабы Яги» по количеству.

Семинар-практикум для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №26 «Детский сад «Росинка» 2016 г. Воспитатель Мансурова Виктория Вячеславовна.

Семинар-практикум «Профессиональное выгорание. Что это такое?» Цель: обратить внимание педагогов на проблему сохранения их психологического здоровья. Задачи: 1. Дать представление о синдроме эмоционального.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники
Опубликовано: 10 мая 2016 в 14:03
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

Сценарий «Осенний день рождения в Простоквашино»
Сценарий «Осенний День рождения в Простоквашино» Вед: ( Выводит именинницу на середину зала) День рожденья — это славно! Это чудно и забавно —...
Консультация для педагогов. Организация работы по профилактике детского...
Окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, школа, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание...
Консультация для родителей «Мир игры»
В педагогическом процессе игра имеет особое значение. Мир игры доступен детям, в игре любой замысел может быть исполнен. К. Д. Ушинский определил игру...