Светлана Епифанова
Семинар-практикум «Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям, чтобы не травмировать их»
▼ Скачать + Заказать документы
Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель
не должен говорить детям,
чтобы не травмировать их.
Цель:
• Помочь воспитателям правильно выстроить общение с детьми.
Ход мероприятия:
1. Для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом. Встанем в круг.
Упражнение «Имя» .
Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки.
Публикация «Семинар-практикум „Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям, чтобы не травмировать их“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Каждый из нас назовет свое имя и на начальную букву своего имени придумать прилагательное (одно положительное качество, следующий участник должен повторить предыдущее имя и его прилагательное. Затем свое собственное с прилагательным, и так дальше все остальные. Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей группы.
2. Предлагаю вспомнить немного, что такое дошкольный возраст?
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни
каждого человека. Это время первоначального становления личности,
формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. И от
того, насколько его детство будет наполнено, зависит его взрослая жизнь.
В психологическом словаре дается такое определение – «личность
- это феномен общественного развития, конкретный человек, который
имеет сознание и самосознание». Немаловажную роль в становлении
личности человека играет формирование самооценки, которое
происходит постепенно.
Если:
Самосознание - культурный феномен, позволяющий сохранять
постоянство собственного поведения и испытывать чувство
ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом.
То:
Самооценка - непостоянный конструкт, она постоянно
видоизменяется, совершенствуясь.
Считается, что самооценка обуславливает развитие уровня
уверенности и неуверенности, что влияет на жизненную успешность и
самодостаточность личности в целом. Правильно выработанная
самооценка является не просто осознанием собственной личности или
суммой некоторых черт, а определенным отношением к себе, что
чрезвычайно важно для межличностных взаимодействий, для
благополучного общения, успешности в определенном виде деятельности.
Э. Ю. Закинов, доктор философии, считает, что, когда дети начинают
видеть в себе худшее, задача и родителей, и учителей – заставить их
обратить внимание на свои положительные стороны».
Весьма поучительна история о силе материнской веры.
Вот послушайте.
Однажды маленький мальчик вернулся домой из школы и передал
матери письмо от учителя. Мама вдруг начала плакать, а затем зачитала
сыну письмо вслух: «Ваш сын – гений. Эта школа слишком мала, и здесь
нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его
сами». Много лет спустя, после смерти матери, он пересматривал старые
семейные архивы и наткнулся на это письмо. Открыл его и прочитал:
«Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем его больше учить в школе
вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно
дома». Мальчика звали Томас Эдисон, и к моменту смерти матери он
уже стал одним из величайших изобретателей века.
Интересный факт! Томас Алва Эдисон
Американский изобретатель, и предприниматель, создатель фонографа,
усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один
из первых вариантов электрической лампы накаливания. Именно он
предложил использовать в начале телефонного разговора слово «Алло».
3. Уважаемые коллеги!
Сегодня мы поговорим на такую тему, как:
«Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям»
Узнаем, что это за фразы и так уж ли они безобидны?
Предлагаю сидящим педагогам справа, выбирать по любой карточке, зачитывать фразу, обсуждать ее. Затем сидящие педагоги слева, зачитывают рекомендацию для воспитателей.
«Отойдите от него все, пусть один сидит»
«Я смотреть на тебя даже не хочу»
Фразы действуют как психологическая изоляция и отвержение ребенка со стороны взрослого и (или) сверстника оказывают сильное воспитательное воздействие, но оно отрицательное.
Когда ребенок слышит их, чувствует себя отверженным, ненужным.
Такое воздействие нарушает психическое равновесие, поэтому ребенок
обязательно отреагирует: обидится, замкнется.
Кроме того, такие фразы создают предпосылки для детской травли.
Другим детям страшно оказаться на месте отвергаемого ребенка, но они
видят его униженность и начинают чувствовать свое превосходство.
Рекомендация. Задача педагога – научить детей совместной
деятельности. Поэтому педагогическое воздействие следует направить
на построение детского коллектива, а не изоляцию: «Давайте поможем
Ане».
«Будешь баловаться, в другую группу отведу»,
«Если не перестанешь, отправишься в кабинет заведующей»
Фразы предполагают пространственное отчуждение / изгнание.
Незнакомое пространство многие дети воспринимают как угрозу, и
подобные фразы могут привести к развитию страхов. При этом
помещения могут быть не только страшными (кабинет медсестры,
заведующей, но и унизительные – туалет, кладовка).
Рекомендация. Чтобы не усугублять ситуацию, воспитателям следует
исключить фразы данной группы из общения с детьми.
«Посмотрите на кого ты похож…»
«С таким мальчиком никто не будет дружить»,
«Не занимаешься – будешь глупым»,
«В младшую группу отведу – ты ведешь себя, как маленький»
Фразы, которые занижают самооценку и унижают личность ребенка.
Оценочные фразы препятствуют развитию нормальной самооценки у детей. Дети легко привыкают к тому, как их оценивает педагог: «Взрослые же лучше знает, какой я». После этого воспитательные воздействия на ребенка, который согласился с тем, что он плохой, уже не возможны.
Рекомендация.
Чтобы сформировать у ребенка критичность и
способность адекватно оценивать свои действия, нужно избегать
негативных высказываний обобщенного и ультимативного характера. У
дошкольников здоровая самооценка – завышенная. Педагог должен
разбирать вместе с ребенком его поведение в конкретной ситуации.
«Если так будешь себя вести, непонятно, в кого ты
превратишься!»
«Если раз сделаешь так – тебя выгонят из садика»,
«Плохо ешь – будешь маленьким»
Такими фразами педагог программирует ребенка на негативное
будущее и прерывает ход развития у него представлений о времени и «Я
во времени». Дети становятся пассивными, проявляют уныние,
перестают фантазировать о своем будущем не видят положительных
перспектив. Запугивание едой приводят к стрессу, формируют
неправильное пищевое поведение.
Рекомендация.
Педагог должен наполнять жизнь детей позитивом, укреплять их самооценку, помогать осознать маленькие достижения и компетентности: «Ты уже научился делать…», «У тебя получается».
«Ты ведешь себя, как мальчишка/девчонка»
«Будешь вредной, никто замуж не возьмет»,
«Настоящие мальчики не плачут».
Фразы, которые содержат гендерные ограничения или полоролевые
нарушения
Подобные фразы подрывают важный процесс, когда дети осваивают гендерные модели поведения, учатся осознавать себя как представителя определенного пола. Мальчики осознают себя мальчиками с позиции способности защищать других, отстаивать свои интересы, изменять мир. Девочкам важно подчеркивать позицию заботы, нежности, принятия других и умения договариваться.
Рекомендация.
Нужно создавать условия, в которых дети будут черпать модели позитивного полоролевого поведения. Особое значение имеют
игровое взаимодействие детей со сверстниками и образцы поведения
окружающих их взрослых.
«Все делают нормально, ты один ничего не можешь»,
«Из какого места у тебя руки растут?»
«С чего ты решил, что тебе разрешат?»
«Где ты видел такой дом? Это караул, а не дом!»
Фразы, которые ставят под сомнение самовыражение и инициативность
ребенка.
Дети становятся неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям,
отказываются от своих увлечений. Именно в этом возрасте формируются
инициативность, готовность предлагать идеи и ставить цели.
Рекомендация.
Важно не ограничивать активность детей. Например, организовать игру, где каждый сможет предложить свою идею. Задача педагога поддерживать увлечения детей, сделать их возможными и результативными, поощрять самостоятельность: «Как интересно ты придумал!»
«Мне маме рассказать, что произошло?»
«Ну что, будем папу расстраивать?»
«Будешь так себя вести, мама тебя домой не заберет».
Фразы, которые пугают ребенка отвержением со стороны родителей.
Подобные фразы пугают ребенка, разрушают его эмоциональные связи с родителями, формируют ощущение отверженности и брошенности, а родителей выставляют в качестве угрозы и источника наказания. Такие высказывания представляют собой шантаж и предательство и отражают неготовность педагога брать на себя ответственность за поведение ребенка и решать проблему здесь и сейчас.
Рекомендация. Воспитатель должен уметь решать любую ситуацию, которая возникла в группе, за счет собственного авторитета. При этом важно предоставлять детям обратную связь, обсуждать с ними проблему сразу, а не ждать, когда придет мама.
«Не перестанешь кричать, вызову милиционера (чаще, чем полицейского)»;
«Останешься ночевать в группе вместе со сторожем!»;
«Дед Мороз все видит и таким плохим детям ничего не принесет».
Фразы, в которых используются пугающие персонажи
Подобные фразы формируют страхи, которые оказывают сильное негативное воздействие на психическое развитие ребенка. Страхи сковывают ребенка, отбирают энергию, и ее не остается на познавательную активность. Они могут закрепиться и проявляться в течение всей жизни.
Рекомендация.
Педагогу следует исключить фразы с пугающими персонажами и использовать альтернативные методы воздействия. Например, совместно разработать правила группы и напоминать о них, когда кто-то из детей не слушается. Тогда не придется запугивать детей, чтобы организовать дисциплину в группе.
«Стой на месте»;
«Замри!»;
«Перестань крутиться».
Фразы, которые ограничивают двигательную активность детей
Потребность в движении является базовой и важной для общего развития дошкольников. Если воспитатель постоянно одергивает ребенка, запрещает двигаться, это может сказаться на его психоэмоциональном состоянии. Нельзя заменить физическую активность замиранием, это приведет к еще большему взрыву.
Рекомендация.
Чтобы остановить или затормозить чрезмерную двигательную активность ребенка, воспитатель должен направить ее на конструктивное движение: «Давайте все дружно отжиматься», или «Возьмемся за руки и будем водить хоровод с песнями». Исключение – гиперактивные дети с синдромом дефицита внимания, в работе с которыми необходим комплексный подход и участие педагога-психолога.
Кандидат психологических наук, член Федерации психологов-
консультантов России - Александра Фокина, в статьи «Когда с ребенком
трудно…», рекомендует нам, педагогам, и родителям воспитанников
соблюдать определенные правила.
• Ребенок не слушается: Что делать?
План действий, когда вы сказали ребенку, что от него хотите, а он отказывается слушаться.
1 Остановитесь.
2 Оцените ситуацию.
3 Озвучьте несогласие ребенка.
4 Поделитесь информацией.
• Иногда часто нам приходится слышать такие фразы: «Не реви!»,
«Прекрати так делать!», «Немедленно извинись!» - но зачастую
эффект получается прямо противоположным.
Дело в том, что никто, и дети в том числе, не любит слышать в свой адрес угрозы и жесткие приказания. И потому возникает вполне
естественное сопротивление.
Акцентируйте внимание ребенка на приятных моментах, которые ждут
его после выполненного задания. Вместо угроз и принуждения
используйте обещание чего-то приятного.
• Если ребенок часто говорит «Не могу!»
Ответьте «Ты просто еще не нашел способ правильно
сделать, попробуй еще».
! «Идея состоит в том, чтобы переключить фокус с разговора о том,
что не может делать ваш ребенок, на то, что он может».
«Создайте для ребенка иллюзию выбора», Этот метод работает во многих случаях.
«Ты хочешь сначала попробовать салат или котлету?»
Если ребенок не выпускает игрушку из рук: «Где ты оставишь ее
отдохнуть на время обеда — в прихожей или в спальне?»
«Прекрати бегать», «прекрати баловаться», «прекрати кричать» —
подобные директивные указания плохо воспринимаются детьми.
Детский мозг запрограммирован выполнять то, что говорят взрослые.
Когда вы говорите «прекрати бегать», ребенок слышит только
«бегать». Лучше просто скажите: «ходи спокойно» или «твои ножки
устали и хотят ходить помедленнее». Так вы точно дадите ребенку
понять, что ему нужно делать. «К тому же ваши указания прозвучат
в более позитивном свете».
Маленьких детей учат извиняться задолго до того, как они
действительно способны испытать сожаление из-за своих неправильных
действий. Акт извинения успокаивает взрослых, потому что это
вежливо, но исследования показали, что стандартное «извините» вовсе
не учит детей быть более чуткими.
! Вместо этого гораздо более продуктивно научить ребенка действовать,
чтобы помочь человеку, которого он обидел. Если он сломал башенку
другого ребенка, пусть поможет построить новую. Если он ударил кого-
то, путь принесет немного льда. Когда дети понимают, что их действия
имеют реальные последствия и требуют большего, чем просто
формальное «сожаление», они менее склонны повторять свои ошибки
и учатся сопереживать.
Сегодня вы вспомнили, что педагогу следует использовать альтернативные методы воздействия на ребенка, чтобы «Не навредить!»
4. Предлагаю немного поиграть, мимикой жестами показать определенное слово.
Игра «Идеальное общение»
Педагоги читают на карточке слово и мимикой, жестами его показывают. Их сигналы отгадывают остальные.
-Помогите
-Спокойствие
-Подойдите ко мне
-Прекратите
Вывод: Думаю, что тема, которая сегодня прозвучала, была актуальна
для всех нас. Мы с вами хорошо, плодотворно поработали и взяли на
вооружение все наши «безобидные фразы».
5. Рефлексия: «Солнышко».
Педагоги на листах рисуют круг-солнце, лучи по количеству присутствующих (не считая самих). В середине солнца пишут свое имя и передают следующему свое солнце. Следующий педагог пишет возле луча пожелание этому педагогу и передает дальше по кругу.