Получи документы

Семинар-практикум «Что такое конфликт?»

Марина Дорогова
Семинар-практикум «Что такое конфликт?»

Ход занятия

10. Игра – приветствие.

Все участники рассчитываются на 1, 2, 3, 4.

Участники с № 1 складывают руки так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

№ 2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны;

№ 3 – кладут левую руку на левое бедро, правую – на правое колено, локти согнутых рук отведены в стороны;

№ 4 – держат сложенные крест – накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.

Тренер предлагает по определенному сигналу поздороваться как можно с большим количеством присутствующих, коснувшись друг друга локтями – привет!

Публикация «Семинар-практикум „Что такое конфликт?“» размещена в разделах

(Слайд№1) 2. Знакомство с задачами семинара - практикума

3. Упражнение «Руки»

Ведущий просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую ладонь.

(Левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

Обсуждение:

Какие ощущения у вас возникли при выполнения задания?

В ответ на (агрессию) раздражение мы подсознательно начинаем сопротивляться, т. е. раздражение рождает конфликт, агрессию.

Если мы настроены недружелюбно по отношению к другим, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

4. Упражнение «Ассоциации».

Сегодня мы занимаемся конфликтами. Сейчас я предлагаю встать тем, кто ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…

Никто из нас не встал.

(Слайд№2)

Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово «конфликт»?

(Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, целей.

Конфликт - состояние, которое возникает, когда стороны имеют несовместимые стремления.)

5. Мини-лекция «Конфликты».

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов. При этом и в конфликтных ситуациях мы ведем себя по-разному.

(Слайд№3)

(Слайд №4)

(Слайд №5)

(Слайд №6)

6. Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»

На конфликт можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.

Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда, описывают негативные последствия конфликтов.

(Слайд №7)

(Слайд №8)

(Слайд №9)

7. Игра на взаимопонимание в группе «Все мы разные»

Цель: формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Группа разбивается на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи. На упражнение отводится 15 минут.

Обсуждение:

- Какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

(Слайд №10) 8. “Пути решения конфликтов”:

Есть два вида утверждений, которые можно использовать во время конфликтной ситуации: «Я - утверждение». Такое утверждение улучшают взаимоотношения, напротив «Ты – утверждение» подрывают их и ведут к углублению конфликта. Используя «я – утверждение» мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации, при этом мы не предъявляем обвинение и не осуждаем других людей.

9. Упражнение «Другими словами»

Ваша задача перефразировать ряд Ты - утверждений в я - утверждения. Например:

«Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!» («Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны»);

«Меня обидели!» («Я предпочла обидеться»);

«Меня заставили». («Я не сумела отказаться»);

«Он – упрямый осёл». («Я не смог убедить его»);

«Он меня унизил». («Мне было неприятно»);

«Прекрати меня злить!». («Я начинаю злиться»);

Обсуждение: просто – сложно перефразировать?

(Слайд №11)

Во всех конфликтных ситуациях каждый человек контролирует исключительно свои действия и не может контролировать действия, реакцию других. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.

Прощение означает, что вы «отпускаете» свой гнев и не собираетесь мстить.

Предотвратить конфликт также можно согласием, и ответить на выпад (оскорбление, обвинение) не противостоянием, что только усугубит конфликт, а согласием, при этом, не отступая от своей позиции, например: «Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!» - «Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать».

1. Упражнение “Извините ”

Многих конфликтов можно избежать, если вовремя остановиться, так, например, для того чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виновного и просит извинения. Или поступают еще проще, не выясняют, кто был виноват, - извиняются обе стороны. Например, кто-то нечаянно задел кого-то и попросил извинения: «Извините», он услышит в ответ: «Извините». Первое «Извините» означает: «Простите, что я задел вас», второе «Извините» - «Простите, что я встал на дороге в тот момент, когда вы проходили». Если же кто-то умышленно задевает другого, потому что у него плохое настроение, он снова услышит в ответ «Извините», что означает: «Извините, конфликта не будет».

По команде тренера все начинают свободно перемещаться по аудитории и локтем или плечом легонько задевают друг друга. Оба участника извиняются любым способом: «Извините, пожалуйста, простите, сожалею о случившемся или в любой другой форме. Фразы неприемлемые: «Ах, что вы, это я вас задела». «Нет, нет, это вы меня извините».

Обсуждение:

Что вы чувствовали, когда задевали других?

Что вы чувствовали, когда вас задевали?

В каких жизненных ситуациях можно использовать данный прием?

Трудно ли вам было извиняться?

Вывод: мы извиняемся не потому, что сделали что-то не так, а потому, что мы выше конфликтов, которые происходят из-за пустяков, потому что мы уверенны в своем поведении. Мы сделали все, чтобы избежать конфликта, который нам не нужен.

(Слайд №12)

12. Притча «Солнце и ветер».

Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начался ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ из человека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. «Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково». И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.

13. Упражнение «Голова»

Цель: снять неприятные соматические изменения

Инструкция: Встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, где вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

14. Упражнение «Аукцион скульптур».

Цель: выразить важные аспекты конфликта без слов, с помощью тела.

Инструкция: Работа в парах. Один из партнеров играет роль скульптора, другой – «материал». Скульптор из обоих «лепит» скульптуру на тему «Взаимоотношения в конфликте» молча, используя только руки. «Материал» пассивен. Скульптура запоминает окончательный вариант, чтобы продемонстрировать. Затем партнеры меняются ролями.

Обсуждение. Рефлексия: Податлив ли материал? Каков характер прикосновений скульптора? Что чувствовали в процессе изготовления скульптуры? Какие мысли приходили в голову?

15. Упражнение «Скульптура».

Вылепите из себя самого скульптуру под названием

«Бодрость, уверенность, жизнерадостность, сила». Запомните позу и мимику. Надевайте и носите эту позу три раза в день.

16. Рефлексия:

Спасибо за работу, всего хорошего!

Дарим памятки, по профилактике конфликтов, и позитивные смайлики, чтобы никогда не забывали о позитивном отношении друг к другу.

ПАМЯТКА по профилактике конфликтов

1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его завершить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.

2. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:

- оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;

- ухудшают качество мышления;

- снижают объективность оценки окружающих;

- по закону эмоционального заряжения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.

3. Никогда не выясняйте отношения с администрацией, коллегами и родителями в присутствии детей.

4. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделать воспитанников. Воспитание процесс длительный, требующий от воспитателя терпения, ума, такта и осторожности.

5. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважить всех, начиная с себя.

6. Расширяйте пространственные границы своего мировосприятия.

«Правила для избегания конфликтов»

Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком.

Прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия.

Попробуйте стать на место другого, посмотреть на проблему его глазами.

Не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступками.

Умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно.

Признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше.

Если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.

Основные виды поведения в конфликте.

1. Избегание. (Многие стараются избежать конфликта). Используют в случаях:

- не хотят проиграть,

- боятся,

- нет времени и т. д.

2. Конкуренция. (Стремление удовлетворить свои интересы в ущерб интересам другого человека). Применяют в следующих случаях:

- исход очень важен для человека,

- если человек обладает авторитетом,

- когда нет выбора и нечего терять.

3. Приспособление. (Человек в меньшей степени отстаивает свои интересы). Используют тогда, когда нет достаточной власти. Не использовать, когда человек обижен.

4. Компромисс. (Проблемы решаются поверхностно). Используется тогда, когда:

- оба партнера обладают достаточной властью, но взаимоисключающими интересами,

- когда устраивает временное решение,

- какие-то уступки помогут сохранить отношения.

5. Сотрудничество. (Самый эффективный стиль поведения в конфликте).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Комплекс упражнений с использованием плаката-подсказки для детейКомплекс упражнений с использованием плаката-подсказки для детей ПетрушкаКомплекс для подготовительной группы1. Тарелочки И. п. : о. с. Скользящие хлопки прямыми руками вверх-вниз (8-10 раз) 2. Повстречались.

Конспект ритмической утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста МБДОУ №168 г. Кемерово. Конспект ритмической утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста. Цель: «Пробудить» организм ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Что такое конфликт?»
Опубликовано: 13 декабря 2014 в 05:56
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД