Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми»

Елена Новикова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми»

Предлагаю вашему вниманию семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Взаимодействие специалистов ДОУ (учитель-логопед - инструктор по физической культуре) в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности».

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения с учётом ФГОС, является коррекция отклонений в развитии ребенка. В нашем учреждении функционирует группа компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФНР.

Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей с ОНР имеются вторичные отклонения в развитии. Исследования И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.

У детей отмечается:

– нарушение общей и мелкой моторики;

– заторможенность;

– повышенная утомляемость;

– нарушение координации;

– отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

Наряду с физическими показателями отмечается отставание в формировании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все это ставит перед педагогами ряд задач, при исполнении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

- координации движений;

- общей и мелкой моторики;

- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;

- речевого и физиологического дыхания;

- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;

- работа над мимикой лица. Инструктор по физкультуре проводит педагогическую диагностику, развивает двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствует моторные навыки, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.

Обращаем ваше внимание на речевые игры в режимных процессах. С чего начинается день? Дети пришли в детский сад!

I.Развитие координации мелкой и общей моторики:

-приветственная коррекционная игра «Здравствуйте!» (игра проводится перед зарядкой; дети встают в круг, педагог поёт песню, а дети отвечают):

-Здравствуйте, девочки! -педагог приветственно машет рукой

-Здравствуйте! -девочки поднимают руку вверх и машут ею

-Здравствуйте мальчики! – то-же

-Здравствуйте! – то-же

- Солнышко здравствуй! – все поднимают руки вверх

-Здравствуй! Здравствуй! – скрещивают прямые руки над головой

-День такой прекрасный! –протягивают прямые руки вперёд

-Здравствуй! Здравствуй! -хлопают в ладоши

-Хорошо под солнышком мы растём, - поднимают руки вверх, встают на носочки и тянутся как можно выше

-Здоровей становимся с каждым днём! –сжимают пальцы в кулаки, прижимают руки к плечам, и разводят в стороны.

Далее проводится утренняя гимнастика.

- речевая игра «Шкатулка» (проводится перед занятием или в процессе режимных моментов). Во время игры из шкатулки достают какие-нибудь предметы, рассматривают их, проговаривают стихотворение, сопровождая речь движением.

Шкатулка-это шкатулка дети прижимают ладошки друг к другу

Для всяких разных штук. и поворачивают руки так, чтобы сверху

была то 1 то 2 рука

Она больше коробка, разводят руки в стороны,

Но меньше чем сундук. прижимают ладони друг к другу,

Шкатулка-это шкатулка ударяют кулачками друг о друга

Для всяких разных штук.

И если потрясти её, поднимают кулачки вверх и трясут ими

Услышишь: тук-тук-тук стучат кулачками по коленям

А вдруг волшебный замок там прижимают ладони друг к другу

Пальчик смотрят вверх

И танцы при свечах? Вращают кистями рук (фонарики)

И кавалеры с дамами Руки на пояс и стучат каблуками,

Подмётками стучат? Не отрывая носков ног от пола.

- приговорка «Рукавичка» (при одевании на прогулку в холодный период)

Рукавички-невелички

Прилетели, словно птички.

На левую ручку-скок!

На правую ручку-скок!

Мы гулять пойдём, всех друзей с собой возьмём!

-речевая игра «Убиральная песенка» (при уборке игрушек)

Мы -дружные ребята,

Скорее за уборку,

игрушки аккуратно

положим мы на полку:

Матрёшки, куклы, мишки,

Зайчишки-шалунишки-

Вас уберут детишки,

девчонки и мальчишки.

Машины мы увозим,

Кирпичики уносим.

Дома все разбираем,

На место всё поставим.

-речевая игра на привлечение внимания «Тарам-шурум-бурум» (для старших дошкольников). С детьми сразу договариваются, что они могут шуметь сколько хотят, но, когда педагог поднимает руку вверх, все должны сразу замолчать и замереть. Педагог читает стихотворение, дети производят шум в соответствии с текстом.

-Чтобы в доме стало тихо, дети стучат ладонями или кулаками

Надо по полу стучать:

Прыгать, прыгают

Хрюкать, хрюкают

И мяукать, мяукают

И коровою мычать. Мычат.

Но когда затихнут звуки Прижать ладони друг к другу

Сразу в дом придёт она (слова произносят тихо)

Потому что после шума грозят пальцем

И приходит тишина.

В честь неё устроим шум Педагог говорит громко и радостно

Тарарам-шурум-бурум! Сжать пальцы в кулаки, энергично

Поднимая и опуская их.

Затем дети бегают, прыгают, шумят, кричат некоторое время. Педагог поднимает руки вверх. Все замирают, наступает тишина.

II.Озвучивание и оречевление движений в процессе деятельности на занятиях физкультурой

Применяются слова, звукосочетания и предложения различной конструкции. Происходит «оживление» воображаемого образа.

Звук –с-

Двигательно-речевая игра Основные движения, закрепляемые в игре; ОРУ

«Самолёт»

Самолёт построим сами (руки в стороны, как крылья)

Понесёмся над лесами

Понесёмся над лесами, (бег с поднятыми по сторонам руками)

А потом вернёмся к маме (приседания с поднятыми по сторонам руками)

«Гуси»

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает, гусята гуляют гуськом (ходьба, высоко поднимая ноги, руки за спиной, голова поднята)

Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним не рискнёт подойти босиком (опустить голову, грозно соединив брови)

«Лиса»

Лиса рядом притаилась, (присесть)

Лиса кустиком прикрылась (соединить руки над головой)

Лиса носом повела (ведёт носом, поворачивая голову в ту или другую сторону)

Разбегайся кто куда (бег врассыпную)

Бег с поднятыми на уровне плеч руками, приседания.

Ходьба друг за другом, руки за спину, спина прямая.

Бег врассыпную, приседания на 2 ногах.

III.Массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений

Массаж в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений способствует улучшению протекания и формирования психических процессов, вызывает общее оздоровление, гармонизирует все процессы, происходящие в целостном организме.

Нами используется массаж для спины «Комары»:

«Мой приятель Валерий Петров…»

Самомассаж для профилактики плоскостопия:

«Мы ходили, мы скакали…»

IV.Релаксационные техники:

Суть релаксации сводится:

- к снижению психофизического напряжения ребёнка в целом;

-к максимально возможному снятию гипертонуса, спазма или блока в конкретной группе мышц.

Начинать релаксационные мероприятия желательно со снятия напряжения ребёнка в целом. Для этого в дошкольном учреждении рекомендуют иметь отдельный кабинет для релаксации.

Упражнение «Желание»:

Дети лежат на ковре (на кровати перед сном, лицом вверх. На потолке звёзды: «Глазки смотрят на небо прекрасное. Видите сколько звёзд на небе ясном! Можно их сосчитать, а можно выбрать одну. И желание своё загадать! 1, 2, 3-желание моё звёздочка прими!»

Таким образом, взаимодействие в работе учителя- логопеда и инструктора по физической культуре способствует сохранению и укреплению здоровья детей, позволяет не только совершенствовать коррекционно-развивающий процесс, но и помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка:

- дети учатся результативно, мягко, выразительно и точно выполнять физические упражнения; в двигательной деятельности проявляют быстроту, ловкость, выносливость, силу.

- дети учатся через движения передавать своеобразие конкретного образа (персонажа, животного);

- в ходе выполнения физических упражнений дети стремятся к лучшему результату, осознавая зависимость между качеством и результатом;

- дети учатся согласовывать слова и движения, внимательно выслушивать словесные инструкции, выполнять их.

Используемая литература:

1. Н. Н. Ефименко «Коррекция нарушений речевого развития в «театре физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста».

2. М. Ю. Картушина «Зелёный огонёк здоровья» программа оздоровления дошкольников.

3. М. А. Поваляева «Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов».

4. Интернет ресурсы.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи «Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи» ВВЕДЕНИЕ Анализируя.

Отчет о работе специалистов коррекционной группы за учебный год Вот и закончился учебный год. Этот год был интересными плодотворным. Пришлось потрудиться и педагогам и воспитанникам. Приходя каждый.

Семинар-практикум для педагогов детского сада Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста» Семинар-практикум. Тема : «ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: Повышать профессиональную компетенцию педагогов в вопросах.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональное выгорание» И. Н. Шауэр, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №46 «Золотой ключик», г. Соликамск, Пермский край Семинар-практикум «Профессиональное выгорание».

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» 1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Педагог-психолог: Я очень рада всех вас приветствовать и.

Семинар-практикум для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Цель: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности.

Семинар — практикум Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста Цель: выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение.

Семинар-практикум «Удивительное оригами в работе с детьми» Цель: Повышение педагогической компетентности студентов в вопросах использования искусства «оригами» в воспитании и развитии детей. Задачи:.

Взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Мир, в котором живёт современный ребёнок, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми»
Опубликовано: 30 июня 2016 в 22:33
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Спортивный праздник «Веселые старты» в старшей группе
Цель: повышать интерес детей к занятиям физической культуре и воспитывать чувство товарищества. Задачи: Образовательные: формировать двигательные умения...
Конспект занятия по пластилинографии «Овощная корзина»
Лепка из пластилина - полезное и увлекательное занятие, как для детей, так и для взрослых. В детском саду дети всегда лепят овощи . Сегодня я расскажу, как...
Конспект тематической прогулки «Белокрылые лошадки» в средней группе
Цель: Развивать наблюдательность путем выявления новых признаков весны. Развивать познавательный интерес, потребности и способность к самостоятельной...