Взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Юлия Забабурина
Взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Мир, в котором живёт современный ребёнок, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.

Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.

Термин «задержка» подчеркивает несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.

Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

Среди причин ЗПР выделяют следующие:

• Слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни ребенка.

• Генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы (ЦНС).

• Интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства.

• Неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, депривация и т. д.).

В своей работе мы чаще всего встречаемся с двумя формами задержки психического развития.А именно:

• ЗПР соматогенного генеза, обусловленная наличием у ребенка соматических заболеваний. Дети с такой формой задержки очень часто болеют и их развитие идет крайне медленно.

• ЗПР церебрально-органического генеза, обусловленная органическим повреждением головного мозга ребенка. Дети с такой формой задержки очень трудно усваивают новую информацию и их развитие идет тоже медленными темпами.

Вследствие данного нарушения развитие ребенка искажается. Все психические процессы, эмоционально-волевая сфера, личность такого ребенка приобретает специфические особенности развития. Например,у таких детей наблюдаются:

• Нарушение формирования общезначимых школьных навыков;

• Незрелость ЭВС;

• Своеобразное поведение;

• Системное нарушение всех сторон речевой деятельности;

• Недоразвитие ВПФ.

Наше дошкольное образовательное учреждение является детским садом компенсирующего вида. В нем функционируют 15 групп. Из них две группы для детей с задержкой психического развития по 12 человек в каждой группе. И наряду с ЗПР в наших группах находятся и дети с нарушением интеллектуальной сферы (с-м Дауна, умственная отсталость легкой степени, нарушением ЭВС (аутизм, аутоподобное поведение, смешанные расстройства поведения и эмоций, и нарушением поведения (СДВГ, гиперактивность, депрессивное расстройство поведения).

Как же попадают дети в эти группы? Они зачисляются по результатам прохождения ГПМПК. После того, как дети приходят к нам, с ними проводится диагностическое обследование. По результатам которого на каждого ребенка разрабатывается индивидуальный коррекционный маршрут. В нем прописываются основные направления работы с данным ребенком и рекомендации по коррекции нарушений ребенка от каждого специалиста.

Перед началом работы из всего многообразия программ мы в качестве основной коррекционной программы выбрали программу Л. Б. Баряевой «Воспитание и обучение дошкольников с ЗПР».

Вся коррекционная работав нашем ДОУ подчинена нескольким целям:

-повышение уровня психического развития ребёнка: интеллектуального, эмоционального, социального;

-создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с задержкой психического развития в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум;

-обеспечение в коррекционно-образовательном процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой.

В нашей работерешаются следующие задачи: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные и образовательные.

Среди диагностических задач ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.

Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств.

Коррекционно-образовательная работа, направлена, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Оздоровительные задачи направлены на защиту, сохранение и укрепление здоровья ребенка (формирование у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья, проведение всех возможных воспитательных и образовательных мероприятий, направленных на обучение детей приемам и навыкам, значимым для их жизнедеятельности и здоровья как важнейшего условия жизненного благополучия, комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с задержкой психического развития).

Образовательные задачи направлены на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, подготовку детей с ОВЗ к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Все перечисленные задачи решаются всеми специалистами нашего дошкольного образовательного учреждения (учитель – дефектолог, учитель – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, инструктор по плаванию, педагог-психолог, воспитатели) в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.

Все специалисты работают под руководством учителя-дефектолога, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей деятельности в этих группах. А теперь рассмотрим поподробнее, что же делает каждый из этих специалистов.

Работаучителя-дефектолога в дошкольном учреждении компенсирующего вида включает в себя следующие направления деятельности:

• психолого-педагогическое обследование ребенка, выявление его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей в целях разработки индивидуальных программ коррекционного обучения;

• планирование и проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности;

• анализ динамики развития каждого ребенка в процессе коррекционно-развивающей деятельности;

участие в подготовке и проведении педагогических мероприятий: утренники, праздники, досуговые и другие мероприятия;

• осуществление связи с ПМПК;

• консультации педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, знакомство родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития;

• участие в координации взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения.

Учитель-дефектолог ежедневно проводит подгрупповую и индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность с детьми своей группы. Материал лексической темы, разработанный учителем-дефектологом, включается во все виды коррекционно-развивающей деятельности (познавательной, физкультурной, музыкальной, изодеятельности, а также в режимные моменты.

Подгруппы формируются с учетом уровня психического развития и сформированности запаса знаний и представлений. Учитель-дефектолог и воспитатель работают с подгруппами параллельно. При составлении сетки коррекционно-развивающей деятельности, определяющей нагрузку на ребенка в течение дня и недели, руководствуемся нормативными документами, в которых отражены максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов. Например, если учитель-дефектолог проводит с первой подгруппой математическое развитие, воспитатель со второй подгруппой - по развитию изобразительной деятельности. После десятиминутного перерыва подгруппы меняются.

Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Работа учителя –логопеда в ДОУ включает в себя следующие направления:

• Диагностирование уровня импрессивной и экспрессивной речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический, звукопроизносительный строй);

• Составление индивидуальных планов развития, планов специально-организованных занятий;

• Осуществление на индивидуальных занятиях постановки диафрагмально-речевого дыхания, коррекции дефектных звуков, их автоматизации, дифференциации, введении в самостоятельную речь;

• Проведение подгрупповых занятий по формированию фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте;

• Введение в режимные моменты игр и упражнений, направленных на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи;

• Консультирование педагогов и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

• Участие в методических объединениях.

Работа воспитателявключает в себя следующие направления деятельности:

• проведение специально-организованной коррекционно-развивающей деятельности по продуктивным видам деятельности по подгруппам, организация совместной и самостоятельной деятельности детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения;

• организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов;

• применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе;

• консультирование родителей об индивидуальных особенностях детей.

Воспитатель отвечает за жизнь вверенных ему детей. Охрана жизни и здоровья детей является центральной задачей деятельности воспитателя. Он первым принимает ребенка в группу и встречается с его родителями. Воспитатель контролирует все режимные моменты в группе.

В комплексной деятельности педагогов ДОУ участие педагога-психолога крайне необходимо.

Работапедагога-психолога включает в себя следующие направления деятельности:

• психодиагностическая и психопрофилактическая работа с детьми;

• участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;

• повышение уровня психологической компетентности педагогов детского сада;

• консультативная работа с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье.

На начало года педагог – психолог проводит углублённое обследование эмоционально-личностного развития каждого воспитанника группы; совместно с учителем-дефектологом определяется коррекционно-развивающий маршрут.

Работа с семьей ребенка находится под постоянным вниманием психолога. Именно он работает со всеми членами семьи, улучшая микроклимат семьи, согласовывая единые требования семьи и педагогического коллектива, предъявляемые к ребенку.

Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность также подчинена целям коррекционно-развивающего процесса обучения.

Музыкальный руководитель:

• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• принимает участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;

• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального, песенного репертуара;

• использует элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики.

Музыкальный руководитель проводит коррекционно-развивающую деятельность по музыкальному воспитанию и развитию ритмических способностей, а также организует подготовку и проведение детских утренников, праздников, досугов.

Через музыкальное воспитание у некоторых безречевых детей можно добиться появления активной речи. В некоторых случаях, то, что учителю-дефектологу порой не удается развить у ребенка только вербальными и наглядно-практическими средствами, музыкальный работник может вызвать на музыкальной коррекционно-развивающей деятельности, поскольку ребенок на них более раскрепощен, эмоционально настроен и открыт для контактов в доступной и интересной для него деятельности.

Тесное взаимодействие инструктора по физической культуре с другими специалистами обеспечивает реализацию различных форм организации двигательной активности детей.

Инструктор по физической культуре:

• осуществляет укрепление здоровья детей;

• совершенствует психомоторные способности дошкольников;

• изучает двигательную сферу дошкольников с задержкой психического развития, основные движения, общую и мелкую моторику.

Особенности планирования коррекционно-развивающей деятельности по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей.

Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству родителей, так как успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние своего ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.

Основные направления взаимодействия с семьей:

• коллективные (собрания, консультации, «Дни открытых дверей», «Круглые столы», тематические праздники - где родитель может видеть достижения своего ребенка; семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике);

• индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов);

• наглядные (стенды, тематические выставки, выставки работ, брошюры, педагогические журналы).

В своей работемы выбираем следующие подходы:

• Индивидуальный подход (определенный вид деятельности, наиболее любимый ребенком).

• Предотвращение наступления утомляемости (релаксационные паузы, физкультурные минутки, подвижные игры).

• Активизация познавательной деятельности (сюрпризные моменты (появление нового сказочного героя, чудесный мешочек, просмотр мультфильма, компьютерной презентации по теме, компьютерные игры по теме, экскурсии).

• Проведение занятий (ознакомление с окружающим миром, ФЭМП, подготовка к обучению грамоте, коррекция психических процессов, лечебная физкультура, лечебное плавание, продуктивные виды деятельности).

• Обогащение знаниями об окружающем мире (дидактические игры, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия).

• Коррекция всех видов деятельности (релаксационные упражнения, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, ЛФК, артикуляционная гимнастика, дидактические игры и упражнения).

Таким образом, успешное преодоление недостатков развития у данной категории детей возможно лишь при условии взаимодействия всех специалистов ДОУ.

И только благодаря тесной взаимосвязи всех специалистов нашего ДОУ мы смогли организовать и правильно простроить систему коррекционно-педагогической работы с нашими детьми.Она состоит из двух блоков:

-Коррекционно-педагогическая работа с детьми, направленная на коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии детей.

-Коррекционно-педагогическая работа с родителями, направленная на обогащение родителей знаниями по вопросам воспитания детей, через специальные лекции, семинары, консультации и т. д.

Публикации по теме:

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи - умением ребенка свободно.

Консультация для воспитателей на тему «Роль игры в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья» РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В статье рассматривается значение игры в жизни ребенка с ОВЗ и особенности.

Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок» Распространение в России процесса интеграции детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательные.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы Козиковой Елены Васильевны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко «ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с Старый Аманак.

Роль игры в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы Гудковой Юлии Александровны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с. Старый Аманак.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровьяСоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен.

Взаимодействие семьи и ДОУ в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в совместной музыкальной деятельности Известно, что человек становится личностью в процессе социализации, т. е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Здоровье, гигиена
  • Космос
Автор публикации:
Взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 21 апреля 2016 в 18:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. Праздник риса на МААМ

Очередной тематический день посвящен важному продукту питания, который мы часто видим на своем столе. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о рисе и увлечь его...

29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

Мастер-класс по конструированию из бумаги «Мальчики и девочки» с детьми средней группы
Цель: формировать у детей умение создавать из цветной бумаги образы мальчиков и девочек. Материал: желтая бумага 20х15 см, красная, оранжевая, синяя...
Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей дошкольного возраста...
Пояснительная записка Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, способствующих всестороннему развитию ребенка,...
Сценарий развлечения «Письмо от Золотой Осени» для детей среднего дошкольного возраста
Дети под музыку входят в зал. Вед: Лето быстро пролетело, Ветерком прошелестело. Осень к нам в окно глядит, Частым дождичком стучит. Двери ветром...