Консультация для воспитателей на тему «Роль игры в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Светлана Борисовна Дзягунова
Консультация для воспитателей на тему «Роль игры в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматривается значение игры в жизни ребенка с ОВЗ и особенности обучения детей подвижной игре с дидактической направленностью. Приводится перечень и краткое описание подвижно-дидактических игр.

Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Загадка и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождается еще в раннем детстве, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости, от погремушки и куклы до азартных игр.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем больше разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития. В игре не только выражаются наклонность ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а следовательно, и на будущую судьбу. Понять природу игры – значит познать природу детства.

Играя, ребенок вливается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Вступая в общение, он познает свой внутренний мир и отношения людей, секреты их взаимодействий, переживает радость и неудачи. Сначала он только подражает, затем приходит период осмысления, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно определять собственные социально-психологические мотивы, установки, ориентиры.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.

Для ребенка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как людьми, близкими по духу, - все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью подвижной игры, особенно для детей – инвалидов и детей с нарушением в развитии. Как правило, эти дети в силу снижения двигательной активности испытывают дефицит общения, что по-разному сказывается на психике ребенка.

Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.

В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становится дети, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Для обучения через игру и созданы подвижные и дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Подвижная игра может выполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок с ОВЗ выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, познают свои физические возможности.

Каждая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, преодоление препятствий, игровых и организационных отношений. Физические упражнения и положительные эмоции способствуют решению ее дидактических задач, влияют на восприятие, внимание, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, обобщать, делать выводы. В условиях игры получает развитие один из важных компонентов учебной деятельности – произвольность.

Важным аспектом подвижной игры дидактической направленности (ПИНД) является общение и взаимодействие детей в совместной деятельности. В процессе игры дети с ОВЗ учатся понимать:

- достичь успеха в одиночку невозможно, выполнить задачу должны все члены команды;

- важность индивидуальной ответственности – необходимость личного вклада в достижение цели;

- значение совместной оценки результата деятельности, успешности или не успешности выполнения задачи.

Основные принципы ПИНД:

- активность и сознательность;

- постепенность (от знакомых игр и не знакомых);

- соответствие возрастным и физическим особенностям детей (готовность к выполнению двигательных и дидактических задач);

- соответствие месту (соответствует ли место, время и условия поставленным в игре задачам).

Положительный эффект от использования таких игр во время обучающих занятий состоит в том, что дети не утомляются, не раздражаются, обеспечивается необходимая двигательная активность, благоприятная психоэмоциональное состояние.

При отборе игр необходимо учитывать следующие требования:

- дидактическое и двигательное содержание должно соответствовать содержанию воспитательно-образовательной программы для данной возрастной группы;

- игра должна развивать способности детей (быстроту реакции, пространственные и временные отношения и т. д.);

- постепенное усложнение двигательных и дидактических задач с учетом психофизиологических особенностей детей.

При отборе игр необходимо учитывать следующие условия:

Правила игры должны быть просты, четко сформулированы и понятны детям, той группе, для которой она проводится

Игра должна способствовать мыслительной и двигательной активности

Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью

Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие

В играх должны решаться двигательные и обучающие задачи

Игру нельзя оставлять несовершенной

Инвентарь должен быть красивым, интересным, безопасным

Подвижная игра дидактической направленности (ПИДН) «Красивый букет».

Дидактическая задача: Познакомить детей с цветами, и их названиями. Учить детей определять по внешнему виду цветок и место произрастания (садовый, полевой).

Динамическая задача: Внимание, быстрота реакции, ориентировка в пространстве. Дети по сигналу воспитателя выполняют движения.

Ветер семена цветов подхватил,

Закружил, закружил (бегают, кружатся).

Ветер стих, семена в землю вошли (встали, присели)

Из них цветы выросли (поднимаются).

Дети называют цветок (медаль с изображением цветка, какой цветок (садовый или полевой).

ПИДН «Радуга».

Дидактическая задача: Познакомить с явлениями природы (радуга, расположением цветов в спектре; коммуникабельность.

Динамическая задача: Быстрота, ловкость, внимание.

Дети по сигналу воспитателя выполняют движения.

Мелкий дождик моросит (присели, встали).

Дождик капать перестал.

С неба радугу позвал (дети бегут к черте, переворачивают эмблемы и выстраиваются по порядку по цветовому спектру радуги).

У детей на шее медальки – эмблемы, с одной стороны капелька дождя, с другой стороны – цвет радуги.

ПИДН «Сбор фруктов».

Дидактическая задача: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины, значение цвета, коммуникативность.

Динамическая задача: ловкость, быстрота, внимание.

Дети делятся на две команды, одна собирает в большую корзину большие (красные яблоки с яблони, другая команда – маленькие зеленые). Какая команда быстрее соберет все яблоки, одержит победу.

ПДИ «Теремок».

Дидактическая задача: математика, внимание, коммуникабельность,

быстрота реакции.

Динамическая задача: в зависимости от выбранных педагогом заданий.

По сигналу воспитателя дети выполняют заданные движения, по второму сигналу дети с одинаковыми карточками встают в один обруч, затем считают, сколько детей живет в каждом домике.

ПИДН «По мостику».

Динамическая задача: ловкость, упражнения на лавочке.

Дидактическая задача: собранность.

Дети строятся в две команды. Перед ними лавочки, в конце лежат призы. Загадываются упражнения по мостику, правильно выполняются, получают приз.

Подвижная игра дидактической направленности становится эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков (математического развития, познания, музыкального развития, коммуникабельности, здоровья, социализации и т. д.).

Публикации по теме:

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи - умением ребенка свободно.

Консультация «Двигательная активность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения» Власова Е. В., зам. зав. по ВМ Р, Филина Л. Е., ст. воспитатель МДОУ «Детский сад №113» Двигательная активность воспитанников с ограниченными.

Консультация «Как и зачем развивать художественные способности детей с ограниченными возможностями здоровья?»Консультация «Как и зачем развивать художественные способности детей с ограниченными возможностями здоровья?» Творческие занятия необходимы каждому ребенку! Ведь цель такого развития вовсе не в том, чтобы каждый стал художником. Главная цель в.

Консультация для детей с ограниченными возможностями и их родителей «Хотите радоваться жизни? Притворитесь берёзкой!»Консультация для детей с ограниченными возможностями и их родителей «Хотите радоваться жизни? Притворитесь берёзкой!» Консультация для детей с ограниченными возможностями и их родителей «Хотите радоваться жизни? Притворитесь берёзкой!» Никак не можете.

Консультация для воспитателей «Сюжетные игры в жизни ребенка» Подготовила Шушлебина Елена Валерьевна-воспитатель МБДОУ «Детский сад №32» г. Воркуты. Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Консультация «Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) даёт возможность посещения дошкольниками.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья При рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в корне меняется жизнь семьи. Изменения происходят в психологическом, социальном.

Роль праздника в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями Соц. педагоги ГБУ СО «ВРЦ» Вартанова Ю. И. Каергужа С. А. В число основных психофизических отклонений в становлении личности детей с ограниченными.

Система формирования здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду Система формирования здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду На сегодняшний день большое внимание.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация для воспитателей на тему «Роль игры в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Опубликовано: 10 февраля 2016 в 14:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 апреля. Юбилей книги «Муха-Цокотуха»

«Муха-Цокотуха» — единственная сказка, которую К. Чуковский по собственному признанию написал без оглядки, за один день, словно по внушению нахлынувших радостных чувств. Автор даже пустил в пляс, сочиняя...

23 апреля. День рождения Шекспира

«А не пора ли нам, друзья мои, замахнуться на Вильяма нашего Шекспира?» – спрашивал руководитель народного театра у актёров, в комедии «Берегись автомобиля». Этот юмористический монолог в исполнении...

Плакат по теме здорового питания «Наше здоровье — в наших руках» совместно с...
Все мы ежегодно должны объяснять нашим детям и ученикам о правильности ведения здорового образа жизни и правильного питания. Мы вместе с учениками 2 класса...
Консультация для родителей «Способности на кончиках пальцев»
Способности на кончиках пальцев Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество...
Настольная дидактическая игра «Любимые виды спорта»
Лото «Любимые виды спорта» в игровой форме способствует формированию у детей дошкольного возраста знаний о разных видах спорта. Игра направлена на...