Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок»

Марина Воронкина
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок»

Распространение в России процесса интеграции детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательные организации является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование. Инклюзивное образование рассматривается как путь и как одно из возможных средств более успешной социализации и интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это относительно новая форма обучения, в которой реализуется принцип «научения жить вместе», построенный на гуманистических началах педагогики и психологии.

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме участвовать в жизни коллектива дошкольной организаций.

ФГОС дошкольного образования направлен на решение задач по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, в том числе и детей с ОВЗ и создание благоприятных условий для развития детей, учитывая совокупность особенностей каждого ребёнка и уважение к личности ребёнка.

При реализации стандарта обязательно учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования и особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.

С каждым годом в нашем муниципалитете увеличивается количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям и их родителям необходима не только помощь со стороны различных специалистов, но и общение дошкольников со своими сверстниками, расширение их небогатого социального опыта. Помимо забот по уходу за ребенком и его лечению, которые отнимают много сил и времени, родители ребенка с ОВЗ сталкиваются еще с одной серьезной проблемой – невозможностью определить своего малыша в детский сад на полный день из-за особенностей заболевания ребенка.

Решением данной проблемы на территории Шебекинского района стало открытие на базе МАДОУ «Центр развития ребенка – детксий сад № 2 г. Шебекино» группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». Данную группу посещает 6 человек в возрасте от 3 до 7 лет имеющие сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии. Зачисление в группу осуществляется по решению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии на срок от 3 месяцев до 3 лет. Режим работы группы «Особый ребенок» составляет три дня в неделю по 2 часа. К работе в данной группе привлечены воспитатели, учителя-логопеды, педагог-психолог детского сада, прошедшие профессиональную переподготовку по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Дошкольную группу посещают дети, проживающие в г. Шебекино и Шебекинском районе, у которых имеется тяжелое нарушение речи (либо полное ее отсутствие, отсутствие навыков общения, самообслуживания, совместной коллективной деятельности и другие физические заболевания, не позволяющие находится ребенку в детском саду в течение полного дня.

У детей с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с нормально развивающимися сверстниками запаздывает формирование основных психических функций, в том числе и навыков общения. Часто «особому ребенку» бывает трудно установить эмоциональный контакт даже с близкими и родными людьми, а тем более с другими детьми и взрослыми. Отсутствие навыков общения и несформированность механизмов саморегуляции затрудняет внедрение ребенка с ОВЗ в детскую группу. Но если нормально развивающийся ребенок самостоятельно овладевает навыками общения и взаимодействия, то у «особого ребенка» эти навыки могут сформироваться только в результате специальной работы.

Работа с «особым ребенком» начинается с индивидуальных занятий с воспитателем (учителем-логопедом) или психологом, а затем осуществляется постепенное внедрение нового ребенка в небольшую подгруппу из двух или трех детей.

Чтобы дать ребенку первые, хотя бы самые элементарные навыки общения, педагогами используются игры с движениями в кругу, которые напоминают упражнения по логоритмике. Даже если ребенок сразу не включается в игру и не выполняет движения, то он находится вместе или рядом с другими детьми, имеет возможность привыкнуть, освоиться в новой, непривычной для него обстановке, понаблюдать за действиями детей и взрослых. Иногда требуется значительное время, чтобы ребенок начал включаться в общую игру и выполнять по подражанию определенные движения и действия. Игры с движениями в кругу помогают формировать у «особых детей» мотивацию к участию в групповых занятиях и общению с другими детьми.

Для осуществления деятельности по коррекции нарушений речевого и психического развития в группе с данными детьми работают двое взрослых: воспитатель или учитель-логопед и педагог-психолог. Они помогают детям осваивать общие правила, оказывают физическую помощь отдельным детям при выполнении движений: помогают удерживать определенную позу детьми (если у ребенка имеются нарушения в данном направлении развития, помогают ребенку удерживать предмет, который используется в игре, выполняют руками ребенка необходимые движения до тех пор, пока ребенок сам не начнет действовать, повторяя движения за ведущим.

В период адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям группы кратковременного пребывания в качестве помощников привлекаются родители. Они принимают активное участие в проведении занятий как индивидуальных, так и подгрупповых, являются основными помощниками для своих детей в период освоения новых видов детской деятельности.

Помимо решения основной проблемы, связанной с социализацией ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в группе кратковременного пребывания решаются и другие задачи. У детей в связи с особенностями их физического и психического развития практически не развита крупная моторика и координация движений. Данные дети часто не понимают инструкцию взрослого, а потому и не выполняют предлагаемые им задания. Игры с движениями, организованные педагогами в кругу, помогают решить задачу развития общей моторики «особых детей», а также развития слухового восприятия и понимания обращенной речи.

Многие виды движений, которые с легкостью выполняют их сверстники, не доступны для выполнения детьми с ОВЗ. Особому ребенку трудно успеть за общим темпом выполнения движений, трудно переключиться с одного движения на другое, хотя ритмические действия привлекают детей, нравятся им. Поэтому педагоги стараются значительно снижать темп выполнения движений, повторять одну и ту же команду по несколько раз, чтобы дать детям возможность понять указание взрослого и выполнить то или иное движение, используют в играх и упражнениях самые простые движения и действия: сделать хлопки по коленкам, поднять руки вверх, опустить руки вниз, развести в стороны, присесть-встать, протянуть руки вперед и т. п., разные виды ходьбы, бег.

Мелкая моторика у детей с ОВЗ не развита или развита очень слабо, движения рук и пальцев нескоординированы. Поэтому на занятиях вводятся элементы массажа рук и пальчиковой гимнастики, которые дети делают при помощи родителей, педагогов или пытаются выполнить самостоятельно. Здесь, также как и в играх с движениями, используется замедление темпа выполнения и многократное повторение самых простых движений.

Развитию мелкой моторики, ручной умелости, а также развитию восприятия, внимания, мышления, памяти «особых детей» способствуют игры и пособия М. Монтессори. Поскольку дети с ограниченными возможностями здоровья имеют серьезные речевые нарушения, то более всего для работы с этими детьми подходят пособия для сенсорного развития и упражнений в практической жизни (пересыпание, перекладывание, переливание, закручивание – откручивание крышек и т. п.).

Каждому дошкольнику, особенно детям, имеющие ограниченные возможности здоровья, нравятся физкультурные и музыкальные занятия, которые проходят в физкультурном и музыкальном залах под руководством инструктора по физической культуре и музыкальных руководителей. Дети с удовольствием играют с мячами разных размеров (пытаются бросать их в кольцо или в мишень, прокатывают их в ворота, «играют в футбол», учатся бросать и ловить мяч руками, забивают клюшкой шайбу в ворота, ходят по дорожкам. На музыкальных занятиях наибольший эмоциональный отклик у ребят вызывают движения под музыку и игра на детских музыкальных инструментах.

Помимо развивающих занятий в детском саду для воспитанников группы «Особый ребенок» организуются посещения репетиций и музыкальных занятий в группах общеразвивающей направленности, чтобы дети могли понаблюдать за тем, как танцуют и поют их сверстники, проводятся совместные музыкальные развлечения и праздники. На праздниках Новогодней елки воспитанники группы «Особый ребенок» вместе с родителями и детьми детского сада водят хороводы вокруг нарядной елки, играют на детских музыкальных инструментах, танцуют под музыку, играют в подвижные игры. Во время «Недели психологии» воспитанники группы кратковременного пребывания участвуют в акции «Сказка в подарок»: они посмотрят сказки, которые им показывают воспитанники подготовительной к школе группы. В конце таких развлечений дети все вместе танцуют и поют песни. Подобные мероприятия очень нравятся детям с ОВЗ, дарят им много положительных эмоций.

Положительным моментом в деятельности группы кратковременного пребывания является то, что родители «особых детей» имеют возможность получать квалифицированную помощь специалистов. Советы и рекомендации педагогов по взаимодействию с ребенком в домашних условиях очень помогают в организации воспитательного процесса дома, поскольку большинство этих родителей не имеют специального образования и, конечно, не были готовы к появлению в их семье ребенка с проблемами.

Пока дети находятся на занятии, родители, ожидая их, имеют возможность поучаствовать в тренингах, получить консультацию и обсудить со специалистом проблемы, касающиеся воспитания и обслуживания своих «особых детей». Это общение позволяет родителям ощутить, что они не одиноки, что есть и другие семьи со сходными проблемами.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольной организации изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». Посещая группу кратковременного пребывания, дети с ограниченными возможностями здоровья приобретают элементарные навыки общения, делают первые маленькие шаги на пути социализации. Ведь жить им предстоит в социальном мире, в человеческом обществе. Большая победа, если этот первый опыт оказывается удачным, и ребенок получает возможность развивать наравне со своими сверстниками.

Список литературы:

1. Безделева М. Ю. «Организация преемственности дошкольного и школьного инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Коллективная работа как одна из форм работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями (фотоотчет)Коллективная работа как одна из форм работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями (фотоотчет) Как известно, все дети любят мастерить различные поделки. На одном из занятий кружка"Разноцветная палитра" мы с детьми и подростками,.

Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.

Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни дети с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ с самого начала.

Конспект группового занятия психолога «В кругу друзей» с детьми с ограниченными возможностями здоровья Задачи: 1. Сплочение, создание дружелюбной, благоприятной обстановки в детском коллективе. 2. Развитие координации движений, умение почувствовать.

Организация работы по социализации и коррекции детей с ограниченными возможностями в интегрированной среде детского сада В настоящее время государственная политика в области инклюзивного образования даёт дошкольникам возможность посещать образовательное учреждение.

Особенности работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями Общение - важнейшее условие развития, приобретения социального опыта и жизни человека в обществе. Основным направлением работы является.

Сценарий «Восточные сказки» — работа с детьми с ограниченными возможностями здоровьяСценарий «Восточные сказки» — работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми ограниченными возможностями здоровья много уделяешь внимания развитию речи, памяти. У воспитанников наблюдается присутствие.

Весенний праздник с детьми группы кратковременного пребывания «Весенний праздник» Дети входят в зал под красивую музыку, в руках цветы. Ведущая. Ах, какой денек чудесный! Встретим праздник звонкой.

Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье человека – наиболее актуальная проблема развития современного общества. В начале 21 века она становится первостепенно значимой.

Автор публикации:
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок»
Опубликовано: 20 января 2016 в 21:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД в средней группе «Удивительное дерево сибирской тайги — кедр»
Возраст: средняя группа ( 4 – 5 лет) Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, Речевое развитие, художественно – эстетическое...
Фотоотчет об Уроке мужества в подготовительной к школе группе, посвященном 100-летию...
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет об Уроке мужества, который прошел в нашем детском саду 18 сентября. Данное мероприятие посвящено...
Памятка для родителей «Детей учит то, что их окружает»
Родители очень часто удивляются не очень хорошим поведением своего ребенка. Они не могут понять, от чего же это происходит? Что заставляет его быть таким?...
Фотоотчет о закаливающих процедурах в ДОУ
«Закаляйся, если хочешь быть здоров! ». С годами старый девиз не теряет своей актуальности. Еще древнегреческий врач Гиппократ, который является...
Акция «Хорошее настроение»
19 сентября 1982 г родился « смайлик ». И вот уже тридцать шесть лет как он стал неизменным атрибутом электронного общения. «Смайлики» помогают нам лучше...