Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок»

Марина Воронкина
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок»

Распространение в России процесса интеграции детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательные организации является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование. Инклюзивное образование рассматривается как путь и как одно из возможных средств более успешной социализации и интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это относительно новая форма обучения, в которой реализуется принцип «научения жить вместе», построенный на гуманистических началах педагогики и психологии.

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме участвовать в жизни коллектива дошкольной организаций.

ФГОС дошкольного образования направлен на решение задач по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, в том числе и детей с ОВЗ и создание благоприятных условий для развития детей, учитывая совокупность особенностей каждого ребёнка и уважение к личности ребёнка.

При реализации стандарта обязательно учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования и особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.

С каждым годом в нашем муниципалитете увеличивается количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям и их родителям необходима не только помощь со стороны различных специалистов, но и общение дошкольников со своими сверстниками, расширение их небогатого социального опыта. Помимо забот по уходу за ребенком и его лечению, которые отнимают много сил и времени, родители ребенка с ОВЗ сталкиваются еще с одной серьезной проблемой – невозможностью определить своего малыша в детский сад на полный день из-за особенностей заболевания ребенка.

Решением данной проблемы на территории Шебекинского района стало открытие на базе МАДОУ «Центр развития ребенка – детксий сад № 2 г. Шебекино» группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». Данную группу посещает 6 человек в возрасте от 3 до 7 лет имеющие сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии. Зачисление в группу осуществляется по решению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии на срок от 3 месяцев до 3 лет. Режим работы группы «Особый ребенок» составляет три дня в неделю по 2 часа. К работе в данной группе привлечены воспитатели, учителя-логопеды, педагог-психолог детского сада, прошедшие профессиональную переподготовку по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Дошкольную группу посещают дети, проживающие в г. Шебекино и Шебекинском районе, у которых имеется тяжелое нарушение речи (либо полное ее отсутствие, отсутствие навыков общения, самообслуживания, совместной коллективной деятельности и другие физические заболевания, не позволяющие находится ребенку в детском саду в течение полного дня.

У детей с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с нормально развивающимися сверстниками запаздывает формирование основных психических функций, в том числе и навыков общения. Часто «особому ребенку» бывает трудно установить эмоциональный контакт даже с близкими и родными людьми, а тем более с другими детьми и взрослыми. Отсутствие навыков общения и несформированность механизмов саморегуляции затрудняет внедрение ребенка с ОВЗ в детскую группу. Но если нормально развивающийся ребенок самостоятельно овладевает навыками общения и взаимодействия, то у «особого ребенка» эти навыки могут сформироваться только в результате специальной работы.

Работа с «особым ребенком» начинается с индивидуальных занятий с воспитателем (учителем-логопедом) или психологом, а затем осуществляется постепенное внедрение нового ребенка в небольшую подгруппу из двух или трех детей.

Чтобы дать ребенку первые, хотя бы самые элементарные навыки общения, педагогами используются игры с движениями в кругу, которые напоминают упражнения по логоритмике. Даже если ребенок сразу не включается в игру и не выполняет движения, то он находится вместе или рядом с другими детьми, имеет возможность привыкнуть, освоиться в новой, непривычной для него обстановке, понаблюдать за действиями детей и взрослых. Иногда требуется значительное время, чтобы ребенок начал включаться в общую игру и выполнять по подражанию определенные движения и действия. Игры с движениями в кругу помогают формировать у «особых детей» мотивацию к участию в групповых занятиях и общению с другими детьми.

Для осуществления деятельности по коррекции нарушений речевого и психического развития в группе с данными детьми работают двое взрослых: воспитатель или учитель-логопед и педагог-психолог. Они помогают детям осваивать общие правила, оказывают физическую помощь отдельным детям при выполнении движений: помогают удерживать определенную позу детьми (если у ребенка имеются нарушения в данном направлении развития, помогают ребенку удерживать предмет, который используется в игре, выполняют руками ребенка необходимые движения до тех пор, пока ребенок сам не начнет действовать, повторяя движения за ведущим.

В период адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям группы кратковременного пребывания в качестве помощников привлекаются родители. Они принимают активное участие в проведении занятий как индивидуальных, так и подгрупповых, являются основными помощниками для своих детей в период освоения новых видов детской деятельности.

Помимо решения основной проблемы, связанной с социализацией ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в группе кратковременного пребывания решаются и другие задачи. У детей в связи с особенностями их физического и психического развития практически не развита крупная моторика и координация движений. Данные дети часто не понимают инструкцию взрослого, а потому и не выполняют предлагаемые им задания. Игры с движениями, организованные педагогами в кругу, помогают решить задачу развития общей моторики «особых детей», а также развития слухового восприятия и понимания обращенной речи.

Многие виды движений, которые с легкостью выполняют их сверстники, не доступны для выполнения детьми с ОВЗ. Особому ребенку трудно успеть за общим темпом выполнения движений, трудно переключиться с одного движения на другое, хотя ритмические действия привлекают детей, нравятся им. Поэтому педагоги стараются значительно снижать темп выполнения движений, повторять одну и ту же команду по несколько раз, чтобы дать детям возможность понять указание взрослого и выполнить то или иное движение, используют в играх и упражнениях самые простые движения и действия: сделать хлопки по коленкам, поднять руки вверх, опустить руки вниз, развести в стороны, присесть-встать, протянуть руки вперед и т. п., разные виды ходьбы, бег.

Мелкая моторика у детей с ОВЗ не развита или развита очень слабо, движения рук и пальцев нескоординированы. Поэтому на занятиях вводятся элементы массажа рук и пальчиковой гимнастики, которые дети делают при помощи родителей, педагогов или пытаются выполнить самостоятельно. Здесь, также как и в играх с движениями, используется замедление темпа выполнения и многократное повторение самых простых движений.

Развитию мелкой моторики, ручной умелости, а также развитию восприятия, внимания, мышления, памяти «особых детей» способствуют игры и пособия М. Монтессори. Поскольку дети с ограниченными возможностями здоровья имеют серьезные речевые нарушения, то более всего для работы с этими детьми подходят пособия для сенсорного развития и упражнений в практической жизни (пересыпание, перекладывание, переливание, закручивание – откручивание крышек и т. п.).

Каждому дошкольнику, особенно детям, имеющие ограниченные возможности здоровья, нравятся физкультурные и музыкальные занятия, которые проходят в физкультурном и музыкальном залах под руководством инструктора по физической культуре и музыкальных руководителей. Дети с удовольствием играют с мячами разных размеров (пытаются бросать их в кольцо или в мишень, прокатывают их в ворота, «играют в футбол», учатся бросать и ловить мяч руками, забивают клюшкой шайбу в ворота, ходят по дорожкам. На музыкальных занятиях наибольший эмоциональный отклик у ребят вызывают движения под музыку и игра на детских музыкальных инструментах.

Помимо развивающих занятий в детском саду для воспитанников группы «Особый ребенок» организуются посещения репетиций и музыкальных занятий в группах общеразвивающей направленности, чтобы дети могли понаблюдать за тем, как танцуют и поют их сверстники, проводятся совместные музыкальные развлечения и праздники. На праздниках Новогодней елки воспитанники группы «Особый ребенок» вместе с родителями и детьми детского сада водят хороводы вокруг нарядной елки, играют на детских музыкальных инструментах, танцуют под музыку, играют в подвижные игры. Во время «Недели психологии» воспитанники группы кратковременного пребывания участвуют в акции «Сказка в подарок»: они посмотрят сказки, которые им показывают воспитанники подготовительной к школе группы. В конце таких развлечений дети все вместе танцуют и поют песни. Подобные мероприятия очень нравятся детям с ОВЗ, дарят им много положительных эмоций.

Положительным моментом в деятельности группы кратковременного пребывания является то, что родители «особых детей» имеют возможность получать квалифицированную помощь специалистов. Советы и рекомендации педагогов по взаимодействию с ребенком в домашних условиях очень помогают в организации воспитательного процесса дома, поскольку большинство этих родителей не имеют специального образования и, конечно, не были готовы к появлению в их семье ребенка с проблемами.

Пока дети находятся на занятии, родители, ожидая их, имеют возможность поучаствовать в тренингах, получить консультацию и обсудить со специалистом проблемы, касающиеся воспитания и обслуживания своих «особых детей». Это общение позволяет родителям ощутить, что они не одиноки, что есть и другие семьи со сходными проблемами.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольной организации изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». Посещая группу кратковременного пребывания, дети с ограниченными возможностями здоровья приобретают элементарные навыки общения, делают первые маленькие шаги на пути социализации. Ведь жить им предстоит в социальном мире, в человеческом обществе. Большая победа, если этот первый опыт оказывается удачным, и ребенок получает возможность развивать наравне со своими сверстниками.

Список литературы:

1. Безделева М. Ю. «Организация преемственности дошкольного и школьного инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Коллективная работа как одна из форм работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями (фотоотчет)Коллективная работа как одна из форм работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями (фотоотчет) Как известно, все дети любят мастерить различные поделки. На одном из занятий кружка"Разноцветная палитра" мы с детьми и подростками,.

Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.

Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни дети с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ с самого начала.

Конспект группового занятия психолога «В кругу друзей» с детьми с ограниченными возможностями здоровья Задачи: 1. Сплочение, создание дружелюбной, благоприятной обстановки в детском коллективе. 2. Развитие координации движений, умение почувствовать.

Организация работы по социализации и коррекции детей с ограниченными возможностями в интегрированной среде детского сада В настоящее время государственная политика в области инклюзивного образования даёт дошкольникам возможность посещать образовательное учреждение.

Особенности работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями Общение - важнейшее условие развития, приобретения социального опыта и жизни человека в обществе. Основным направлением работы является.

Сценарий «Восточные сказки» — работа с детьми с ограниченными возможностями здоровьяСценарий «Восточные сказки» — работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми ограниченными возможностями здоровья много уделяешь внимания развитию речи, памяти. У воспитанников наблюдается присутствие.

Весенний праздник с детьми группы кратковременного пребывания «Весенний праздник» Дети входят в зал под красивую музыку, в руках цветы. Ведущая. Ах, какой денек чудесный! Встретим праздник звонкой.

Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье человека – наиболее актуальная проблема развития современного общества. В начале 21 века она становится первостепенно значимой.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок»
Опубликовано: 20 января 2016 в 21:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка»
Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка». Планируемые результаты:...
Пешеходная прогулка на стадион «Судоремонтник»
ПЕШЕХОДНАЯ ПРОГУЛКА НА СТАДИОН " СУДОРЕМОНТ НИК" Всем мой Физкульт - привет! Мы все больше говорим о здоровье и возможности его сохранения. Сегодня...
Фотоотчет «День народного единства. Мы разные, но мы вместе» Часть II
Как повезло тебе и мне Мы родились в такой стране, Где люди все – одна семья Куда ни глянь - кругом друзья. Я. Аким Уважаемые коллеги! Предлагаю...
Конспект занятия для средней группы «Путешествие в страну безопасность»
Сегодня дети, я хочу пригласить вас совершить путешествие по стране безопасности. В этой стране все жители живут по правилам которые соблюдают , я надеюсь...
Аппликация «Ананас» во второй младшей группе
Автор: Куликова Анна Александровна. Дети всегда с интересом мастерят необычные подделки своими руками. И не обязательно материалы для творчества должны...