Получи документы

Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы)

Наталья Менщикова
Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы)

Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуальна в современном обществе. «Особенные дети» ограничены в связи с миром, недостаточность контактов со взрослыми и сверстниками. Дети с ограниченными возможностями здоровья в интегративной среде вырастают более общительными, более толерантными, с адекватной самооценкой, более творческие, менее агрессивные, менее тревожные. Общество выбирает толерантность, как основополагающий принцип морали. Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. Если мы хотим, что бы ребенок легко влился в социум и его адекватно воспринимали со всеми его особенностями и индивидуальными чертами, то необходимо воспитывать в нем такое же восприятие людей.

Публикация «Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы)» размещена в разделах

Что же такое «толерантность»?

Толерантность, терпимость (рус.) - терпение, терпеливость, принятие. Добровольное перенесение страданий, терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Толерантность – это еще и показатель не отчужденности сознания человека, а показатель его готовности искренне и глубоко проникать в мир «другого», в действительность и в то, что в ней происходит.

Воспитание толерантности приобретает особое значение в связи с развитием в стране инклюзивного образования. В указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 01.06.2012 №761 предусмотрены меры, направленные на государственную поддержку детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых:

Законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения ребенка.

Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях.

В приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» одной из главных задач является «Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».

Отечественные психологи (Р. С. Немов, А. В. Петровский, В. С. Мухина и др.) отмечают, что в развитии человека существуют периоды, наиболее благоприятные для формирования определенных качеств личности. В дошкольный период важно закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка.

Цель работы : воспитание толерантного отношения у детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном пространстве.

Задачи:

1. Изучение проблемы толерантности в отечественной и зарубежной литературе

2. Подбор диагностического материала по данной проблеме, проведение мониторинга и анализ результатов

3. Создание условий для воспитания толерантности, предполагающих создание атмосферы сотрудничества и поддержки у детей с ограниченными возможностями здоровья через разнообразные виды детской деятельности

4. Формирование основ эмпатийного поведения, как со стороны обычных сверстников и их родителей, так и со стороны самого ребенка с ОВЗ и его семьи.

Гипотеза:

Воспитание толерантности у детей с особыми образовательными потребностями совместно с типично развивающимися сверстниками дает положительный эффект в отношении личностного развития и социализации и той и другой категории воспитанников.

Исследование проводилось с детьми дошкольного возраста (4 -7 лет) в период с сентября 2012 года по май 2015 на базе МБДОУ «Детский сад №87» г. Кургана. Выборка составила 18 детей из группы комбинированной направленности, из них 9 мальчиков и 9 девочек. В группе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (6 детей) и типично развивающиеся дети (12 детей).

Исследование проводилось в несколько этапов:

I. Диагностический (сентябрь 2012).

Совместно с педагогом – психологом проведен мониторинг развития толерантности у детей дошкольного возраста, который включает в себя изучение эмоционально – личностной сферы. Для этого были предложены анкета «Я и мир вокруг меня» (на развитие коммуникативно – поведенческой сферы, тестовая игра «Необитаемый остров» (на развитие личностной сферы, игра «Помощники» (на развитие эмоционально – волевой сферы). Методики и результаты мониторинга представлены в Приложении 1.

Результаты исследований показали, что высокий уровень сформированной толерантности у детей 4 – 5 лет составляет 32%, средний уровень – 38%, низкий – 30%.

По результатам мониторинга был сформулированы выводы:

Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья не умеют брать на себя функции организатора

Не умеют распределять обязанности,

Не проявляют умение выслушать сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступить, убедить

Не способны оказать взаимопомощь, и обратиться в случае затруднения, за помощью к взрослому или сверстнику

Имеют низкую самооценку, высокий уровень тревожности

II. Практический этап (октябрь 2012 по март 2015 года)

Работа с детьми в атмосфере сотрудничества, толерантности и поддержки строилась по 3 направлениям:

Социализация:

• Развитие самостоятельности, через предоставление помощи;

• Обогащение коммуникативного и нравственного опыта детей дошкольного возраста;

• Развитие терпения, сочувствия, гуманности к детям с особыми образовательными потребностями;

Психологическая поддержка:

• Исключение чувства превосходства у типично развивающихся детей;

• Исключение комплекса неполноценности у детей с ограниченными возможностями здоровья;

Педагогическая помощь:

• Индивидуальное развитие каждого ребенка независимо от его потребностей;

• Активизация когнитивного развития у детей дошкольного возраста;

Для решения поставленных задач был разработано перспективное планирования клуба «Улыбка» по развитию толерантности у детей дошкольного возраста на каждый возрастной период (Приложение 2).

Реализация перспективного планирования осуществлялось по блокам:

1. Отношения со взрослыми. Организация и совершенствование работы в отношениях детей и взрослых, имеет важное значение в воспитании толерантности у детей. Конфликты, возникающие из-за непонимания между детьми и взрослыми или желания взрослых подчинить ребенка своим требованиям, создают неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития детей. Не менее важную роль имеет и семья. Прочная и дружная, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях детей и родителей, имеющая хорошие традиции – является основой для формирования навыков толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Сотрудничество с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка и взрослого.

Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и взрослыми проводится следующая работа :

Совместные мероприятия детей и взрослых – проведение праздников «Новый год», «День защитника отечества», «8 Марта», «Масленица», «1 Апреля» и т. д

Информационное сопровождение родителей – консультации для родителей «Что такое толерантность, «Мир детский и мир взрослый»

Выполнение творческих семейных заданий. Фотовыставки «Мама – солнышко моё», «мой лучший папа», выставка «Снегуркин вернисаж» и т. д.

Школа для родителей «Знаю ли я своего ребенка?», «Родословная-история и образ семьи» (Приложение 3).

2. Отношения со сверстниками. В процессе общения со сверстниками ребенок осваивает определенные нормы поведения, которые в будущем позволят стать ему равноправным членом общества. Формируется адекватная самооценка, которая оказывает влияние на процесс приобретения социального опыта. При ежедневном общении детей друг с другом развивается самосознание и стимулируется успех в различных видах деятельности. Для эффективного достижения результатов применялись разнообразные методы и формы работы :

Создание предметно - пространственной развивающей среды с учетом современных требований.

Организованная образовательная деятельность 2 раза в месяц

Чтение литературных произведений, направленных на воспитание культуры толерантности, Татьяны Николаевны Лепихиной

Проведение сюжетно-ролевых, народных и хороводных игр, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; (Приложение 4)

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие чувства близости с другими детьми «Дотронься…», «Слепец и поводырь» и т. д, направленные на проявление чувства милосердия и сострадания «Солнышко милосердия», «Ладонь в ладонь», игры с парашютом

Организация художественно – продуктивной деятельности: рисование, аппликация.

Утро радостных встреч (Приложение 5)

3. Отношения в социуме. Общение детей в социуме способствует формированию модели поведения в обществе. У детей формируются навыки уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с людьми разных культур. Были проведены мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения к окружающему миру, представителям разных народов, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями. Это экскурсии в библиотеку им. Шолохова, в Краеведческий музей, целевые прогулки к Вечному Огню. Для поддержания преемственности работы со школой прошло целевое посещение МАУ «Гимназии №30», ГКСОУ «Курганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VI вида»

III. Итоговый этап (апрель – май 2015)

Итоговые результаты мониторинга показали: высокий уровень – 52%, средний – 39%, низкий – 9%. Дети стали охотнее обсуждать значение толерантных поступков, стремятся реализовать полученные знания и представления о толерантности, более терпимы друг к другу, такие нравственные черты, как сопереживание, уступчивость, сострадание, стали чаще проявляться в их отношениях. Ребята научились правильно оценивать свои поступки и поведение сверстников. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с типично развивающимися сверстниками дает положительный эффект отношений личностного развития и социализации и той и другой категории воспитанников.

Публикации по теме:

Статья «ФГОС дошкольного образования-детям с ограниченными возможностями здоровья» 1 слайд «ФГОС дошкольного образования – детям с ограниченными возможностями здоровья» Наше дошкольное учреждение вот уже много лет открывает.

«Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального.

Консультация «Двигательная активность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения» Власова Е. В., зам. зав. по ВМ Р, Филина Л. Е., ст. воспитатель МДОУ «Детский сад №113» Двигательная активность воспитанников с ограниченными.

Интегрированное обучение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях смешанной группы Интегрированное воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является значимой проблемой в нашем регионе и.

Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни дети с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ с самого начала.

Классный час по воспитанию толерантности «Мы разные, но мы вместе» в рамках недели инклюзивного образования Классный час: «Мы разные, но мы вместе»» Цели: 1) формировать толерантное и уважительное отношение к личности; 2) научить детей выделять.

Консультация: «Как заниматься с ребенком с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях» Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! -Любите своего ребенка, радуйтесь ему. Думайте о нем не как об " инвалиде", а прежде всего как.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра (изостудия) Чем бы ни занимался.

Родительское собрание в старшей группе «Толерантное воспитание детей к людям с ограниченными возможностями здоровья» Родительское собрание в старшей группе на тему: «Толерантное воспитание детей к людям с ограниченными возможностями здоровья». Аннотация.

Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье человека – наиболее актуальная проблема развития современного общества. В начале 21 века она становится первостепенно значимой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы)
Опубликовано: 13 декабря 2015 в 13:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД