Лучший педагог года

Семинар-практикум для педагогов «Педагогическая этика педагога ДОУ»

Марина Кривобок
Семинар-практикум для педагогов «Педагогическая этика педагога ДОУ»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА

«Педагогическая этика педагога ДОУ»

Цель: повышение психолого-педагогической культуры педагогов ДОУ

Задачи:

1. Закрепить представления педагогов о понятиях «этика», «норма», «мораль».

2. Совершенствовать знание нормативно-правовых документов, определяющих деятельность педагога в области педагогической этики: ФГОС ДО, Кодекс профессиональной этики педагога, Профессиональный стандарт «Педагог».

3. Способствовать определению единых норм поведения педагогических работников.

4. Содействовать сплочению коллектива.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Педагогическая этика педагога ДОУ“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация (powerpoint, карточки с педагогическими ситуациями, карточки с названиями групп, карточки с заданиями, мягкий кубик, листы бумаги, маркеры, мольберт.

Ход:

Упражнение «Атомы и молекулы» (создание положительного микроклимата, настрой на работу, сплочение коллектива, объединение в группы): участникам предлагается произвольно передвигаясь по залу, по сигналу ведущего объединиться в минигруппы по признаку. – 3 мин.

Упражнение «Мы такие разные – мы так похожи» (осознание роли общения в процессе взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса): участникам предлагается выполнить задание в образовавшихся группах («дети», «родители», «педагоги») выполнить задание – написать ответы на вопросы: «Какие мы?», «Что мы любим делать? Что мы должны делать?», схематически изобразить и объяснить взаимоотношение групп «дети»-«родители»-«педагоги». После каждой части задания, озвучиваются результаты, находятся точки соприкосновения (чем похожи, сопоставление «люблю – должен», найти то, что объединяет все группы (действие, процесс – общение).

Мини-сообщение: Действительно общение – неотъемлемая часть нашей жизни, в том числе и профессиональной. А. де Сент-Экзюпери называл общение – «единственной подлинной роскошью». Древнее придание гласит о том, каким разным и каким важным может быть общение: великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык. «Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь. «Что может быть прекраснее языка, передающего чувства! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви!» – ответил Эзоп. Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком. «Но почему!», - воскликнул Крез. «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета!» – ответил мудрец.

Упражнение «Беспокойное русло» (формирование понимания причинно следственных связей взаимообусловленности поведения сторон при общении): группа делится на две команды: одна - берега реки, а вторая – река. Участники, играющие роль берегов становятся в две шеренги, образуя русло реки. Вторая группа в образе воды «вливается» в русло, продвигаясь свободно. Берега начинают изгибаться, сужаться, подниматься и опускаться. При этом река не должна замедлять темпа движения, а бурлить стремительным потоком и стараться пройти русло или вырваться из него. Члены группы берегов, которые остались позади воды, перебегают в начало русла. Далее команды меняются ролями. Тренер делает резюме о том, что река и ее берега очень похожи на поведение сторон в коллективе. Если одна сторона (например, берега) сужают жизненное пространство другой, ограничивает степень свободы действий, то другая (вода) начинает реагировать бурно, конфликтно (толкается, старается прорваться, давит на берега).

Теоретическая часть

Современное общество, роль дошкольного детства в становлении и развитии личности предъявляют высокие повышенные требования к специалистам дошкольного образования. Помимо знания возрастных психологических особенностей, методики, воспитатель должен быть одновременно мудрым наставником и верным другом, обладать высокими нравственными (моральными) качествами, которые помогут ему в работе не только с детьми, но и с их родителями. Как полагал Ж. -Ж. Руссо, педагог должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества.

Нормативные документы, регулирующие педагогическую деятельность, отражают требования к личности современного педагога.

Ст. 48 Закона «Об образовании в РФ»: «1. Педагогические работники обязаны: 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; 2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; 4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;… 4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации».

ФГОС ДО: «1.2. ….следующие основные принципы:…

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;…

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

… 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; …8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Профессиональный кодекс педагога: «3.2. Принципы этики педагога.

Профессиональная деятельность педагога характеризуется особой ответственностью перед учащимися, родителями учащихся, обществом. При осуществлении своей деятельности педагог руководствуется следующими принципами: гуманизм; толерантность; профессионализм; законность; справедливость; ответственность; демократичность; взаимное уважение.

4. За нарушение норм профессионального поведения на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание по итогам соответствующего расследования».

Профессиональный стандарт педагога: «Применять педагогические методы формирования воспитывающей атмосферы в образовательной организации… меры по формированию в образовательной организации благоприятного психологического климата, позитивного общения. Применять технологии развития ценностно-смысловой сферы личности, опыта нравственных отношений, представлений об эталонах взаимодействия с людьми»

Как видим, красной нитью через все эти документы проходит понятие «педагогической этики», «педагогического такта», «педагогической культуры».

Что же такое этика? Этика (древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли») - это наука о нравственности, о принципах, которыми должны руководствоваться люди в своих поступках.

Педагогическая этика – это наука о педагогической нравственности. Несомненно, она основывается на этике как таковой. Честность, доброжелательность, гуманность (все ради человека, для человека, во имя человека, глубокая заинтересованность в успехах своих воспитанников, уважение их личности, чувство ответственности за результаты труда, соблюдение дисциплины – вот далеко не полный перечень качеств педагога.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей.

Этимология слова «мораль» восходит к лат. mores — «нравы», «обычаи», «поведение», а слова «этика» — к гр. — «обычай». Любопытно, что в греческом, латинском, а также древнегреческом и санскрите наблюдалась параллельная эволюция этих терминов, которые вначале обозначали: «порядок», «обычай», «закон» и только впоследствии — «нравственность».

Такт (с греческого «легкое прикосновение») – «. – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт – рассудок сердца» (Г. Гуцков)

«Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать, пожалеть. Педагогический такт – это «большой такт, сочетающий в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание».

Педагогическая культура - это совокупность высокого уровня развития всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации личностных качеств педагога, его способностей и возможностей.

Можно выделить следующие компоненты педагогической культуры:

- гуманистическая направленность личности;

- наличие педагогических способностей;

- положительная установка на профессиональную деятельность;

- гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие;

- способность к саморазвитию и самораскрытию;

- развитая культура поведения;

- владение педагогическим тактом и эмпатией;

- личностная самостоятельность и дисциплинированность педагога;

- общая педагогическая эрудиция и компетентность;

- толерантное восприятие чужих традиций и верований;

- гибкость, способность к рефлексии;

- развитое творческое мышление.

Педагогическая культура является частью человеческой культуры и зависит от многих компонентов. В ней воплощены духовные ценности образования (педагогические знания, теории, концепции, накопленный педагогический опыт, профессиональные этические нормы, материальные (средства обучения и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, служат социализации личности в конкретных исторических условиях.

• Упражнение «Составь портрет» (закрепление наиболее значимых качеств современного воспитателя, осознание единства образа современного педагога): участникам предлагается в образованных группах составить портрет современного педагога с учётом требований педагогической этики (ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т. д.) от имени родителей, администрации и коллег. Результат каждой группы зачитывается и обсуждается.

Упражнение «Ассоциации» (самоанализ): участникам предлагается на листе бумаги нарисовать предмет/написать, с которым они смогли бы себя ассоциировать как профессионала, ниже записать качества, которые помогают и препятствуют их работе.

Упражнение «Летний дождь» (снятие напряжения)

Упражнение «Решение ситуаций» (развитие профессионального мастерства): участник в группах решают предложенные педагогические ситуации:

Ситуация 1: «Дети говорят о воспитательнице: «Целый день она нас ругает, а вечером, когда приходят мамы и папы, она нас обнимает и ласково называет». Объясните и оцените ситуацию.

Ситуация 2: «Забирая вечером ребенка из д/ сада, родительница обнаружила, что гамаши и варежки мокрые. Обратившись с вопросом к воспитателю, она услышала…» Ваши варианты ответов.

Ситуация 3: «Забирая ребенка из детского сада, мама проговаривает воспитателю недовольство его коллегой» Ваши варианты ответа маме.

• Упражнение «Комплимент» (создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента): стоя в кругу участники говорят друг другу комплименты, соответствующие личностным качествам.

Например:

- Наташа, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

• Рефлексия: участникам предлагается закончить предложение: «Сегодня я…»

• Завершить нашу встречу я хотела бы небольшой притчей.

«Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать в нашем детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя, как дома, а родители станут нашими партнёрами и помощниками.

• Наша встреча подошла к концу. Мы с вами хорошо потрудились. Я предлагаю вам поместить на своих ладонях улыбку и радость и крепко-крепко соединить их в аплодисменты.

Литературный источник:

Материалы интернет-сайтов: nsportal.ru, maam.ru, pedkopilka.ru

Публикации по теме:

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Обучение с увлечением». ФотоотчетСеминар-практикум «Обучение с увлечением». Фотоотчет Семинар-практикум «Обучение с увлечением». фотоотчетВ феврале посетила районное методическое объединение для воспитателей подготовительных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Педагогическая этика педагога ДОУ»
Опубликовано: 16 января 2020 в 18:29
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД