МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников» (2 фото)

Ольга Бутузова
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 2.

Цель методического мероприятия: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Слайд 3.

Задачи методического мероприятия:

• определить умение педагогов общаться с родителями;

• раскрыть проблемы общения и взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников;

• тренировать педагогов в коммуникативных умениях общения;

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников“» размещена в разделах

• способствовать освоению доброжелательного, грамотного общения с родителями воспитанников и окружающими нас людьми.

Целевая группа: 7 педагогов.

Структура методического мероприятия: подготовительная работа, организационный момент, теоретическая часть, практическая часть, подведение итогов и рефлексия.

Используемые педагогические формы- семинар-практикум и методы : создание в группе позитивной атмосферы, самопознание, практические приемы, приемы самосовершенствования, психологическое вхождение, рефлексия, обратная связь.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашей сегодняшней встречи – «Общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников».

Общение людей друг с другом чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в течение всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Педагог, как никто другой должен владеть навыками грамотного общения, так как вся его работа строится именно на общении с детьми, родителями и коллегами.

У педагогов и родителей есть единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, воспитать их гармонически развитыми личностями.

Современные дошкольные учреждения делают много для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги используют в работе все лучшее и проверенное временем формы и методы взаимодействия с семьей, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные нетрадиционные – основная задача которых — достижение реального сотрудничества между ДОУ и семьей.

Слайд 4.

Кому принадлежит ведущая роль в общении между педагогом и родителями? Конечно педагогу. Чтобы выстроить общение педагогу необходимо обладать коммуникативными умениями, знать социальный статус семей своей группы, уметь грамотно отвечать на вопросы родителей в проблемах воспитания, быть в курсе последних достижений в воспитании, образовании и науки. Педагог должен уметь заинтересованность родителей, дать им почувствовать свою компетентность, грамотность, уверенность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них своих партнеров и единомышленников.

Воспитатели и родители обязательно должны быть союзниками в воспитании ребёнка.

Только сотрудничество воспитателей и родителей, построенное на демократических принципах, где происходит личностное взаимодействие воспитателя и родителя, взаимоуважение друг друга может стать важным шагом на пути развития личности ребёнка.

Слайд 5.

Но на ряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи, имеются и недостатки. Самыми распространенными причинами являются следующие:

• Использование в работе старых коллективных традиционных форм работы с семьей;

• Не учитывание воспитателем социальных возможностей и условий жизни семей воспитанников;

• Неумение воспитателем ставить конкретные задачи и выбирать необходимые интересные нетрадиционные формы и методы работы с семьей;

• Неумение воспитателем правильно выбрать тон беседы и тактично объяснить, что он хочет от родителей;

• Неумение педагога правильно вести себя в конфликтных ситуациях и многое другое

Хочется отметить, что возникают и сложности в активизации родителей для участия в жизни группы: в конкурсах и в различных мероприятиях. Не всегда продуманно осуществляется подготовка педагога к собраниям, консультациям, беседам и др. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения, нет сдержанности, чувства такта, маленький запас профессиональных знаний и др.

Слайд 6.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями – необходимое звено в системе мероприятий, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.

Для осуществления дифференцированного подхода воспитателю необходимо соблюдать как общепедагогические, так и специфические условия. А именно:

- взаимное доверие и уважение в отношениях между педагогами и родителями;

- соблюдение чувства такта, культуры речи по отношению к родителям;

- учёт условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания и образования;

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье, с формами работы со всеми родителями группы;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

- системный подход в организации работы с родителями.

Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями.

Опыт работы показывает, что осознанное включение родителей в единый с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов друг друга.

Хочется, чтобы в нашем ДОУ проблем с общением и взаимодействием педагогов ДОУ с родителями воспитанников не было. Поэтому для нашей встречи мы и выбрали эту тему. Сегодня мы с вами будем тренировать наши коммуникативные умения в общении.

1. Знакомство с темой семинара-практикума.

Мини-лекция:

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.

Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, не могут достучаться до родителей и привлечь ни на одно мероприятие?

(Ответы участников семинара, выступление Ефремовой Е. В.)

Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном ДОУ множество причин порождают сложные отношения. Посмотрите на шарики в моей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается воспитатель в общении с родителями. Сейчас я их вам раздам.

(Раздает мягкие шарики по кругу)

Я раздаю вам:

• Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;

• Неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Они возникают тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а им ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи, и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи;

o Неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детский сад, но слышал множество разговоров о том, что это там плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем;

o Излишняя озабоченность родителей о своем ребенке, только нервирует малыша, настраивает его против детского сада.

Кроме того:

воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;

o Непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.

Скажите, удобно ли вам держать столько шариков? Что вам хочется сделать? (Ответы участников семинара) Выбросьте их обратно в корзину. Давайте вместе подумаем, при каких условиях мы можем решить эту проблему?

Слайд 7. Психологический практикум.

Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход. Для того чтобы понимать другого человека, необходимо знать и самого себя. Я предлагаю оценить ваш уровень коммуникабельности с родителями.

(Каждый участник семинара получает раздаточный материал)

Проверьте свои установки на общение с родителями : из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

I.

А) я должна как можно чаще предоставлять родителям возможность самим принимать решения.

Б) мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

II.

А) меня должны уважать.

Б) я должна завоевать уважение.

III.

А) я должна быть в центре внимания.

Б) необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

IV.

А) я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.

Б) я всегда авансирую доверие родителям.

Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.

Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?

Слайд 8. Обучение педагогов навыкам гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов».

Слайд 9. + Для того чтобы люди хотели с вами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, поражает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Слайд 10. + Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!»

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают использовать имя своего собеседника (в этом случае прийти к согласию можно значительно быстрее). Иногда человеку нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нему прислушиваются.

Слайд 11. + В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, - его ребенка.

Слайд 12.

Я предлагаю вам упражнение «Живая шляпа» - (комплимент родителю)

Пока звучит музыка, участники передают шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа, называя его по имени отчеству. Это может быть поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, так же можно сказать что-либо положительное о «ребенке». Тот «родитель», которому адресован комплимент, должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравиться!»

Обсуждение упражнения.

• Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?

• Удалось ли вам сказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

Подводим итог:

Самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Слайд 13.

6. Обучение педагогов практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями.

Общение – это деятельность, которая поддается самоанализу:

- Что я чувствую?

- Меня понимают или не понимают?

Часто именно это является основой наших споров и непонимания. Как этого избежать?

Конечно, нужно научиться слышать, а не слушать друг друга. Умение слышать собеседника требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.

«Какие фразы целесообразно использовать для начала беседы с родителями»

Найти в предложенном списке пять неудачных по Вашему мнению, фраз. Затем найдите «нежелательные» для начала беседы с родителем фразы и подберите каждой ее смысловую пару – «желательную» фразу.

Варианты фраз

1. Извините, если я помешала….

2. Я бы хотела…

12,3. Вероятно, Вы об этом еще не слышали…

2,4. Вам будет интересно узнать…

5. Я бы хотела еще раз услышать…

6. Мне представляется интересным то, что…

7. Я пришла к такому выводу, что…

8. Вы хотите….

7,9. Думается, Ваша проблема заключается в том, что…

10. Давайте с Вами быстренько обсудим…

11. Как Вы знаете…

12. Хоть Вам это и неизвестно ….

5,13. Пожалуйста, если у Вас есть время меня выслушать…

10,14. Вы, наверное, уже об этом слышали…

«Давай поговорим…» Продолжите фразу

Пользуясь приведенным ниже списком слов и фраз, обыграть ситуацию

Слайд 14.

«Утешение»

Я Вас понимаю…

Успокойтесь, не волнуйтесь…

Не огорчайтесь…

Не беспокойтесь…

Не горюйте…

Вы не виноваты…

Забудьте об этом…

Возьмите себя в руки…

Не надо об этом думать…

Всякое бывает…

Не надо об этом думать…

Все пройдет…

Ничего не поделаешь …

Слайд 15.

«Извинение»

Прошу простить….

Прошу извинить…

Я очень огорчен…

Мне неловко…

Пожалуйста, извините…

Простите, я не хотела…

Прошу прощения…

Прошу извинения…

Слайд 16. Оцените свойства своего характера.

Инструкция. На каждый из поставленных вопросов необходимо выбрать тот вариант ответа, который Вас наиболее устраивает.

1. Как часто Вас терзают мысли о том, что Вам не следовало то-то и то-то говорить или делать? (очень часто – 1 балл, иногда – 3 балла, практически никогда -5 баллов)

2. Если Вам придется общаться с блестящим и остроумным человеком, Вы: постараетесь победить его в остроумии – 5 баллов, не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и прервете разговор – 1 балл, поддержите беседу и попробуете запомнить его шутки, чтобы потом пересказать знакомым – 3 балла.

3. Выберете одно из мнений, наиболее Вам близкое: а) то, что многим кажется везением, на самом деле результат упорного труда (5 баллов); б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств (1 балл); в) в сложной ситуации главное - не упорство или везение, а человек, который сможет ободрить, утешить (3 балла).

4. Вам показали шарж или пародию на Вас. Вы: а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в Вас есть что-то оригинальное (3балла); б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в Вашем партнере и высмеять его (4балла); в) уйдете хлопнув дверью (5 баллов).

5. Вы всегда спешите, Вам не хватает времени или Вы беретесь за выполнение заданий, которые превышают возможности одного человека? Да -1 балл; нет -5 баллов; не знаю – 3 балла.

6. Выбирая духи подруге в подарок, Вы купите: а) духи, которые Вам нравятся – 5 баллов; б) духи, которым, как Вы думаете, будет рада подруга, хотя Вам лично они не нравятся – 3 балла; в) духи, которые рекламировали в недавней передаче – 1 балл.

7. Вы любите мысленно представлять различные ситуации, в которых ведете себя совершенно иначе, чем в жизни? Да- 1балл, нет- 5 баллов, не знаю- 3 балла.

8. Задевает ли Вас, когда ваши друзья добиваются большего успеха, чем Вы? Да -1 балл, нет- 5 баллов, иногда – 3 балла.

9. Доставляет ли Вам удовольствие возражать кому-либо? Да – 5 баллов, нет – 1 балл, не знаю – 3 балла.

10. Закройте глаза и попытайтесь представит себе один из трех цветов: голубой – 1 балл, желтый – 3 балла, красный – 5 баллов.

Слайд 17. Обработка и интерпретация данных.

Слайд 18. Если Вы набрали 50-38 баллов, Вы довольны собой и уверены в себе. У Вас большая потребность доминировать над людьми. Вы любите подчеркивать свое Я, выделять свое мнение. Вам безразлично, что о Вас говорят, но сами склонны критиковать других. Чем больше у Вас баллов, тем больше Вам подходит определение «Вы любите себя, но не любите других». У Вас есть недостаток: Вы слишком серьезно относитесь к себе, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста Вам не понравятся, скорее всего, Вы «защититесь» от них утверждением «Все врут календари».

Слайд 19. 37-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций – и личного характера, и тех, которые касаются ваших взаимоотношений с людьми. Формулу Ваших отношений к себе и окружающим можно выразить словами «Доволен собой, доволен другими». У Вас нормальная здоровая самооценка, Вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы, и, что самое главное, не за счет других.

Слайд 20. 23-10 баллов. Очевидно, Вы недовольны собой, Вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, своими способностями, своими достижениями, своей внешностью, возрастом, полом… Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил Вам, что думающий человек должен быть постоянно собой доволен? Разумеется никто не требует от Вас самодовольства, но Вы должны принимать себя, уважать себя и поддерживать в себе этот «огонек».

7. Подведение итогов семинара-практикума.

А сейчас небольшое состязание.

Слайд 21.

Задание «Общение с родителями – это…»

Я хочу попросить вас разделиться на 2 команды, и в течение 5 - 7 минут (песочные часы) каждая команда должна выполнить задание:

Слайд 22.

Первая команда перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы слова «общение».

Например: «о» - обаяние педагога, «б» - безусловное принятие родителя таким, как он есть и т. д.

Слайд 23.

Вторая команда перечисляет критерии, используя буквы второго слова «родитель».

Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев.

Слайд 24. Игра «Что? Где? и Как?»

Вопросы:

№ Вопрос Ответ

1. Назовите методы изучения семьи. Анкетирование, тестирование, беседы, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью ребенка, «родительское сочинение» ….

2. Кому принадлежит ведущая роль воспитания ребенка? Семье

3. Что гарантирует «Закон об образования в РФ» родителям»

Общедоступность и бесплатность

4. В разработке какой части образовательной программы ДОУ должны принимать участие родители? в обязательной части, которая формируется всеми участниками образовательных отношений

5. Как должна проводиться психологическая диагностика детей? Только квалифицированным специалистом, с согласия родителей

6. Предметы, символизирующие методы воспитания, используемые некоторыми родителями. Кнут и пряник

8. Рефлексия.

Умение видеть ситуацию со всех сторон, находить хорошие и плохие стороны в любой ситуации – это необходимо каждому педагогу.

Ситуация:

«На улице хмурая и дождливая погода. Сыро, грязно, ветрено».

Ваша обычная реакция?

Вопросы подсказки: что произошло в этой ситуации? Есть ли здесь что-то хорошее? Чем эта ситуация может быть выгодна для вас лично?

9. Психологическое вхождение Упражнение «Дерево достижений»

Обратите внимание на наше одинокое дерево. Оно совсем не красивое. Его красота в наших с вами руках. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех в педагогической работе.

Тех, кто выбрал красный, - будут активно общаться весь учебный год с коллегами и родителями.

Желтый – проявят активность в своей педагогической деятельности.

Синий – будут настойчивы и упорны в познании новейших педагогических технологий.

Как красота дерева зависит от нас, так и имидж нашего детского сада зависит от наших с вами стремлений, поступков и общения с воспитанниками и их родителями.

10. Обратная связь Упражнение «Сердечко»

Наше мероприятие подходит к концу, и я хочу всех вас поблагодарить за активное участие в нем, и подарить вам по сердечку, а вы в свою очередь напишите на них идеи о том, какие решения можно вынести по совершенствованию работы с родителями.

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников»
Фото «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организацийСеминар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организаций Цель. Информирование педагогов с эффективными методами запоминания у детей старшего дошкольного возраста на основе цветового гнозиса. Задачи. •.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2 Цель: Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. Психологическое сопровождение молодого специалиста.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников»
Опубликовано: 12 апреля 2024 в 09:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бутузова (УИ 426931) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД