Ступак Анна Алексеевна
Семинар-практикум «Готовимся к школе» для родителей будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению, рассмотрение разных подходов о роли семьи и ДОУ в пред школьный период жизни ребенка.
Задачи: 1. Формировать интерес родителей к совместной деятельности с детьми; 2. Активизировать творческий потенциал детей и родителей; 3. Снизить уровень пред школьной тревожности; 4. Развивать навыки общения, сотрудничества; 5. Поддержка благоприятного психологического микроклимата. Форма работы: групповая. Длительность мероприятия: 40 - 45 минут.
Публикация «Семинар-практикум „Готовимся к школе“ для родителей будущих первоклассников» размещена в разделах
Материалы и оборудование: ручки, бумага, цветные карандаши, мяч
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые папы и мамы! Наше сегодняшнее родительское собрание мы назвали - «Скоро в школу»
Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты. Безусловно, вы полны желания, чтобы ваш малыш не только хорошо учился, но и оставался здоровым, успешным человеком. Это зависит от того как мы ответственно отнесемся к этому вопросу. «До школы еще долго!»- часто мы слышим от вас.
Известный русский педагог –психолог Ушинский сказал, что школа – это как стихийное бедствие, которое неотвратимо и которое нужно пережить, по возможности с наименьшими потерями. Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать вашу поддержку. Вот так, шаг за шагом, вместе Вы будите преодолевать все тяготы и трудности школьной жизни, все равно продвигаясь вперед. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.
Первый класс - это серьезное испытание, как для детей, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном пути. Дошкольник становится школьником, а его родители –становятся учителями.
У каждого в жизни единственный раз
Бывает свой первый, свой памятный класс,
И первый учебник, и первый урок,
И первый заливистый школьный звонок.
Потому, что очень скоро всем, кто вырос, нужно в школу!
1. Игра-ассоциация «Школа»
Подумайте, с каким словом у Вас ассоциируется слово «Школа» Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «учеба» и т. д.
2. Игровое упражнение «Скоро в школу».
На мольберте изображены папа и мама без лица и волос, по анализу родительских переживаний составляется портрет (приглашается 1-3 родителя и при помощи маркера дорисовываются лица родителей) - АНАЛИЗ РИСУНКОВ ( разнообразные чувства: и позитивные, и негативные, возможно это будет страх или радость).
Школа – это, к сожалению, не праздник, это рутинные обязанности изо дня в день. И с каким багажом знаний ребенок окажется на пороге школьной жизни зависит от нас, от взрослых, от того как мы подготовим будущего первоклассника.
Воспитатель: Вот такая замечательная получилась у нас семья будущего первоклассника (показ «готовых» портретов). А где же сам первоклассник?
3. Игровое упражнение «Желаемый портрет первоклассника»- с мячом
Родители по цепочке передают мяч и называют качества, которыми должен обладать будущий первоклассник.
4. Игровое упражнение «Нарисуй цветок»
Нарисуйте все по цветку. Раскрасьте их (на столах лежат цветные карандаши).
А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме.
Скажите, после того как Вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка?
При одинаковых условиях делаем все по- разному. Отсюда наше правило: никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого то или чего - то лучше или хуже. Есть – другое! Ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личностные качества. Но каждый из них уникален по-своему. Один из них уже вполне самостоятелен. Другому – достаточно напомнить и он сам все выполнит. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому. А вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действия, чтобы он понял.
5. Игра «Пирамидка» (1 чел на мольберте)
Предлагаю поиграть в игру. Я даю набор карточек, где написаны разные показатели готовности к школе. На верхнюю строчку вам необходимо выложить тот показатель, который вы считаете наиболее главным, на вторую строчку 2 показатель, на третью- 3, на четвертую -4. Должна получиться пирамидка.
Объяснить, почему именно в таком порядке Вы расставили эти показатели.
(ответственность; умение считать, писать, читать; умение общаться со взрослыми и сверстниками; самостоятельность, настойчивость, состояние здоровья, умение логически мыслить, умение организовать рабочее место, развитие речи и памяти, работоспособность)
Психологи считают, что успешность зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро, а также считать (и до скольких). Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника.
Критерии готовности ребенка к школе :
1. психологическая
2. физическая
3. интеллектуальная
4. социальная
5. мотивационная.
6. ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Предлагаем Вашему вниманию небольшой тест. Отметьте каждый утвердительный ответ 1 баллом.
1. Как Вы считаете, хочет ли Ваш ребенок идти в 1 класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли Ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.?
4. Можете ли Вы сказать, что Ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5. Умеет ли Ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из 5 предложений?
6. Знает ли Ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли Ваш ребенок читать хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли Ваш ребенок писать простейшие элементы в тетрадке в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли Ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли Ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги?
14. Может ли он из 5 элементов разрезанной на части картинки собрать целый рисунок?
15. Знает ли Ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у Вашего ребенка навыки обобщения, например: может ли он назвать одним словом «фрукты», яблоки и груши?
17. Любит ли Ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким то занятием, например: рисовать, собирать конструктор и т. д.?
Если Вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит Ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него возникнуть трудности при обучении, он с Вашей помощью сможет с ними справиться.
Если Ваш малыш может справляться с содержанием 10 вышеуказанных вопросов, то Вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые Вы ответили отрицательно, укажут Вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 5 или менее, Вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому Ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Чтению и письму их будут обучать в школе учителя – специалисты знающие методику. Важно подготовить ребенка к школе физически и психологически, социально.
Для него появятся первые заботы, обязанности:
а) внимательно слушать и слышать;
б) правильно говорить и понимать то, что ему говорят;
в) спокойно сидеть в течение 35 минут;
г) быть внимательным;
д) уметь самостоятельно выполнять домашние задание.
Поэтому Вам, родители, надо обратить сейчас серьезное внимание на воспитание у них таких качеств как:
а) послушания;
б) сдержанности;
в) вежливого отношения к людям;
г) умение культурно вести себя в обществе детей, взрослых.
Совет
Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью важно чтобы ребенок хотел учиться хотел идти в детский сад. Если вы видите, что ребёнок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребёнку заниматься самостоятельно. Все занятия проводите в игровой форме.
Итог решения родительского собрания
1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
2. Способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к школе. Организовать с детьми экскурсию в школу, посещение выставок с целью расширения кругозора, ознакомления со школой, работой учителя.
3. Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе
4. Принимать участие вместе с детьми в мероприятиях познавательной, эстетической и спортивной направленности.
Подумайте, что еще может оказаться необходимым Вашему ребенку и внедряйте это в жизнь, а если возникают сомнения – приходите к специалистам и консультируйтесь, даже если Вам кажется, что это того не стоит.
На пороге школы едва ли не самое главное - научить ребенка самостоятельности. Ведь малышу придется выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
6. Выпускной
Но так как мы еще дошколята, хотелось бы поговорит о насущном, это в первую очередь, конечно же, выпускной наших детей.
Из года в год, пять лет подряд мы ходили в детский сад. Но миновали те деньки, скоро будем мы выпускники!
На пороге школы едва ли не самое главное - научить ребенка самостоятельности. Ведь малышу придется выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
Итог
Воспитание детей сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надежных - добрый пример, Вас, родителей. Почаще возвращайтесь в свое детство - это хорошая школа жизни.
Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.
Рефлексия «Все у меня в руках»
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие, изменения ребенок видит и чувствует. Помните! Ребенок - самая большая ценность в Вашей жизни!