МААМ-картинки

Семинар-практикум для родителей «Что значит любить ребенка?»

Юлия Гудко
Семинар-практикум для родителей «Что значит любить ребенка?»

Семинар-практикум для родителей: «Что значит любить ребенка?»

Цель:

• повышение психологической компетенции родителей;

• привлечь внимание родителей к умению проявлять свою любовь к детям.

Знакомство. Необходимо каждому родителю представиться (назвать имя свое и ребенка, и сказать, какими ласковыми словами вы называете детей дома».

Слайд 1

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Что значит любить ребенка?“» размещена в разделах

Природу родительской любви люди понимают по-разному. Для одних любовь – это неусыпный контроль, для других постоянное выражение нежности. Что же значит любить своего ребенка? Достаточно ли мы любим своих детей? Адекватно ли выражаем свою любовь? Не “испортим” ли мы их, если будем любить слишком сильно?

Сегодня я хотела бы с вами поговорить о родительской любви. Хотела бы начать с того, что же такое любовь? (задается вопрос родителям и идет небольшое обсуждение)

Упражнение «Эмоциональная индукция»

Я предлагаю вам обратиться к своим детским воспоминаниям. Вам 5, 6 или больше лет, вы совсем юные, беззаботные, бесконечно счастливые. Рядом с вами взрослые, проявляющие заботу о вас. Вспомните, какие проявления родительской любви делали вас особенно счастливыми. Может быть, это будут короткие эпизоды или мельчайшие детали, но именно в такие моменты вы понимали, что вас любят, о вас заботятся.

Возможность приобщиться к собственному детскому опыту помогает иначе взглянуть на взаимоотношения с нашими собственными детьми. Совершенно очевидно, что как ранее наши родители, теперь уже мы, задаем своим детям модель эмоциональных отношений между взрослыми и детьми, которая с какими-то изменениями в будущем будет реализована в семьях наших детей. Одновременно, уже сегодня мы обучаем наших детей проявлять свои чувства по отношению к нам.

Юлия Гиппенрейтер – доктор психологических наук, считает, что любить ребенка – это значит удовлетворять одну из самых главных его потребностей. Каждому человеку независимо от его возраста, необходимо, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он чувствовал себя нужным. А ребенок без любви просто не может нормально развиваться.

Что даёт ребёнку родительская любовь? Каждым обращением к ребенку – словом, интонацией, жестом и даже молчанием – мы сообщаем ему, что то о нём.

Слайд 2

От повторяющихся знаков одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение “я хороший”, а от сигналов осуждения, неудовольствия, критика – ощущение “со мной что-то не так”, “я плохой”. Наказание ребёнок воспринимает как сообщение “Ты плохой!”, критику – “Ты не можешь!”, невнимание – “Мне до тебя нет дела” или даже “Я тебя не люблю”. Поэтому заботясь о безопасности ребенка, его воспитании, успехах в учебе мы должны отдавать себе отчет, какое сообщение ему сейчас посылаем

Вопрос к вам, уважаемые родители: – Как вы выражаете свою любовь к детям? (Ответы родителей: говорим ласковые слова; улыбаемся ребенку; гладим по голове; целуем его; прижимаем к себе; делаем подарки, которые желает ребенок.)

Да, каждый родитель по-своему выражает свою любовь к детям. Если для взрослого человека так важны положительные эмоции, то для малыша они жизненно необходимы!

Чем младше ребенок, тем сильнее влияние информации, которую он получает от нас. К счастью с маленькими детьми родители обычно более внимательны и ласковы. Но по мере взросления и возникновения каких – либо проблем, мы всё сильнее стремимся его “воспитывать”. Мы просто не фокусируем своё внимание на том, как обращаемся с детьми. А они всегда понимают нас буквально, и тон, каким произнесены слова.

Слайд 3

Психологи установили, что существует несколько способов выражения любви к ребенку, среди которых можно выделить самые значимые:

1. Контакт глаз;

2. Физический (или тактильный) контакт;

3. Пристальное внимание.

Каждый из этих способов принципиально важен. Чтобы дети вели себя прилично, были любопытны, имели избыток радости, могли вести себя непосредственно, надо выражать свою любовь к ним всеми способами.

Слайд 4

Упражнение «Контакт глаз» - Как вы думаете, что значит любить ребенка с помощью контакта глаз? Я хочу сейчас пригласить два добровольца-родителя. Один родитель будет выполнять роль мамы, а другой — роль ребёнка.

Сядьте спиной друг к другу. Ситуация такова: «Ваш ребёнок не хочет убирать игрушки». Мама начинает общаться с ребёнком по этому поводу. Начали.

А сейчас сядьте лицом друг к другу и смотрите в глаза, и повторите тоже самое общение.

Вопрос к «ребёнку»: «Когда лучше воспринималась информация, когда мама сидела спиной, или когда смотрела в глаза»?

Вот видите, оказывается, что внимательнее всего ребенок слушает нас и лучше воспринимает наши слова, когда мы смотрим ему в глаза. Тяжелой для ребенка является ситуация, когда мама, общаясь с ребенком, одновременно готовит кушать, либо убирает, либо стирает. О каком контакте глаз может идти речь.

Поэтому старайтесь при общении со своим ребёнком находить такие минутки, чтобы вы могли контактировать с ним глазами, вы сами только что убедились, что это более эффективный способ донести ребёнку полезную информацию, и это очень значимый способ выражения вашей любви к нему. Это любящий взгляд родителей, готовность отреагировать на плач, смех, любое движение. Взгляд может успокоить, поддержать, развеселить, да и наказать тоже может. Ребенок нуждается в таком контакте с самого рождения. Итак, глаза родителей должны постоянно излучать нежность и любовь независимо от того, довольны вы им в данный момент или нет.

И если вы столкнулись с ситуацией, когда вы недовольны ребёнком. То вы можете ему сказать так: «Ты у меня хороший, я тебя очень люблю, но сегодня ты совершил поступок, который я не одобряю»

Слайд 5

Второй способ выражения родительской любви к ребенку - физический контакт.

Вопрос к родителям: «Как вы понимаете этот способ?». Осуществить физический контакт - это значит: прикоснуться к руке; обнять за плечи; погладить по голове; потрепать по волосам; шутливо потолкаться; прижать к себе; поцеловать и т. д.

И теперь ответьте каждый для себя на вопросы — Как часто вы это делаете? А делаете ли вообще? В каких случаях? Просто задумайтесь.

Выражение любви родителей с помощью физического контакта должно соответствовать возрасту детей. Если мы со дня рождения до 6-7 лет часто целуем детей (им это нравится, то ребенка в 8-12 лет можно обнять, прижать к себе, ласково потрепать. Девочки тянутся больше к мамам, им нравится, когда мама их целует и обнимает; мальчики же начинают это отвергать. Их больше тянет к отцам, но потребность в физическом контакте остается. Поэтому возня, борьба, похлопывание по плечу, шутливые потасовки и толкания позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, а также чувствовать мужскую поддержку отца.

У детей есть потребность «подзаряжаться» нашей любовью: так, совсем маленький ребенок, который еще только научился ходить, возвращается к маме, прижимается к ее коленям — и идет дальше играть, исследовать мир. И ему не страшно, потому что он уверен: мама здесь, недалеко, она любит его и может защитить. С возрастом формы «подзарядки» меняются: это и семейное чаепитие, и чтение перед сном, и просто разговор, совместные посиделки… Эти семейные ритуалы необходимы ребенку, чтобы чувствовать: мы вместе.

Слайд 6

Поговорим еще о третьем способе выражения любви — пристальном внимании.

Внимание, получаемое от родителей, позволяет ребенку почувствовать, что для мамы и папы он — самый важный человек в мире. He имея возможности уделять ребенку достаточно внимания, родители часто заменяют его подарками, выполнением просьб (попросил «Машинку» - купили и т. д.).

Внимание - это насущная потребность каждого ребенка. От ее удовлетворения зависит, как ребенок оценивает себя, как его принимают окружающие. Не получая достаточно внимания, ребенок испытывает беспокойство, не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его эмоциональное и психическое развитие. Необходимо ежедневно находить время, чтобы побыть с ребенком наедине.

Слайд 7

Как родителям выражать свою любовь?

Говорить больше тёплых слов: “Мне хорошо с тобой”, “Я рад тебя видеть”, “Хорошо, что ты пришёл”, “Мне нравится как ты….”, “Я по тебе соскучилась”, “Как хорошо, что ты у нас есть”. Не нужно забывать и обнять ребёнка, приласкать, прикоснуться к нему. Американский семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря. Что четыре объятия необходимы каждому человеку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день.

Слайд 8

Но как же быть с воспитанием? Воспитание – это не дрессура (использование кнута и пряника, и родители существуют не для того что бы вырабатывать у детей условные рефлексы. Прежде всего с ребенком нужно построить человеческие отношения. Прежде чем воспитывать, критиковать или наказывать за поступки, которые нам не нравятся, нужно научиться безусловному принятию ребенка. Мама говорит дочери: “Будешь хорошей девочкой, будешь хорошо учиться, я буду тебя любить”. Но любовь не товар и не деньги. Для психологического благополучия ребенку необходима уверенность, что наша любовь не оценочна, и не зависит от каких-то условий. Мы любим его не “ за то, что он….” и “не только если он…”, а просто потому, что он есть. Только на фоне безусловного принятия возможно всё остальное: воспитывать, договариваться, налаживать дисциплину и т. д.

Может ли быть родительской любви слишком много?

Настоящей любви к ребенку – ответственной, уважительной и дружеской – много не бывает. По мнению детского психолога с мировым именем Дугласа Блоха: “ То, что ребенок слышит, – это то, чем он станет.

Они не могут сказать: “Эту похвалу я принимаю, а эту критику отвергают”. Вот несколько примеров того, как негативные словесные послания влияют на жизнь ребенка.

Слайд 9

Упражнение «Слова, которые убивают»

Давайте проведём эксперимент, который покажет, насколько вербальное насилие до сих пор влияет на нашу собственную жизнь. Вспомните своё детство и воскресите в памяти негативное слово или фразу, которые вам сказал родитель, родственник, учитель или другой ребёнок. Это могли быть постоянные нотации или замечание. Вспомнить их помогут следующие фразы:

– Ты никогда ничего не добьёшься.

– Ты неуклюжий.

– Ты лентяй.

– Ты эгоист.

– Ты толстый.

– Ты слабый.

– Ну почему ты не такой, как твой брат или сестра?

– Если не можешь сказать ничего умного, лучше помолчи.

– Оставь меня в покое.

– Большие мальчики не плачут.

– Сам виноват.

– Ты плохой (ая).

Теперь закройте глаза и повторите выбранную фразу не меньше двадцати раз. А потом оцените свои чувства. Какие у вас возникли физические ощущения? Каким вы видели себя самого? Какие у вас эмоции? Спросите себя влияют ли эти слова на мою нынешнюю жизнь? Может быть я до сих пор переживаю их негативные последствия?

А теперь представьте себе, как такие слова могут повлиять на впечатлительного, открытого ребёнка.

Некоторым детям повезло: родители отправляют им позитивные сообщения. Например, преуспевающий предприниматель рассказывал. Что, когда ему было 3 года, мать укладывала его спать, садилась рядом и шептала ему на ухо: “ Ты сумеешь сделать всё, что захочешь. Предела твоим достижениям не будет”. Едва ему исполнилось 20, он основал собственный кораблестроительный завод.

Взвешивайте каждое слово, прежде чем сказать его своему ребенку. Осуждайте поступок, а не самого ребенка.

Слайд 10

Упражнение «Шесть платочков»

Цель: способствовать осознанию родительского опыта, особенностей повседневных отношений с ребенком.

Инструкция: Приглашается один доброволец, который будет играть роль ребенка. Затем рассказывается следующая история:

Ты мой маленький ребенок, мы спешим с тобой в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок.

- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.

- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой! Перестань глазеть! – я тебе отвечаю (Завязываю глаза платочком).

Мы бежим дальше, и я встречаю по дороге свою подругу и быстро обмениваюсь с ней последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:

- Мама, а кто такой дядя Юра?

- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)

Я прощаюсь с подругой, и мы с тобой бежим дальше…

- Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…

- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)

Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Я кричу:

- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)

Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на тебя.

- Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги)

Ребенок начинает хныкать. Я кричу на нее:

- Что ревешь! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце)

Краткий итог и обсуждение. Спросить у «ребенка» и участников, какой платок хочется развязать первую очередь и почему?

Что чувствовал и о чем думал «ребенок» на протяжении всего действия?

Вот в какое состояние мы вгоняем своего ребенка, преследуя благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от мамы и папы, да и от других людей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?

- Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, - это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку (обнять «ребенка»). Когда ему будет достаточно, он сам отойдет. При этом ни в коем случае вы не похлопывайте по спине, не поглаживайте мол «все пройдет».

Психологи рекомендуют обнимать своего ребенка несколько раз в день: 4 раза – необходимо просто для выживания, а для хорошего самочувствия, интеллектуального развития – 12 раз в день.

Слайд 11

Рисунок «Коллективное дерево»

- Давайте представим, что наши дети саженцы, нам нужно, чтобы они росли здоровыми, сильными, красивыми, гармоничными?

Что для этого нужно? (много тепла, солнца, заботы и любви).

Задание: Нарисуйте мощный ствол с ветками и напишите на листочках все, что вы можете и хотите дать своим детям на данный момент. Это могут быть чувства, эмоции, качества характера.

Родители рассматривают дерево и рассказывают, какое оно стало сильное, красивое, в нем есть все, что они в него вложили!

- Когда это дерево наберет силу, вы сможете сами укрыться в тени его мощной листвы. Чтобы воспитать такие качества характера, ребенку нужны любовь, доверие и внимание, тогда ребенок вырастет гармоничной личностью.

Слайд 12

"Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он стал счастливым, можно. " А. С. Макаренко

Литература

1. Баркан А. И. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. “ФСТ _ ПРЕСС”, М. 1999 г.

2. Дуглас Блох “Говорить с ребенком. Как?” Прайм – Еврознак СПб. 2007г

3. Гиппенрейтер Ю. “Общаться с ребёнком. Как?” АСТ: Астрель, 2007 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультации для родителей «Что значит музыка для ребёнка в детском саду», «Роль сказки в жизни ребенка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЧТО ЗНАЧИТ МУЗЫКА ДЛЯ РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ» В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью.

Консультация для родителей «Что значит быть хорошим папой?» Отец, папа, папочка. Как много значит для ребенка этот человек. Как любит малыш эти сильные руки, подбрасывающие его до небес, и широкие.

Рекомендации для родителей «Научите ребенка любить книгу!» Научите ребенка любить книгу!Рекомендации для родителей Уважаемые родители! Только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение.

Практикум-семинар для родителей «Игра в жизни ребенка» Выступление старшего воспитателя на практикуме-семинаре для родителей. Старший воспитатель: Добрый вечер, всем присутствующим! Сегодня у.

Программа по экологии «Любить природу, значит, любить Родину» “Любить природу – значит любить Родину” (М. Пришвин) Введение Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного.

Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка»Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка» .

Семинар-практикум для родителей «Пальчиковая гимнастика» Семинар-практикум для родителей «Пальчиковая гимнастика». Цель: обучение родителей методам развития мелкой моторики пальцев рук. Задачи:.

Семинар-практикум для родителей «Семья и психологическое здоровье ребенка» Цель: формирование позитивного отношения к себе, своему ребенку, через творческое включение. Задачи: 1. Ознакомить родителей с негативными.

Семинар-практикум для родителей старшей группы «Как развивать ребенка, играя» Цель: систематизация знаний родителей по подготовке детей к обучению грамоте. Задачи: Укреплять взаимодействие педагога детского сада с.

Семинар-практикум для родителей «Здравствуй, театр!»Семинар-практикум для родителей «Здравствуй, театр!» Семинар-практикум для родителей «Здравствуй, театр!» Цель. Приобщать родителей к театральному искусству, помочь им в домашней обстановке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Что значит любить ребенка?»
Опубликовано: 19 декабря 2017 в 18:29
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД