МААМ-картинки

Семинар-практикум для родителей старшей группы «Как развивать ребенка, играя»

Света Утина
Семинар-практикум для родителей старшей группы «Как развивать ребенка, играя»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: систематизация знаний родителей по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи: Укреплять взаимодействие педагога детского сада с семьей. Совершенствовать работу с родителями по подготовке детей к обучению грамоте.

Предварительная работа: подбор литературы, заданий для практической работы, создание презентации.

Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков, графические схемы предложений, заготовки для штриховки, карандаши, листы бумаги. Демонстрационный материал: картотека «Пальчиковая гимнастика»,использование мультимедийной презентации.

Публикация «Семинар-практикум для родителей старшей группы „Как развивать ребенка, играя“» размещена в разделах

Участники семинара - практикума : воспитатель, родители.

План семинара :

Теоретическая часть. 1. Основные направления и содержание работы по подготовки детей к обучению грамоте. 2. Рекомендации по формированию готовности детей к обучению грамоте в домашних условиях.

Практическая часть. 1. Организационный этап. 2. Освоение приемов звукового анализа слов, работа над слоговой структурой, составление предложений по опорным словам, графическим схемам предложения. 3. Подготовка руки к обучению письму. 4. Рефлексия.

Воспитатель:

Добрый вечер! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Сегодня мы поговорим о том, как подготовить наших детей к обучению грамоте.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.

Основные этапы подготовки ребенка к обучению грамоте

1. Развитие зрительного восприятия и внимания.

2. Развитие слухового восприятия и внимания.

3. Развитие связной речи.

4. Деление слов на слоги.

5. Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа.

6. Звуковой анализ и синтез.

7. Знакомство с буквами. Обучение чтению слогов, слов.

1. Развитие зрительного восприятия и внимания.

- Предложите ребенку сложить из счетных палочек, спичек, цветных карандашей по образцу или описанию фигуры. Такие игры по выкладыванию фигур проводите ежедневно.

- Покажите ребенку, какие фигуры можно сложить из геометрических фигур разных по размеру, вырезанных из цветного картона. Предложите ребенку самому пофантазировать и придумать, что можно сложить из этих фигур. Одновременно закрепляются названия геометрических фигур, различение цветов, ориентировка на плоскости. Ребенок должен усвоить понятия справа, слева, вверху, внизу. Научите его использовать предлоги на, в, у, под, от, перед, из, с, из-за, из-под.

- Складывайте вместе с ребенком разрезные картинки из частей (двух, трех, четырех). Разрезы могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными, фигурными. Сначала предлагайте простые предметные картинки, потом сюжетные. Можно использовать кубики с сюжетными картинками, пазлы, конструкторы, мозайки. Они развивают пространственные представления, мелкую моторику пальцев рук.

2. Развитие слухового восприятия и внимания.

- Упражняйте в различении речевых звуков. Покажите картинки и объясните, что девочка укачивает куклу: «А-а». Волк воет: «У-у». У мальчика болит зуб: «О-о». Ослик поет: «И-и». Спойте песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок пусть покажет соответствующую картинку. Объясните ребенку, что звуки мы слышим и произносим.

3. Развитие связной речи.

- попросите ребенка рассказать вам в какие игры играл, какую сказку читали в детском саду.

-упражняйте составлять предложения по картинкам: «Девочка поливает цветы», «Девочка моет руки». Объясните, что вы составляете предложения, предложения состоят из слов. Попросите ребенка определить количество слов в предложении, составить предложения с определенным количеством слов.

4. Деление слов на слоги.

- Предложите отхлопать в ладоши слоги в словах ва-та, ли-са, ма-ши-на, ку-би-ки, кот, мяч.

- Составьте с ребенком слова из слогов :

- Если сказать ШУ, а потом БА, что получится?

- Если произнести слоги СА, ПО, ГИ, что получится?

5. Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа.

Предложите ребенку задания :

-закрашивать предметы, не выходя за контур; - проводить прямые, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии; - обводить рисунок по точкам; - штриховать в разных направлениях; - обводить клеточки в тетради, рисовать различные узоры.

6. Звуковой анализ и синтез.

- Покажите ребенку, что из двух звуков [а] и [у] получится крик заблудившихся в лесу детей а-у, из звуков [у] и [а] получается плачь ребенка у-а. Предложите упражнения:

- Если я произнесу у-у, а потом и-и, что получится? (Уи)

- Я пою ои. Какой звук я произношу сначала, а какой потом?

-Упражняйте ребенка в выделении гласного звука из начала слова, стоящего под ударением:

- Какой звук я произношу в начале слов у-дочка, о-кунь, а-ист? - Какие слова, ты знаешь, которые начинаются с этих звуков?

Расскажите, что гласные звуки произносятся легко (воздух не встречает никакой преграды, поэтому их можно петь. Гласные звуки обозначаются красным кружком.

- Упражняйте ребенка в выделении последнего и первого согласного звука в слове. Произнесите звук, который должен выделить ребенок, громко, тяните его: лук, мак, кот.

Объясните, что согласные звуки не поются, потому что воздух встречает преграду. Согласные звуки обозначаются синим кружком.

-Упражняйте ребенка в составлении и анализе закрытых слогов: ап, ок, ит. Используются красные и синие кружки.

- Я произнесу сначала [о], а потом [п]. Какой слог получился? Правильно оп.

- Обозначим звуки кружками. Каким кружком ты обозначишь первый звук? (Звук [о] – гласный, обозначается красным кружком).

- Каким кружком ты обозначишь второй звук? (Синим, потому что звук [п] – согласный).

-Упражняйте ребенка в составлении и анализе открытых слогов: та, па, ма, ка.

- Объясните ребенку, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими: [п] и [пь], [к] и [кь]. Твердый согласный – большой братец (обозначается синим кружком, а мягкий согласный – маленький братец (обозначается зеленым кружком). В игровых упражнениях узнавайте и различайте твердые и мягкие согласные звуки («Твердый или мягкий?», «Назови братца»).

- Упражняйте ребенка в определении количества и порядка звуков в слове, составлении звуковых схем слов, подборе слов с определенным количеством звуков.

7. Знакомство с буквами. Обучение чтению слогов, слов.

- Объясните ребенку, что буквы бывают большие и маленькие. Буквы мы видим, пишем, читаем. При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова.

- Предложите ребенку составить слоги, слова из разрезной азбуки из букв.

- Упражняйте ребенка в преобразовании слогов (ак – ап, му – пу, слов с помощью замены букв (сок – сук, удалении или добавлении буквы (уха – муха, составлении слов из рассыпанных букв (о, т, к – кот).

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

написать букву в воздухе, на столе;

выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д;

вырезать из бумаги образ буквы;

вылепить из пластилина, теста;

написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у вас родителей я предлагаю отправиться в путешествие по Стране «Грамотей-ка», в которой мы сможем пополнить свой багаж знаний, умений и навыков в области обучения грамоте.

Игра «Определи первый звук в слове»

На слайде изображения предметов. На столах предметные картинки. -Определите, с какого звука начинается слово «айсберг», «лук». - Выберите и покажите тот предмет, название которого начинается с этого же звука.

Игра «Определи последний звук в слове»

На слайде изображения предметов. На столах предметные картинки. – Определите последний звук в слове «насос», «пылесос». - Выберите и покажите тот предмет, название которого заканчивается этим же звуком

Игра «Определи место звука в слове»

Слайд 6

Игра «Собери бусы»

У каждого на столе «бусины» красного, синего и зеленого цвета, предлагается определить какой звук прозвучал (гласный, согласный твердый или мягкий, и обозначить его соответствующим цветом. Звуки: «а», «в», «у»

Игра «Назови пару»

Я буду называть твёрдый согласный звук, а вы назовёте его мягкий вариант, т. е. найдёте пару.

Игра «Где мой дружок»

Слайды 7,8

Воспитатель:

А сейчас я предлагаю вам произвести звуковой анализ слова «лук» с помощью моделей-фишек.

Игра «Рассели друзей по домикам»

слайд 9

«Составь предложение по опорной картинке из 3, 4, 5 слов.»

Слайд 10

Составь предложение по графической схеме (индивидуально)

Составление графической схемы предложения

1. Наступила осень.

2. Пришла веселая зима.

Воспитатель:

На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка, необходимо прежде всего научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку :

Правильная посадка. При правильной посадке ребенок должен сидеть прямо, грудь не касается стола (расстояние между туловищем и краем стола – 3–5 см, оба плеча должны быть на одной высоте. Ноги, согнутые под прямым углом в коленях, опираются всей ступней на пол или на подставку для ног. Руки при письме лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола и находились на расстоянии около 10 см от туловища. Голова немного наклонена налево у детей, пишущих правой рукой, либо немного направо у детей, пишущих левой рукой. Тетрадь располагается наклонно влево (для праворуких) либо вправо (для леворуких) так, чтобы нижний угол был напротив груди. Свободной рукой ребенок придерживает тетрадь и по мере заполнения страницы передвигает ее этой рукой вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди ребенка.

Как правильно держать ручку

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ручку сверху, большой поддерживает ручку слева. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку слишком сильно. Указательный палец может легко подниматься, и ручка при этом не должна падать. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или же свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка?

Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять паралоновые шарики, губку.

Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.

Заводить будильник, игрушки ключиком.

Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т. д.

Резать ножницами.

Делать пальчиковую гимнастику.

Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

Упражнения для подготовки руки к письму (проводятся с родителями)

1. «Пальчиковая гимнастика» (представляем картотеку, созданную воспитателями группы).

2. Упражнение «Зеркало» Цель: развитие мелкой мускулатуры рук, умение повторять за ведущим.

3. Упражнение с карандашом «Добываем огонь», «Пропеллер», «Вращение», «Шаги» Цель: упражнять в прокатывании карандаша между ладонями, двумя-тремя пальцами по столу.

Упражнения для подготовки к технике письма

(проводятся с родителями)

Штриховка «Кораблик»

Взрослый рисует любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и проводит в ней 1-2 линии (горизонтальные, вертикальные или по диагонали, на конце которых нарисовано по одной стрелочке (чтобы ребенок понимал, в каком направлении штриховать фигуру). Ребенок заканчивает штриховку, начатую взрослым, а взрослый в это время следит за тем, чтобы ребенок рисовал в нужном направлении и чтобы линии были прямые и ровные.

Упражнения для формирования элементарных графических умений (проводятся с родителями)

Графический диктант «Собачка».

Для упражнения нужен тетрадный лист в клетку и карандаш. Первое время для ребенка желательно поставить точки, чтобы он знал, откуда начинать узор. Перед началом упражнения пусть ребенок покажет, где у него правая и где левая рука. Объясните ребенку, что вы будете диктовать ему узоры, а он будет рисовать по маленьким клеточкам. Узоры могут быть любыми, а начинать желательно с самого простого, например: одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна направо.

Рефлексия:

А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы. «Больше всего мне понравилось…», «В дальнейшем я буду использовать…», «Здесь я узнала нового…».

Педагог предлагает родителям оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальную карточку «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый»«владею не достаточным объемом информации», «красный» - «не владею…»

Публикации по теме:

Консультация для родителей в старшей группе «Как развивать мотивационную и волевую готовность ребёнка к обучению в школе» Тема “Как развивать мотивационную и волевую готовность ребёнка к обучению в школе”. Восприятие В процессе восприятия шестилетний ребенок.

Консультация для родителей «Как развивать музыкальные способности» Консультации Как развивать музыкальные способности. Даже если вы не ставите перед собой задачу воспитать второго Моцарта, согласитесь,.

Семинар — практикум для родителей детей первой младшей группы. «Учимся правильно дышать» Цель: познакомить родителей с методикой проведения дыхательной гимнастики и ее организацией в домашних условиях. Воспитатель приглашает.

Семинар — практикум для родителей «Логопедическая мозаика» Цель семинара-практикума: Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в домашних условиях. Задачи: 1.

Семинар-практикум для родителей «О здоровье всерьез» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 "Радуга" Сивкова Любовь Васильевна "О здоровье всерьез" Семинар.

Семинар-практикум для родителей по развитию речи Дорогие, родители! Я приглашаю вас к разговору. Кстати, что такое разговор? Собеседник издает звуки разной силы, а мы слушаем эти звуковые.

Семинар-практикум для родителей «По страницам любимых сказок» в старшей группе. Задачи: 1. помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка. 2. развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному.

Семинар-практикум для родителей «Семья и психологическое здоровье ребенка» Цель: формирование позитивного отношения к себе, своему ребенку, через творческое включение. Задачи: 1. Ознакомить родителей с негативными.

Семинар-практикум для родителей старшей группы «Творческие игры из ничего»Семинар-практикум для родителей старшей группы «Творческие игры из ничего» Форма проведения: практикум. Цель: уточнить, закрепить и углубить знания родителей о творческих играх с детьми. Задачи: - показать родителям.

Семинар-практикум «Организация совместной деятельности, как одно из условий социализации ребенка дошкольного возраста». Часть 1. Введение в тему. Приветствие аудитории по рядам с использованием модуля «Колонна» (Н. Н. Шуть «Секреты эффективных игр для развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей старшей группы «Как развивать ребенка, играя»
Опубликовано: 12 мая 2017 в 22:54
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей старшей группы «Как развивать ребенка, играя»» (включая файлы) размещена пользователем Света Утина (УИ 1139372) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД