Папки-передвижки

Семинар — практикум для родителей «Логопедическая мозаика»

Надежда Воронина
Семинар — практикум для родителей «Логопедическая мозаика»

Цель семинара-практикума :

Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в домашних условиях.

Задачи:

1. Расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в домашних условиях.

2. Дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания.

3. Сформировать представление о разнообразии методов и приемов выполнения домашних заданий.

Публикация «Семинар — практикум для родителей „Логопедическая мозаика“» размещена в разделах

4. Обучить практическому использованию разнообразных упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики, речевого материала по автоматизации поставленных звуков.

Оборудование: пособия по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания; дидактические игры и упражнения на развитие звукопроизношения; зеркало, логопедические альбомы, тетради, книги; рекомендации «Развиваем речь детей», «Методические рекомендации для домашних занятий с детьми при закреплении произносительных навыков».

Добрый вечер, уважаемые родители!

Рада видеть Вас на нашем собрании. Я учитель-логопед, и сегодня я хочу рассказать Вам о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей.

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Но не всегда речь ребенка развивается правильно. В таком случае требуется помощь логопеда. В процессе своей работы логопед осуществляет коррекцию всех сторон речи, т. к. речь является очень сложной системой, и нарушения звукопроизношения -лишь верхушка айсберга. Итак, логопедическая работа направлена на:

• формирование правильного звукопроизношения

• развитие движений органов речи

• совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку четкой дикции, постановку дыхания, работу над правильным ударением, темпом и ритмом речи

• совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова, схожие по звучанию и артикуляции

• совершенствование грамматического строя речи

• обогащение, активизация словарного запаса

• развитие мелкой моторики, т. е. движений пальцев рук; подготовка руки к письму

• развитие связной речи

• подготовка к обучению грамоте

Поставленные задачи реализуются на групповых и индивидуальных занятиях.

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются в пятницу

- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

- весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

- задания должны быть прочитаны ребенку;

- все задания выполняются до конца.

Во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиям.

Более детальные рекомендации по выполнению домашних заданий вы найдете в памятке.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Выражайтесь доступным ребенку языком. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми. Избегайте частого просмотра телевизора, компьютерных игр. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

В чём же причина нарушения речи? А причин очень много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжёлых заболеваний ребёнка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей – уж они-то бьют по ребёнку без промаха ещё до появления на свет.

Нарушения речевого развития часто возникают при различных психических факторах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и пр.)

Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве артикуляционной моторики. Часто встречаются речевые нарушения, связанные с недостатком речевого выдоха, слабостью голосовых связок, патологическим расположением аденоидов, искривлением носовых ходов и др.

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды… Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки из которых состоит наша речь, это умение называется фонематическим слухом.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развить слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. В случае фонематического недоразвития ребенок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, «Р» и «Л», «Ц» и «Ч» и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затрудняют развитие речи не только устной, но и письменной. Формирование умения узнавать любой заданный звук в слове и отличать его от сходных включает следующие этапы:

1. Развитие слухового восприятия:

слухового внимания;

слуховой памяти;

речевого слуха;

2. Становление фонематического слуха:

в рядах изолированных гласных;

в рядах слогов;

в словах;

Дифференциация парных звуков.

Побор игр должен идти в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т. е. умения ребенка различать неречевые звуки по их звукочасточным свойствам. Затем для развития слуха, т. е. умение ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова.

Главная роль в развитии способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у ребенка трудности с речью. Позволю напомнить, что даже самые серьезные нарушения речи устранимы, если грамотно, с терпением и любовью заниматься с малышом.

Предлагаю поиграть в игры, способствующие развитию фонематического слуха. (игры смотреть в рекомендациях для родителей «Развиваем речь детей»).

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.

Предложить родителям проделать пальчиковую гимнастику. (Смотреть рекомендации для родителей «Развиваем речь детей»)

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые ребенок с удовольствием рассматривает.

Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

На этом этапе выступления родители знакомятся с основными правилами работы со звуком, артикуляционными упражнениями и методическими рекомендациями к ним. (Смотреть рекомендации для родителей «Развиваем речь детей»)

Родители под руководством логопеда делают артикуляционные упражнения.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания. (Смотреть рекомендации для родителей «Развиваем речь детей»)

Знакомство родителей с основными параметрами правильного ротового выдоха и упражнениями, направленными на развитие правильной воздушной струи. Совместные игры с родителями.

Заключительный этап. Этап вопросов-ответов.

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, читая книги, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей «К чтению посредством игр со звуками» Семинар – практикум для родителей на тему «К чтению через игры со звуками». Цель: познакомить родителей с системой обучения грамоте дошкольников.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Игрушки своими руками»Семинар-практикум для родителей «Игрушки своими руками» .

Семинар-практикум для родителей «Речь — чудесный дар природы» Тема «Речь – чудесный дар природы». Форма проведения: семинар – практикум с использованием видеопрезентации. Цель: демонстрация актуальности.

Семинар-практикум для родителей «Новогодний праздник в семье». Цель: Способствовать эмоционально – положительному общению детей, родителей и педагога. Обобщать опыт семейного воспитания. Материал и оборудование:.

Семинар-практикум для родителей «О здоровье всерьез» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 "Радуга" Сивкова Любовь Васильевна "О здоровье всерьез" Семинар.

Семинар-практикум для родителей по познавательно-исследовательской деятельностиСеминар-практикум для родителей по познавательно-исследовательской деятельности Семинар – практикум для родителей по познавательно-исследовательской деятельности. Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием,.

Семинар-практикум для родителей по развитию речи Дорогие, родители! Я приглашаю вас к разговору. Кстати, что такое разговор? Собеседник издает звуки разной силы, а мы слушаем эти звуковые.

Семинар-практикум для родителей «Стиль семейных отношений» Семинар-практикум для родителей воспитанников старшего и подготовительного дошкольного возраста "Стиль семейных отношений и эмоциональное.

Семинар-практикум для родителей «Все мы родом из детства» Семинар – практикум для родителей «Все мы родом из детства» Цель: дать представления родителям об особенностях речевого развития детей 4.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар — практикум для родителей «Логопедическая мозаика»
Опубликовано: 19 марта 2017 в 21:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД