Марина Трушкина
Семинар-практикум для родителей на тему: «Игры для привития культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Листок календаря, датированный последним воскресеньем ноября, подсказывает ответ – Материнство. Именно в этот день наша страна отмечает День Матери. О мамах сказано немало слов, много невысказанного живет в сердце каждого из нас. Как прекрасно слово «мама». Все на земле от материнских рук! Вам, дорогие наши гостьи, посвящена наша сегодняшняя встреча.
В младшем возрасте дети во многом зависят от мамы. Мамы дают первые навыки к самостоятельной жизни.
Публикация «Семинар-практикум для родителей на тему: „Игры для привития культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы обучения, воспитания и развития. Концепция дошкольного образования положила начало реформам дошкольного образования. В законе РФ «об Образовании» ст. 18 п. 1 подчеркивается, что родители являются первыми педагогами. Они должны заложить основы нравственного, физического и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень часто стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать «Я сам!»
Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – взрослые стремятся сделать все за ребенка сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше. «Ну что за неряха!»- в сердцах воскликает иной родитель, будто не причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врожденные качества и действительно ли мы оказываем ребенку помощь стремясь сделать все за ребенка. Взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности, приучает надеется на других. Уже к 3 годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердится. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к упрямству, своеволию. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок хочет делать все сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.
А вы, дорогие родители, сталкивались когда-нибудь с подобным проявлениями? Какие пути выхода из трудной ситуации вы находили?
Родители делятся опытом.
Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, носков, резинок для волос, постоянное и удобное место для полотенца. Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимые в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Педагоги : Мы проводили анкетирование родителей, беседуем с родителями, которые приводят детей первый раз в детский сад. Мы хотим, чтобы время которое ваш ребенок проводит в детском саду, было для него радостным и счастливым и поэтому для нас важно знать ваше мнение о том, что вы считаете наиболее значимым для своего ребенка, какими навыками обладает ваш ребенок в большей или меньшей степени, и зная все плюсы и минусы, мы пытаемся вместе решить все проблемы в сферы воспитания. Благодаря этому адаптация ребенка пройдет более гладко и менее болезненно.
Все анкеты внимательно читаем, беседуем с родителями на интересующие их вопросы. В течении учебного года выставляются папки- консультации на различные темы по вопросам воспитания и быта ребенка.
Сейчас мы познакомим вас с приемами и методами, которые используем в группе.
В процессе формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания принимают участие все педагоги, работающие с группой.
Мы создаем условия для формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков. Прежде всего оборудование для обучения детей трудовым навыкам хранятся в специально отведенных для этого местах, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождение. Началу работы по формированию данных навыков предшествуют сюжетно-ролевые игры. Сначала воспитатель обучает детей игре, а потом закрепляет навыки в режимных моментах.
Например: игры с куклами.
Это- «Строим кукле комнату», «Угостим куклу чаем», «Оденем куклу на прогулку», «Кукла делает зарядку», «Накормим куклу обедом», «Постираем кукле платье» и т. д. Эти игры способствуют формированию практических умений и навыков, прививают положительное отношение к умыванию, побуждают принимать посильное участие в труде.
Показ сопровождается пояснением. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием («Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»). Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол.
А чтобы игры были интересные, применяем много потешек или стихов, ведь их можно подобрать на все случаи жизни.
И в заключении.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще научатся. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию?
Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.
Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «молодец» или «неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Вес виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности.
Правила:
• Создать для ребенка необходимые условия для развития самостоятельности
• Не ругать ребенка, если у него что -то не получается
• Относиться к ребенку, как к взрослому, проявлять к нему терпимость.
Анкета для родителей
«Навыки самообслуживания детей».
Критерии самообслуживания Самостоятельно С помощью взрослого
Следит за собой (опрятность)
Старается быть аккуратным в быту
Может кушать самостоятельно
Может пользоваться носовым платком
Может раздеваться
Может одеваться
Складывает свои вещи
Может убрать за собой игрушки
Моет и вытирает руки
Ходит в туалет
Просит ли помощи, если что-то не получается?
Конспект
Познавательного занятия
по воспитанию культурно-гигиенических навыков
"Да здравствует мыло душистое"
Цель:
• Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями;
• Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
• Подвести детей к понятию, что “Чистота – залог здоровья”;
• Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Материал к занятию:
• кусочки туалетного мыла по количеству детей;
• коробочка;
• киоск, мыло туалетное, хозяйственное, банное, жидкое;
• для опытов: колбочка с водой, стружки мыла, трубочки для коктейля;
• видеофильм по сказке К. Чуйковского “Мойдодыр”;
• мыльные пузыри.
Воспитатель вносит в группу красивую коробочку, в которой находятся кусочки мыла (по количеству детей) разного цвета и запаха.
Ребята, нам принесли посылку, и мы пока не знаем, что в ней. Чтобы узнать, надо отгадать загадку.
Это наш хороший друг
Терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится,
В руках оно вертится,
Запенится вода.
От страха грязь бледнеть начнет
И побежит, и потечет,
Исчезнет без следа.
А руки станут чистыми,
Душистыми, душистыми
Узнали без труда.
Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть, что в посылке. Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите в руки по кусочку и скажите: какое мыло, что можно о нем сказать?
Ответы: дети обследуют кусочки мыла, гладкое, душистое, скользкое, розовое, белое, желтое, теплое и т. д.
Воспитатель обобщает ответы детей : мыло имеет цвет, запах, форму.
• Какое мыло нравится вам? (Ответы детей).
• А для чего нужно мыло? Разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой? (Ответы детей.)
• Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. Мыло, которым моют руки, называется туалетное.
• А сейчас мы совершим небольшую экскурсию в киоск, где продается мыло. Оказывается, мыло бывает не только туалетным. (Дети приходят в импровизированный киоск, где на полочках лежит разное мыло: туалетное, хозяйственное, банное, жидкое).
Воспитатель в роли продавца рассказывает о разных видах мыла, где и как оно применяется, при этом привлекает к высказываниям детей.
• Теперь, дети, придя в киоск, вы без труда выберете себе необходимое мыло.
После экскурсии воспитатель вместе с детьми проводит опыты.
1. В коробочки с чистой водой насыпать стружки мыла, понаблюдать, как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится.
2. С помощью трубочки для коктейля выдувать воздух в воду с растворенным мылом для образования пены. Игра “У кого пена выше и пышнее?”
(Дети делятся впечатлениями, высказывают свое мнение).
Вывод: Любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Воспитатель предлагает посмотреть отрывок из мультфильма по сказке К. Чуйковского “Мойдодыр”, обращает внимание на окончание произведения.
• Для чего люди моются, стирают белье, убираются в доме? (Ответы детей).
• Чтобы в доме чисто, уютно, не было микробов, все были чистыми, опрятными, аккуратными, а главное здоровыми, ведь чистота - залог здоровья.
Игры детей с мыльными пузырями.